Статья:

Образ тела как компонент сознания и самоотношения человека

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №6(99)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Светикова А.В. Образ тела как компонент сознания и самоотношения человека // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 6(99). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/99/67009 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Образ тела как компонент сознания и самоотношения человека

Светикова Александра Вячеславовна
студент, Филиал Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, РФ, г. Севастополь

 

Образ тела участвует в формировании образа мира человека и в огромной степени организовывает восприятие им как самого себя, так и социальной реальности в целом, являясь неотъемлемой составляющей сознания.

Сознание  – высшая форма психического отражения, присущая человеку как общественно историческому существу, выступает как сложная система, способная к развитию и саморазвитию, несущая в своих структурах присвоенный субъектом общественный опыт, моделирующая мир и преобразующая его в деятельности [5, С. 5].

Образ мира человека строится из систем субъективного опыта (значений и смысла), которые представлены в сознании. Значение есть специфически человеческая форма отражения, выработанная в процессе исторического развития и зафиксированная в вербальных и невербальных компонентах опыта. Смысл – след взаимодействия с предметом, явлением, ситуацией, зафиксированный в виде отношения к ним [4].

Данный подход к пониманию и исследованию сознания широко применяется в такой обрасти психологии как психосемантика.  Она опирается на положение о знаковой опосредованности сознания как высшей формы отражения действительности и о двойной природе знака, объединяющего общественный, культурно-исторический опыт (значение) с индивидуальным личностным смыслом [5]. Знак — компонент деятельности человека, средство его сознательной ориентировки в объектах внешнего мира, управления собственным поведением и поведением др. людей. Выступает в двух планах: в социальном — как продукт истории культуры человеческого рода и в психологическом — как орудие психической деятельности конкретного человека [3]. Образ тела, как компонент сознания, может быть исследован с помощью методов психосемантки.

В процессе развития сознания у человека формируется самосознание – осознание человеком себя как индивидуальности. Оно может быть направлено либо на внешний мир, окружающий человека, либо на самый субъект - тело, поведение, потребности, чувства, характер. Результатом процессов самосознания является «Я-концепция» личности. В психологии принято рассматривать телесное или физическое «Я» как одну из составляющих Я-концепции человека [10].

Я-концепция - развивающаяся система представлений человека о самом себе, включающая: а) осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и пр. свойств; б) самооценку; в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов [3]. Вклад в исследование этого феномена внесло множество различных ученых, так или иначе касающихся вопросов самосознания личности, и изучающих его с различных позиций, таких, как: У. Джемс, Ч. Х. Кули, Дж. Г. Мид, Л. С. Выготский, И. С. Кон, В. В Столин, С. Р. Пантилеев, Т. Шибутани, Р. Бернс, К. Роджерс, К. Хорни, Э. Эриксон.

Основоположник учения о Я-концепции У. Джемс считал, что личность состоит из двух основных составляющих: «Я»-познаваемое как эмпирический объект (Ме) и «Я»-познающее(I). «Я» как объект состоит из четырех аспектов: духовное «Я», материальное «Я», социальное «Я» и телесное «Я», которые и образуют для каждого человека уникальный образ или совокупность представлений о себе как личности [6]. Данная теория стала основой для создания и развития взглядов о Я-концепции.  

В отечественной психологии «Я-концепция» рассматривалась в основном в русле изучения самосознания. Этой проблематикой занимались В.В. Столин, Т. Шибутани, А.А. Налачжанян, Е.Т. Соколова, С.Р. Пантелеев, Н. И. Сарджвеладзе.

На данный момент в литературе нет единой структуры Я-концепции. Но традиционно в ней принято выделять три основных компонента (по Р. Бернсу) [1]:

  • Когнитивной компонент – содержание самовосприятия и самоописания, т.е. представление о себе.
  • Эмоционально-оценочный компонент – переживаемое отношение к себе, выраженное в различных эмоциональных реакциях и представленное в понятии самооценки. 
  • Поведенческий компонент – проявление образа «Я» и самооценки в актуальном или потенциальном поведении человека.

На ряду с компонентами выделяются три основные модальности:

  • Реальное «Я»: настоящее представление человека о себе на данный момент.
  • Зеркальное (социальное) «Я»: представления человека о том, как он выглядит в глазах других людей.
  • Идеальное «Я»: представление человека о том, каким бы он хотел стать.

Характер и особенности, а также соотношение модальностей формируют самооценку личности [8].

