ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОТКРЫТОСТИ КАК ЭЛЕМЕНТА СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ХИМИИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(195)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(195)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОТКРЫТОСТИ КАК ЭЛЕМЕНТА СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ХИМИИ
Современный этап развития общества, в связи с быстроменяющимися политическими, социальными и экономическими событиями, а также модернизацией и цифровизацией многих производственных процессов, предъявляет все более высокие требования к профессиональной подготовке специалистов различных отраслей. Поэтому одной из стратегических концепций национального проекта «Качественное образование «Образованная нация» [9] выступает повышение конкурентоспособности казахстанских вузов. Содержание образования, которое предлагают отечественные университеты, должно соответствовать международным стандартам, а компетенции, которыми овладеют выпускники, должны обеспечивать их конкурентоспособность на рынке услуг с выпускниками лучших ВУЗов ближнего и дальнего зарубежья. В Государственном общеобязательном стандарте образования Республики Казахстан отмечена необходимость формирования разносторонне развитой личности, способной к саморазвитию, критическому мышлению и оценке действительности, практическому применению имеющихся теоретических знаний, а также налаживанию коммуникаций в устной и письменной форме для решения межличностных, межкультурных и профессиональных задач [10].
Особое внимание стоит уделять подготовке студентов педагогического направления, прежде всего потому, что педагог – это звено образовательного процесса, непосредственно влияющее на развитие личности обучаемого. Другими словами, чтобы учитель мог успешно осуществлять деятельность по обучению и воспитанию детей, он сам должен быть компетентным в своей области, владеть знаниями, умениями и навыками, которые бы позволили ему грамотно организовать педагогический процесс.
В частности, одним из показателей профессиональной состоятельности учителя являются его коммуникативные качества, включающие общительность, целеустремленность, доброжелательность, моральную устойчивость, инициативность, готовность оказать помощь [4].
Как утверждает Т.М. Бектуров [2], формирование коммуникативной способности преподавателя – это важная часть формирования его профессиональных качеств. Коммуникативные способности должны быть ориентированы на создание благоприятной атмосферы и установление взаимопонимания с участниками образовательного процесса. Н.В. Захарченко [5] считает, что именно коммуникативные компетенции педагога определяют продуктивность образовательного процесса вне зависимости от предметной принадлежности.
Таким образом, возникает необходимость поиска методов и приемов, позволяющих в полной мере осуществить процесс формирования и развития коммуникативных умений будущих педагогов. Одним из актуальных направлений, которое может помочь решить поставленные задачи, является использование идей синергетики в педагогической деятельности.
Синергетика (от греч. сотрудничество, согласованность) – это междисциплинарное научное направление, которое изучает общие закономерности и принципы, лежащие в основе процессов самоорганизации в неравновесных системах различной природы, например, физической, химической, биологической, социальной и др. Объектом исследования синергетики выступают системы, включающие идентичные или разнородные подсистемы, способные к нелинейному взаимодействию между собой, что может приводить к установлению порядка. В результате развития неустойчивости, система ведет себя самопроизвольно, а процесс упорядочения напрямую связан с коллективным поведением подсистем. Изменение состояния системы, отражающее периодическую сменяемость состояний неустойчивости и устойчивости, обусловливает развитие всей системы в целом, и позволяет называть синергетику теорией самоорганизации. То есть, синергетика – это понятие, определяющее, изучающее и описывающее субстанцию вне зависимости от ее научно-отраслевой принадлежности, которая способна автономно развиваться; при этом процессы саморазвития и самоорганизации едины и взаимодополняемы [11, 6 ].
Синергетика позволяет по-новому смотреть на изучение законов развития материального мира, в частности, благодаря использованию синергетического подхода в качестве метода исследования, возможно рассмотреть общество как сложную систему, которая функционирует, подчиняясь некоторым общим закономерностям. Кроме того, изучаемое направление находит широкое применение в образовательной сфере. Использование идей синергетики в образовании позволяет перейти на уровень развития, когда нужно систематизировать накопленную методологическую, теоретическую информацию, и разработать механизмы, которые бы позволяли обучать, используя данные приемы, т.е. воспроизводить синергетическое знание. По мнению В.М. Курейчик и В.И.Писаренко применение синергетических принципов в педагогическом проектировании образовательной среды будет способствовать обеспечению ее функционирования на уровне, соответствующем современным представлениям научной картины мира [3,7 ].
Использование синергетического подхода для решения педагогических проблем находит отражение в трудах таких исследователей, как Э.Б. Финкельштейн, О.Н. Федорова, С.С. Шевелева, Е. Пугачева, Ю. Шаронин, С. Шаповал, З.А. Жанабаев, П.Д. Васильева, Н.Д. Хмель, Б.А. Мукушев и др. Авторы не только изучают и анализируют возможности использования идей самоорганизации в образовательном процессе, но также рассматривают синергетический подход как один из принципов образования [1, С. 27-28].
