Денежно-кредитная политика ЦБ РФ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №6(99)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №6(99)
Денежно-кредитная политика ЦБ РФ
MONETARY POLICY OF THE CENTRAL BANK OF THE RUSSIAN FEDERATION
Ibrahim Timurkaev
Undergraduate, Tax Institute Russian New University, Russia, Moscow
Аннотация. Оценена и описана нынешняя денежно-кредитная политика Центрального Банка Российской Федерации. Исследовано влияние санкций на общий фон в экономике России. Рассмотрены механизмы по управлению денежно-кредитной политикой в условиях нестабильности мировой конъюнктуры. Исследованы результаты применения данных мер, а также проанализированы применяемые ЦБ РФ инструменты по стабилизации ситуации в экономике.
Abstract. the current monetary policy of the Central Bank of the Russian Federation is Evaluated and described. The influence of sanctions on the General background in the Russian economy is studied. Mechanisms for managing monetary policy in the conditions of instability of the world market are considered. The results of these measures are studied, and the tools used by the Central Bank of the Russian Federation to stabilize the situation in the economy are analyzed.
Ключевые слова: ЦБ РФ, денежно-кредитная политика, санкции.
Keywords: Central Bank of the Russian Federation, monetary policy, sanctions.
Спрос на товар, который предоставляет ЦБ РФ обеспечен на законодательном уровне согласно ст. 140 п. 1 ГК РФ. Банкноты и монеты Банка России являются безусловными обязательствами Банка России согласно ст. 30, ФЗ No86 «О ЦБ». Деньги — это специфический товар, который производится ЦБ РФ, причём получение прибыли не является целью деятельности ЦБ РФ, согласно ст. 3 ФЗ No86 «О ЦБ РФ».
В своей статье «Об инструментах денежно-кредитной политики» доктор экономических наук В.А. Останин отмечает, что денежно-кредитная система обладает признаками целостности. [4]Объектом управления в нашей модели является денежно-кредитный рынок. Исходя из этой установки, В.А. Останин рассматривает рынок не как исключительно самоорганизующуюся систему, а как систему, на которую можно оказывать управляющее воздействие в процессе реализации той или иной разновидности денежно-кредитной политики где регулятор изначально может использовать выработанные им наперёд правила. [5]
Цель деятельности Банка России как регулятора денежно-кредитной политики – это обеспечение равновесия на денежно-кредитном рынке и вытекающая из этого условия и являющаяся подчинённой задачей – обеспечение ликвидности всей банковской системы.
Основной функцией Центрального банка, как указано в ч.2 ст.75 Конституции РФ [1] и ст. 3 Закона о Центральном банке, является защита и обеспечение устойчивости рубля. [2] Российский рубль имеет высокую волатильность и, следовательно, является объектом для широкого поля деятельности спекулятивных операций.
Наиболее эффективными инструментами Центрального Банка считаются те, которые прямо воздействуют на величину ключевой ставки и объём денежной массы в стране. Для примера, при галопирующей инфляции, ЦБ пошёл на повышение ставок, производя операции (продажа облигаций на внутреннем долговом рынке, РЕПО, продаже иностранной валюты), направленные на уменьшение ликвидности банков.
При такой политике экономический рост невозможен, и поскольку ЦБ одновременно спровоцировал валютную панику, отпустив курс рубля в свободное плавание и подтолкнул его к свободному падению своими заявлениями о том, что он не будет отвечать за курс рубля, получилось так, что у предприятий вообще нет возможности для получения денег на рынке так как все финансисты сегодня заняты финансовыми спекуляциями, у них нет другого поля деятельности при таких процентных ставках.
«Спекулятивная воронка» обрушила валюту, обесценив тем самым сбережения граждан. В декабре 2014 г. курс рубля упал на 50%, что должно было создать условия для импортозамещения. Но волны создания обрабатывающих производств в России не было. Всё дело в том, что при таком резком повышении ключевой ставки, которая произошла вслед за девальвацией национальной валюты, стоимость кредита в коммерческих банках взлетела до небес. Ровно такая же ситуация наблюдалась и в 2009 г.
