Статья:

Аттестация государственных и муниципальных служащих

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №6(99)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Клочкова М.С. Аттестация государственных и муниципальных служащих // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 6(99). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/99/67132 (дата обращения: 06.07.2020).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Аттестация государственных и муниципальных служащих

Клочкова Мария Сергеевна
магистрант, Поволжский институт управления - филиал РАНХиГС, РФ, г. Саратов

 

CERTIFICATION OF STATE AND MUNICIPAL EMPLOYEES

 

Maria Klochkova

Master's student Volga region Institute of management – branch of Ranepa, Russia, Saratov

 

Аннотация. С точки зрения обширного понимания аттестация представляет собой не что иное, как определение квалификации, уровня знаний, навыков работника, качества продукции, качества рабочих мест, качество всей системы деятельности той или иной организации, учреждения. Государственный служащий является специфическим субъектом общественных отношений, обусловленный служебным правом – обладающий  дополнительными правами, обязанностями, на которого распространяются особые запреты, ограничения, он несёт специфическую дисциплинарную ответственность.  Подобное положение, в том числе объективную необходимость аттестации таких работников.

В данной статье говорится о проблемах  реформирования  правовой основы аттестации государственных и муниципальных служащих, а так же анализируются труды отечественных учёных – юристов специалистов в сфере трудового, государственного, и служебного права.

Abstract. From the point of view of a broad understanding, certification is nothing more than a definition of qualifications, level of knowledge, employee skills, product quality, quality of jobs, quality of the entire system of activities of an organization or institution. A civil servant is a specific subject of public relations, stipulated by service law - having additional rights, obligations, which are subject to special prohibitions, restrictions, he bears a specific disciplinary responsibility. A similar situation, including the objective need for certification of such employees. This article discusses the problems of reforming the legal framework for certification of state and municipal employees, as well as analyzes the works of domestic scientists - legal experts in the field of labor, state, and service law.

 

Ключевые слова: аттестация, государственная служба, государственный служащий, муниципальный служащий, законодательство, орган государственной власти.

Keywords: certification, public service, public servant, municipal employee, legislation, public authority.

 

Проблемы аттестации государственных и муниципальных служащих являются одними из наиболее актуальных в настоящее время.

В первую очередь, это касается  вопросов  реформирования  правовой основы аттестации государственных и муниципальных служащих.

Понятие аттестация представляет собой не что иное, как определение квалификации, уровня знаний, навыков работника, качества продукции,  рабочих мест, всей системы деятельности той или иной организации, учреждения.

Сразу можно отметить,  что законодательство, регулирующее  правовой статус государственных и муниципальных служащих официальное не закрепляет правовую дефиницию «аттестация».

Безусловно, такое понятие обосновывается доктринально. 

Например, В. Халипов полагает, что сам феномен «аттестация» необходимо употреблять как в широком, так и в узком смысле.  [5]

Итак, если  употреблять данный термин в узком смысле, то под аттестацией следует понимать отзыв о способностях, знаниях, деловых и других качествах какого-либо лица; характеристика. [6]

Довольно подробно эту концепцию  обосновал Ю. Старилов.

В частности, под аттестацией он понимал деятельность, в процессе которой аттестационная комиссия в рамках установленной научно обоснованной процедуры в целях выявления степени соответствия служащего занимаемой должности производит оценку деловых, личных и нравственных качеств служащего, процесса и итогов его служебной деятельности, результатами которой становятся оценка и рекомендации  комиссии по улучшению труда, как аттестуемого лица, так и аппарата всего государственного органа. [6]

Из этого следует, что сама структура аттестации как деятельности включает в себя определённые структурные элементы.

Первый элемент - это субъект, осуществляющий оценку деловых, личных качеств государственного, муниципального служащего.

Как правило, таким субъектом является аттестационная комиссия.

Второй элемент названной деятельности – это объект, то есть сам работник, который подлежит аттестации.

Третий элемент – это совокупность всех аттестационных процедур, то есть  действий, которые направлены на осуществление аттестации.

Естественно, есть и иные подходы к пониманию аттестации сущности такой процедуры.