Так как самоорганизация возможна лишь в диссипативных системах, т.е. открытых, способных к обмену с окружающей средой энергией, информацией и веществом, то процесс формирования личности обучаемого вполне может быть рассмотрен с точки зрения идей синергетики как процесс саморазвития и самоорганизации, в первую очередь, за счет «открытости», т.е. постоянного взаимообмена информацией и энергией учащегося с педагогом, между учащимися. Благодаря этому, становится возможным использование различных методик, технологий, приемов и педагогических подходов, а также появление новых целей, методов и средств обучения, позволяющих формировать новые знания и развивать умения у обучаемых [8].
Мы предлагаем использовать элемент открытости как методическую базу для формирования коммуникативных умений студентов – будущих учителей химии на занятиях по методике проведения школьного химического эксперимента.
Программа данного курса предполагает выполнение студентами лабораторных работ, на которых отрабатывается методика по организации и проведению школьного химического эксперимента. При этом, каждый из студентов за время обучения сможет сыграть роль учителя, учащегося, лаборанта, эксперта. Более подробно действия студентов и других участников педагогического процесса представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Деятельность участников педагогического процесса, направленная на формирование коммуникативных умений студентов – будущих учителей химии
Тип взаимодействия (подсистема) |
Участник системы педагогического процесса |
Действия, на основе принципа открытости, способствующие развитию коммуникативных умений |
Студент-преподаватель |
Студент-«учитель» |
Разработка методики проведения занятия на основе изучения различных литературных источников, обсуждение с преподавателем на занятии и во время самостоятельной работы под руководством преподавателя (СРСП) предложенного хода и содержания занятия, формы, средств и др. вопросов. Студент опирается на содержание программы, но не ограничен литературными источниками, изучает учебники и научно-методические издания, осуществляет поиск наиболее оптимальной методики и обсуждает это с преподавателем, вместе они принимают решение по выбору варианта хода урока с применением школьного химического эксперимента |
Студент-«ученик» |
Участвует в обсуждении достоинств и недостатков проведенного занятия. Выдвигает предложения по оптимизации проведения занятия. Оценивает проведенное занятие, что дает информацию для преподавателя о внесении изменений в методику проведения практикума |
|
Преподаватель |
Консультирует студентов по вопросам, возникающим у них по ходу самостоятельного изучение материала для подготовки к лабораторному занятию в роли «учителя». Участвует в обсуждении достоинств и недостатков проведенного занятия |
|
Студент-студент |
Студент-«учитель» |
Студент в роли «учителя» разрабатывает для учащегося, выполняющего роль «лаборанта» на занятии, инструкцию-заявку для подготовки необходимых реактивов и оборудования, проверяет выполнение и руководит действиями студента-«лаборанта» в ходе занятия. Прорабатывает варианты коммуникации со студентами-«учениками» на уроке и осуществляет коммуникацию в ходе урока: организует фронтальную, групповую или индивидуальную коммуникацию, дает задания и проверяет их выполнение в различных видах (письменно, устно). Выполняет саморефлексию в конце занятия |
Студент-«ученик» |
Выполняет задания по инструкциям, разработанным студентом-«учителем», отвечает на вопросы студента-«учителя», формулирует наблюдения и выводы, фиксирует и озвучивает в конце занятия его достоинства и недостатки |
|
Студент-лаборант |
Студент-«учитель» |
Составление списка необходимого оборудования и реактивов, предоставление списка лаборанту и студенту-«лаборанту» |
Студент-«лаборант» |
Коммуникация с лаборантом по вопросам приготовления растворов нужной концентрации, необходимых реагентов; получение консультации у лаборанта по возникающим вопросам относительно проведения опытов |
|
Лаборант |
Консультирование студента-«учителя» и студента-«лаборанта» по вопросам подготовки оборудования и реактивов для проведения школьного химического эксперимента |
Таким образом, приведенные в таблице действия, которые выполняет каждый из участников педагогического процесса в рамках курса по методике проведения школьного химического эксперимента, позволяют поддерживать функционирование системы развития коммуникативных умений у студентов. Но так как данная система является открытой, то она подвержена как положительному, так и отрицательному влиянию со стороны участников процесса. Однако, каждое из подобных вмешательств, нарушающее устойчивость системы, образуя так называемую «точку бифуркации», способствует более разностороннему развитию студентов и позволяет в большем объеме осуществить формирование и развитие коммуникативных способностей. Поэтому реализация принципа открытости в данном случае – это подходящее и необходимое направление, которое позволит решить возникающие задачи и достигнуть поставленной цели.