ЦБ перекрыл доступ к источникам кредита внутренним, хотя должен был наоборот заняться замещением, реализуя для этого схемы долгосрочного рефинансирования наряду с контролем за использованием денег, не выше чем те, которые предлагаются на Западе. Никому не интересен реальный курс рубля, для производства важно, чтобы были созданы условия для получения прибыли. При этом необходимо понимать, что основной держатель валюты – государственные корпорации, которые, вообще говоря, выручку должны продавать. [5]
ЦБ предлагается заместить западные источники кредита внутренним кредитом на тех же условиях, на которых государственные корпорации занимали деньги за рубежом:
- низкие процентные ставки (с другой стороны, если в одночасье ЦБ делает ставку 0,5%, то это ни к чему хорошему не приведёт: держать низкую ставку по кредиту и удерживать условия, когда Правительство допускает инфляцию издержек за счёт роста тарифов на ЖКХ, топливо, инфраструктуру невозможно);
- длинные деньги (для серьёзной экономики необходимы длинные кредиты до 20 лет, для примитивной экономики и полгода для розницы достаточно);
- эффективный механизм контроля.
В этом случае кредитные ресурсы для бизнеса становятся более доступными, что в свою очередь создаёт условия для развития и роста экономики в целом.
Исходя из выше изложенного можно сделать вывод, что повышение ключевой процентной ставки — это катастрофическая некомпетентность, которая привела к тому, что прибыль государственных корпораций в течение двух лет снижается, а получаемой сегодня прибыли не хватает даже для поддержания простого воспроизводства. Предприятия не имеют доступа ни к кредитам на оборотный капитал, ни к кредитам на инвестиции, потому что норма рентабельности в обрабатывающей промышленности как по фондам так и по себестоимости продукции в два раза ниже минимальной ключевой процентной ставки, на которую ориентируется весь банковский сектор.
Необходимо понимать, что дотации (интервенции) в экономике – это, прежде всего, компенсация макроэкономических ошибок, которые Правительство решить не смогло. Цель проведения данных валютных интервенций – уничтожение финансовых спекулянтов. При этом, курс национальной валюты становится заложником сложившейся ситуации, превращаясь в фактор политического давления.
С точки зрения традиционной теории торговый баланс и внутренняя инфляция это главные два фактора которые влияют на курс обмена национальной валюты. Если речь идёт о России, как о стране экспортёре нефти, нужно также учитывать цену на нефть, потому как нефть является одним из основных продуктов, влияющих на торговый баланс. Падение цен на нефть произошло в плюс реальному сектору, ведь это снижение издержек для обрабатывающей промышленности. Поскольку объёмы капитала превысили торговый баланс 90-х гг. положения традиционного курса уже не описываются традиционными теориями, и сегодня валютный рынок по сути представляет собой виртуальное поле боя на котором власти должны бороться со спекулянтами.
Применяемые ЦБ РФ инструменты по стабилизации ситуации в экономике можно сказать, что мало что меняется на протяжении долгого периода: в своей политике ЦБ, пытаясь управлять инфляцией и валютным курсом, Правительство и Центральный Банк тем самым отказываются от всякого влияния на занятость.
Выход из сложившейся ситуации видится в следующем:
- Создание большой монетизации через создание качественного внутреннего долгового рынка;
- Перестать устраивать валютные качели
- В реальные сектор экономики деньги для развития экономики должны прийти в результате нового процесса монетизации экономики.
Необходим переход на инновационно-инвестиционный сценарий развития экономики. Для этого нужно принять ряд принципиальных решений связанных со стабилизацией курса и с созданием механизма долгосрочного кредита, а также урегулировать базовые механизмы ценообразования, потому как «налоговый манёвр», который сделало Правительство, заменив им значительную часть экспортных пошлин на пошлины внутренние для недропользователей, что стало очередным ударом по инфляции. Замена налога, который собирался с природной ренты с экспортированного сырья на налога на потребителя, создало очередной толчок для повышения уровня цен.
Необходимо создавать внутренний долговой рынок, для того чтобы компании из Европы, Америки и Китая фондировались в России, и тогда можно было бы сделать большую монетизацию в экономике, которую финансовый рынок смог бы обработать. Если где-то существует переизбыток денег – финансовый рынок это показывает моментально. В этом и состоят преимущества денежно-финансовой экономики, которые необходимо использовать, а не быть донором этой экономики, коей на настоящее время является Россия.