Приведём пример , A.B. Куракин и A.A. Савостин понимают под аттестацией непосредственно административно-правовую процедуру по оценке профессионального соответствия государственного служащего занимаемой должности, направленную на совершенствование государственной службы и развитие внутреннего потенциала аттестуемого, обязывающую по итогам принять установленные законодательством административно-правовые меры, что способствует эффективному развитию профессионального и личностного потенциала кадров. [10]

В. Манохин полагает, что под аттестацией государственных гражданских служащих следует понимать проводимую в различных формах периодическую обязательную процедуру оценки теоретических и практических знаний и навыков, личностных качеств гражданского служащего, осуществляемую аттестационными комиссиями государственного органа, с которым у служащего заключен служебный контракт, и результатом которой является продолжение, изменение или прекращение служебного контракта. [11]

Следовательно, доктринально обосновываются и определённые признаки, особенности аттестации государственных служащих

1) Такая процедура  является обязательной для определённых категорий государственных, муниципальных служащих. То есть уклонение от прохождения аттестации является должностным правонарушением и как следствие, является основанием для применения мер дисциплинарной ответственности.

2) Аттестация является государственной процедурой. Так как основы даже аттестации муниципальных служащих определяется на уровне правового акта органа государственной власти.

3) Объектом проверки являются теоретические, а равно практические знания навыки служащего. Но и не только – в равной степени проверяются и личностные качества, которые имеют значение для прохождения государственной, муниципальной службы.

4) Периодичность прохождения. Как правило, аттестация проводится в определённый промежуток времени, который чётко закреплён в нормах соответствующего закона.

5) Используются разнообразные формы проведения аттестации. При этом в Законе данные формы не определены. Этот вопрос находится в ведении государственных органов, в которых проводится аттестация. Практика показывает, что чаще всего аттестация проводится в трех формах: собеседования, экзамена (с экзаменационными билетами) и тестирования.

6) Результатом такой аттестации является продолжение, изменение, прекращение соответствующего контракта, а равно, например, начало отношений по переподготовке, повышению квалификации.

Равно возникает и вопрос относительно целей, задач аттестации.

Следует отметить, что нормы пункта 1 статьи 48 ФЗ «О государственной гражданской службе» официально, нормативно закрепляют порядок аттестации, определяя, что аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы. [1]

В то же самое время нормы  пункта 1 статьи 18 ФЗ «О муниципальной службе» содержат норму о том, что «аттестация муниципального служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности муниципальной службы» [2]

Следовательно цель аттестации государственных и муниципальных служащих унифицирована и представляет собой определение соответствия служащего занимаемой должности. Но, доктринально обосновываются и иные цели аттестации.

Итак, В.М. Манохин указывает, что кроме проверки соответствия служащего занимаемой должности аттестация преследует и более конкретные цели: определить перспективы роста аттестуемого лица, стимулировать служащего к повышению уровня своей квалификации.

В целом аттестация способствует улучшению всего дела подбора кадров и совершенствованию службы. [11]

В то же самое время, Ю. Полетаев обосновывает мнение о том, что аттестация, имеет целью повышение эффективности управленческой деятельности в целом. [11]

Довольно подробно цели и задачи аттестации обосновал Ю. Старилов. С точки зрения исследователя к таким целям и задачам относятся следующие:

- соблюдение на практике принципов государственной службы;

- обеспечение законности в системе функционирования государственной службы;

- применение к государственному служащему мер ответственности и стимулирования; повышение дисциплины и ответственности;

- поддержание стабильности государственной службы;

- предупреждение и борьба с правонарушениями и коррупцией в системе государственной службы. [6]

Соответственно, следует согласиться с подобной позиций автора, правда Ю. Старилов не выделяет в качестве особой  цели повышение эффективности  государственной, муниципальной службы, что является спорным моментом.

Примерно похожие цели, задачи выдвигает и Г. Атаманчук, определяя следующие из них:

- соблюдение принципов службы;

- законность в системе службы;

- формирование кадрового резерва;

- выявление потенциальных служащих с целью их карьерного роста;

- применение ответственности и стимулирования;

- повышение дисциплины;

- стабильность службы;

- повышение профессионализма служащих;

- борьба с коррупцией в службе. [12]

Автор определяет цели и задачи максимальной широко, правда формулирует некоторые из них  как  нормы – принципы.

Одновременно, А. Гришковец выделяет следующие цели и задачи аттестации государственных и муниципальных служащих.

1) Определение соответствия служащего занимаемой им должности. При этом, исследователь вполне правомерно говорит о том, что именно данная цель является сущностной основной целью государственной аттестации государственного и муниципального служащего.

