Статья:

Подготовительные этапы организации работы студенческого телеканала как площадки для обучения студентов

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(98)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Кошелева О.С. Подготовительные этапы организации работы студенческого телеканала как площадки для обучения студентов // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 5(98). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/98/66659 (дата обращения: 22.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Подготовительные этапы организации работы студенческого телеканала как площадки для обучения студентов

Кошелева Ольга Сергеевна
магистрант, Российский государственный социальный университет, РФ, г. Москва

 

Студенческая площадка СМИ играет важную роль не только в продвижении и улучшении имиджа вуза. Для студентов факультетов журналистских направлений – это уникальная возможность применять полученные теоретические знания на практике в стенах университета, отрабатывать навыки работы и как журналиста, и как видеооператора, видеомонтажера, звукорежиссера и так далее.

Целями создания телеканала для университета являются следующие пункты:

  1. Повышение уровня знаний и улучшение практических навыков среди студентов факультета журналистики. Как следствие, положительный рост показателей самого факультета.
  2. Повышение конкурентоспособности вуза по показателям трудоустройства выпускников журналистского факультета среди остальных учебных заведений с этим направлением обучения.
  3. Улучшение имиджа вуза за счет различных рекламных и PR-материалов о процессах обучения, достижениях студентов, внеучебных мероприятиях, выпускаемых на площадке телеканала.

Важно отметить, однако, что учреждение телеканала в стенах учебного заведения должно быть строго регламентировано. Перед созданием положения об утверждении новой структурной единицы и оформления закупки технического оснащения нужно проанализировать возможности вуза, цели создания телеканала и, в частности, предполагаемую пользу для студентов-журналистов. Кроме того, для подготовки специалистов с практическим опытом университету может потребоваться создание не только телеканала, но и целой телерадиокомпании или 360-градусного ньюсрума. Newsroom – это наиболее законченный вариант «комнаты новостей» с 360-градусной интеграцией, поскольку объединяет все виды СМИ, обладает необходимым техническим оборудованием для создания и трансляции медиапродукта не только по традиционным каналам, но и для передачи его на различные интерактивные платформы; позволяет создавать полноценный мультимедийный продукт и полностью управлять контентом [1].

Основная же цель данной работы более узкая: обосновать необходимость учреждения именно телестудии, поскольку телевидение как средство массовой информации является:

  • одним из наиболее массовых среди других СМИ;
  • требует большого количества именно практических навыков не только для корреспондента, но и для других медиапрофессий (видео- и звукооператор, режиссер, редактор и т.д.). В стенах вуза можно обучить студента всем этим направлениям работы;
  • телепроизводство включает в себя в некотором роде особенности работы других видов СМИ (озвучка закадрового голоса и звукорежиссура «заимствованы» из радио, публикация уже вышедших на телеканале материалов в социальные сети и на сайт университета схожи с работой в интернет-журналистике).

В работе нами были выделены основные аспекты, на которые следует обратить внимание.

Во-первых, это внесение телестудии в штатное расписание университета. Этот аспект занимает одно из ключевых положений, поскольку сотрудничество и взаимосвязь с существующим пресс-центром, фотошколой и другими медиаструктурами имеет большое влияние на дальнейшее функционирование телеканала. Следует определиться с положением телестудии в системе подразделений университета и пересмотреть штатное расписание и документы по организационной структуре предприятия. При корректном составлении этих документов все эти площадки будут сотрудничать и взаимовыгодно работать, будут спонсироваться и находиться под управлением одного отдела или одного человека, и он будет нести ответственность за выпускаемые материалы.

В свою очередь, телекомпания обязуется так же сотрудничать с подразделениями вуза, создавать PR-материалы, повышающие их имидж и освещать все значимые события университета. Все промежуточные и готовые медиапродукты являются частной собственностью университета (а не самой телекомпании), поэтому транслирование или передача материалов за пределы вуза должна быть согласована с ректоратом и иметь необходимые вотермарки с логотипом.

Во-вторых, это поиск подходящей территории. Площадка телеканала должна находиться в непосредственной близости от главного корпуса университета или в самом корпусе.

Несмотря на то, что нами была установлена необходимость закрепления телекомпании как части факультета журналистики, площадка доступна и для школьников, студентов других факультетов и даже вузов. В этом случае телестудия:

  • повышает лояльность среди абитуриентов вуза (нужно понимать, что практиканты-школьники по большей части будут получать теоретические знания, а практическую часть будут осваивать исключительно под наблюдением более опытных студентов и, конечно, сотрудников телекомпании);
  • получает возможность расширения своей аудитории в другие вузы за счет их практикантов;
  • проводит таким образом стажировку в том числе и в технических направлениях (звукорежиссура, видеосъемка и монтаж и т.д.). В будущем эти специалисты могут с большей вероятностью трудоустроиться в этой телекомпании.

Далее следует разделить работу телекомпании на несколько основных, на наш взгляд, редакций, каждая из которых имеет свои обязанности в заполнении сетки вещания.

1. Редакция «Новости».

Задачи редактора: взаимодействие со всеми подразделениями и отделами вуза, поиск информационных поводов, разработка контент-плана и утверждение сетки вещания. Составление расписания работы сотрудников и распределение их на конкретные съемки и пост-продакшн в соответствии с обязанностями. Обучение студентов-журналистов особенностям работы с информационными жанрами телевизионных СМИ: направление нового студента на 1-2 съемки в качестве стажера со съемочной группой, помощь в последующем написании им закадрового текста. Курирование озвучивания текста и обучение первичному монтажу «рыбы» сюжета. Обучение более опытных журналистов заключается в более детальном разборе жанровых особенностей, теоретические экскурсы о работе в кадре и формировании личного визуального имиджа студента. Работа с постановкой голоса, объяснение принципов процесса интервью, обучение ведения новостных выпусков в студии. Проверка каждого готового материала и новостного выпуска перед выходом.

2. Редакция «PR».

Задачи редактора: взаимодействие со всеми подразделениями и отделами вуза, поиск информационных поводов, разработка контент-плана и утверждение сетки вещания. Составление расписания работы сотрудников и распределение их на конкретные съемки и пост-продакшн в соответствии с обязанностями. Обучение студентов-журналистов особенностям работы с рекламными жанрами телевизионных СМИ, погружение в основы PR и массовых коммуникаций. Разбор художественных приемов, проверка всех готовых материалов.

3. Редакция «Художественные проекты».

Задачи редактора: взаимодействие со всеми подразделениями и отделами вуза, поиск информационных поводов, разработка контент-плана и утверждение сетки вещания. Составление расписания работы сотрудников и распределение их на конкретные съемки и пост-продакшн в соответствии с обязанностями. Обучение студентов-журналистов особенностям работы с художественными жанрами телевизионных СМИ.

Таким образом, обучение студентов на площадке именно телеканала способствует большему охвату полученных знаний по журналистике в целом. Кроме этого, решение начать с создания телестудии для вуза – это не так трудозатратно, как учреждение площадки со всеми видами журналистики в режиме 360-градусного освещения событий, и позволит сделать анализ по повышению уровня заинтересованности и полученных знаний среди студентов, а также улучшению имиджа и конкурентоспособности самого университета. После проведения такого анализа можно будет сделать вывод о целесообразности развития телеканала в конкретном вузе до, например, ньюсрума.

 

Список литературы:
1. Шестеркина, Л. П. Студенческая журналистика на просторах интернета: вопросы профессионального становления // Журналистский ежегодник. 2015. №4. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/studencheskaya-zhurnalistika-na-prostorah-interneta-voprosy-professionalnogo-stanovleniya. Дата обращения: 29.01.2020.