Образ тела является одним из Образов «Я», включенных в когнитивную составляющую Я-концепции. Телесное «Я» является интегральной составляющей каждого из трех элементов установки - образа «Я», самооценки и поведенческих реакций - и может быть представлено в различных модальностях.

Как в общей ее структуре, так, в частности, в образе тела можно выделить те же компоненты и модальности [10].

  1. когнитивный компонент – представление индивида о своем теле;
  2. аффективный компонент – самооценка, аффективная оценка этого представления, то есть эмоциональное отношение к своему телу, находящееся в зависимости от временных и событийных факторов;

3) поведенческий компонент – поведенческая реакция, конкретные действия, вызванные особенностями образа физического «Я».

Представляется оправданным представить образ физического «Я» как систему структурно связанных между собой компонентов, как это делают Е.Т. Соколова [7] и А. Ш. Тхостов [9], которые выделяют в структуре образа внешнего компонента три модальности представлений о своем теле:

1) реальное физическое «Я» - представления человека о том, каково его тело на самом деле;

2) зеркальное (социальное) физическое «Я» - установки, связанные с представлениями о том, как его тело видят другие;

3) идеальное физическое «Я» - установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать внешне.

Самым изученным исследователями и наиболее полно описанным считается когнитивный компонент образа «Я» в структуре Я-концепции. Исследователь самосознания С.Т. Джанерьян отмечает, что образ «Я» есть набор воспринимаемых качеств о себе [2]. Когнитивный компонент образа физического «Я» есть совокупность представлений индивида о своей внешности, признаков, образов, в которых он ее описывает.

Он представляет собой, с одной стороны, образ социально обусловленного эталона тела с перечнем наиболее значимых параметров внешности, с другой стороны, образ реального тела индивида, который формируется в результате сравнения реального и социального «Я». Когнитивный компонент, в свою очередь, побуждает эмоциональную оценку себя в виде самооценки. Оба эти компонента составляют целостный образ физического «Я» [1].

В настоящее время наиболее употребительным в психологии является термин отношение к себе, под ним подразумевается комплекс установок, оценок, эмоций по отношению к себе, выражающихся в одобрении или обвинении, похвале или порицании себя[11].

Самоотношение – система эмоционально-ценностных установок в адрес собственного «Я». Оно рассматривается как многомерное динамическое образование, в структуру которого входят такие компоненты как «позитивное отношение к себе» (самоуважение и аутосимпатия) и «негативное отношение к себе» (самоуничижение) [8].

Субъект представляет свое тело с помощью когнитивного компонента и оценивает его через эмоциональный компонент. Оба компонента взаимосвязаны друг с другом и выступают как единство одного процесса.

Таким образом, можно заключить, что образ телесного «Я» человека представляет собой необходимый структурный компонент сознания, базовую, глубинную подструктуру личности, которая влияет как на всю личность в целом, так и играет большую роль в характере самовосприятия, самооценки и самоотношения.

 

Список литературы:
1. Бёрнс Р.Б. Развитие «Я» - концепции и воспитание / Р. Бёрнс. – М.: Прогресс, 1986. – 320 с.
2. Джанерьян, С.Т. Профессиональная «Я»-концепция: системный анализ / С.Т. Джанерьян. – Ростов н/Д.: Изд-во Ростов. ун-та, 2004. – 480 с.
3. Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь: АСТ; АСТ-Москва; Прайм-Еврознак. – Москва; СПб; 2008.
4. Кожевникова О.В., Вьюжанина С.А. Психосемантика. Метод семантического дифференциала: учебнометодическое пособие для студентов высших учеб. заведений / О.В. Кожевникова, С.А. Вьюжанина. – Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет», 2016. – 120 с.
5. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. – 208 с. 
6. Райгородский Д.Я. Психология личности. Т.1. Хрестоматия. Издание второе, дополненное. - Самара:1999 - 448 с.
7. Соколова, Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности / Е.Т. Соколова. – М.: МГУ, 1989. – 216 с.
8. Столин, В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1983. - 284 с.
9. Тхостов, А.Ш. Психология телесности. – М.: Смысл, 2002. – 287с.
10. Цуркин, В.А. Особенности физического «Я» у лиц с разными типами привязанности к матери В.А. Цуркин, Т.Н.Разуваева // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия Гуманитарные науки. 2013. № 27(170). Выпуск 20. – С. 308
11. Черкашина, А. Г. Образ физического «Я» в самоотношении девушек 17-18 лет: Дис. …канд. психол. наук / А.Г. Черкашина. – Самара, 2004. - 197 с.