 Более того, именно из этой цели вытекают такие цели, как повышение профессионального уровня служащих, формирование кадрового состава государственной гражданской службы, решение вопроса об изменении условий оплаты труда служащих и применение к ним мер ответственности и стимулирования.

2) Аттестация также является и фактором определения преимущественного права того или иного служащего на замещение соответствующей должности.

3) Одновременно, аттестация и функцию совершенствования  деятельности органов государственной власти, местного самоуправления.

Достижение данной цели проявляется в том, что в результате аттестации проявляется действительный уровень подготовки, знаний, навыков и умений государственных служащих. Это способствует более точной корректировке кадровой политики с учетом реальных потребностей данного органа. Кроме того, в ходе аттестации сами служащие могут высказываться и вносить предложения по совершенствованию деятельности государственного органа, что также способствует достижению указанной цели аттестации.

4) Естественно, значимой функцией аттестации является и обеспечение законности на государственной, муниципальной службе, повышение эффективности управленческого труда, а равно обеспечение соблюдения прав и свобод человека. Именно реализация принципа законности защиты прав и свобод человека является главенствующей целью. [13]

5) Также важной является и цель обеспечения борьбы с коррупцией  в рамках государственной, муниципальной службы.

Итак, достоинство данной концепции заключается  в том, что особое внимание обращается на такую роль аттестации государственных и муниципальных служащих, как  профилактика коррупции на службе.

И одновременно, выделяется глобальная функция, а именно  совершенствование всей системы государственной и муниципальной службы.

Одновременно П. Сергун полагает, что аттестация должна решить и следующие задачи.

1) Обеспечение осуществления всей совокупности работ по повышению эффективности деятельности аппарата органов государственной власти и местного самоуправления.

2) Равно аттестация ходе аттестационных процедур происходит не только проверка соответствия муниципального служащего требованиям к уровню образования и наличия необходимых знаний и умений, но и выявление пробелов в необходимых для эффективной служебной деятельности знаниях. В этой связи можно говорить о том, что аттестация выполняет такую задачу, как стимулирование повышения квалификации муниципального служащего.

3) В целом аттестация является фактором повышения эффективности работы аппарата органов публичной власти. [14]

Следует отметить, что аттестация является необходимым элементом правового статуса государственных, муниципальных служащих.

Весьма важным является вопрос, о том, какие именно цели, задачи реализуются в рамках института государственного и муниципального управления.

Имеются предположения, что законодательное, легальное определение неоправданно сужает сам феномен аттестации.

Поэтому необходим и глубокий анализ доктринальных подходов.

Таким образом, можно сделать вывод, что   к целям аттестации следует отнести повышение эффективности работы всего государственного аппарата, профилактику коррупции, реализацию принципа законности в деятельности органов публичной власти

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (последняя редакция) "О системе государственной службы Российской Федерации" 
2. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 28.12.2018) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // Российская газета.  31.07. 2004. 
3. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // "Российская газета", N 206. 19.10.1999.  
4. Федеральный закон от 08.05.1994 N 3-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // "Российская газета", N 88, 12.05.1994.
5. Халипов В.Ф,, Халипова Е.В. и др. Власть. Политика. Государство и государственная служба: Аналитический словарь-справочник. — М., 2014
6. Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. В 3 т. Т. 2: Государственная служба. Управленческие действия. Правовые акты управления. Административная юстиция. — М., 2016 – С 221.
7. Ноздрачев А.Ф. Государственная служба: учеб. для подготовки государственных служащих. — М., Норма. 201. — С. 381.
8. Хныкин Г. Аттестация работников: нормативные акты и практика их применения // Трудовое право. — 1999. — № 4. — С. 11.
9. Овсянко Д.М. Административное право в схемах и определениях. М., 2009. С. 84.
10. Куракин A.B., Савостин A.A. Процедуры, обусловленные прохождением государственной гражданской службы Российской Федерации // Право и политика. — 2004. — № 8. — С. 32.
11. Манохин В.М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование. — М., 1997. — С. 179.
12. Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. М.Норма, 2016
13. Гришковец А.А. Правовое регулирование государственной гражданской службы в Российской Федерации. М.Юридическая наука., 2014
14. Сергун П.П. Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации: теоретико-правовое исследование: Дис. ... докт. юрид. наук. М. 2011