Анализ влияния санкций на взаимную торговлю России и Турции
Секция: Экономика
XXXVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Анализ влияния санкций на взаимную торговлю России и Турции
Началом Российско-турецких дипломатических отношений принято считать 1701 год, когда в Константинополе открылось посольство России. Однако, отношения России с Турцией с самых первых дней двусторонних контактов стали напряженными. Османская империя неоднократно поддерживала крымских татар в походах против России. Заметной помощью Турции стал советский кредит в размере 8 млн. долларов, предоставленный Турции в 1932 году, на который были построены текстильные фабрики
Однако и после распада СССР отношения России с Турцией практически не улучшились. В 1992 году началась война за Нагорный Карабах между Арменией и Азербайджаном, в ходе которой Турция оказывала финансовую и военную помощь Азербайджану. С 1992 г. начал претворятся в жизнь проект создания организации Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС). Официальные данные свидетельствуют о значительном росте торговли – с 6 тыс. долл. в 1991 г. до почти 19 млн. долл. в 1999 г.
С начала 2000-х гг. отношения оказались очень плотно переплетены во многих сферах. Россия становится одним из крупнейших торговых партнеров Турции, поставляя туда сырье, энергоносители, а также происходит высокий поток туристов из России в Турцию.
Анализируя показатели внешней торговли за последние 15 лет, мы видим, что в 2001–2011 годах ежегодный турецкий экспорт в Россию увеличился с 924 млн долларов до 5993 млн. долларов.
За это время ежегодная стоимость российского экспорта в Турцию увеличилась с 3436 млн. долларов до 23953 млн долларов. В 2013–2014 гг. товарооборот между двумя странами превысил $30 млрд. (рис. 1).
Рисунок 1. Динамика товарооборота России с Турцией 2011–2015гг.
В 2014 г. по данным Государственного статистического ведомства Турции, российские товары заняли первое место в структуре турецкого импорта, за ними следуют товары из Китая и Германии [14, с. 35–42]. Импортируя в основном сырьевые товары, полуфабрикаты, энергоносители, а также машинно-техническую продукцию, Турция хорошо известна как поставщик текстиля, одежды, продовольствия, бытовой техники, стройматериалов, автомобиле, а также услуг в сфере строительства и туризма. По данным за 2015 год, Турция занимает пятое место во внешней торговле с РФ, Товарооборот России и Турции в 2014 год составил $31 млрд.
К сожалению, отношения России и Турции, выстраивавшиеся столетиями, претерпели серьезные изменения. После инцидента 24 ноября 2015 года с уничтожением российского Су-24 в Сирии российская сторона отменила соглашение об отмене визового режима между Россией и Турцией. Виновником этого инцидента стала турецкая сторона, которая ракетами класса «земля-воздух» атаковала по ее словам «неопознанный объект, нарушивший воздушное пространство». На самом деле, истребитель выполнял миротворческую миссию и не вторгался на чужую территорию. Однако турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что инцидент с Су-24 его расстраивает и заставляет задуматься [8].
После сбитого СУ-24 в районе сирийско-турецкой границы, Россия ввела в отношении Турции ряд санкций. Российские санкции нацелены по преимуществу против туристического, сельскохозяйственного и банковского секторов турецкой экономики. Россия ввела запрет на импорт турецких фруктов. На полгода под эмбарго оказалось большое количество сезонных овощей, например турецкие помидоры и огурцы, репчатый лук и лук-шалот, цветная капуста и брокколи. В черный список были также внесены свежие яблоки, груши, абрикосы, персики, нектарины, сливы и терн. Запрет правительства на многие из этих продуктов на рынке расценили как радикальную меру, потому что Турция для России была их главным поставщиком. К примеру, по данным Федеральной таможенной службы (ФТС) в конце 2015 года, на долю Турции приходилось почти 53% от всего импорта томатов в Россию в денежном выражении и 54% – в натуральном [3]. Кроме того, Москва запретила российским гражданам покупать билеты на рейсы в Турцию. Утрата этих туристов повлекло финансовые потери на сумму около 3,5 млрд. долларов в год; еще 4,5 млрд. долларов составил ущерб от отмены многих строительных проектов. Вдобавок Москва приостановила проект создания нового трубопровода «Турецкий поток», которому предстояло перегонять экспортный газ в Турцию. Вице-премьер Турции Мехмет Шимшек в декабре говорил, что российские санкции могут стоить турецкой экономике 0,3–0,4% ВВП, или $9 млрд. [2, c. 280].
Долгое время Турция не вводила ответные санкции в отношении России. Но потом турецкие власти потребовали, чтобы с 1 июня 2016 года водители российских грузовиков, пересекающих границу с Турцией, получали визы. В начале года стало известно, что Турция собирается ввести антидемпинговые пошлины для российских металлургов.
По данным ФТС, торговый оборот между Россией и Турцией за 2015 год составлял $23,4 млрд., а за первые четыре месяца 2016-года он упал более чем на $18 млрд., до $4,8 млрд. Экспорт России в Турцию снизился на 43%, импорт из Турции — более чем в два раза. В декабре 2015 года министр экономического развития прогнозировал, что товарооборот между Россией и Турцией по итогам года не превысит $18–19 млрд., а в 2016-м снизится как минимум на $800 млн. На момент введения санкций Турция являлась одним из самых популярных направлений выездного туризма: по данным Ростуризма, в течение 2015 года ее посетили 3,5 млн. россиян. Статистику за 2016 год ведомство не приводит, но по некоторым оценкам Турция из-за действия санкций могла лишиться около 75% российского турпотока.
Ухудшение отношений между двумя странами практически не отразилось на торговле газом. Турция остается вторым рынком сбыта для «Газпрома» после Германии. В 2015 году Россия поставила турецкой стороне 26,9 млрд. куб. м (в 2014 году было чуть больше — 27,3 млрд. куб. м), или 55% от ее потребностей. За первые четыре месяца 2016 года объем поставок составил 8,1 млрд. куб., обеспечив 49% потребностей [11].
В стамбульском районе Лалели, известном своими текстильными предприятиями, владельцы магазинов жаловались на застой в торговле после введения российских санкций. Для российских покупателей турецкие товары стали более дорогими. Напряженность в отношениях между Россией и Турцией, возникшая после ноября, привела к дальнейшему снижению доходов турецких предпринимателей еще на 20%, что заставляет их искать новые рынки сбыта в Иране и африканских странах [12].
Президенты России и Турции договорились нормализовать отношения между странами. Прямые переговоры между политиками произошли после письма Эрдогана, в котором он извинился за сбитый Су-24 и выразил свои соболезнование в связи с гибелью летчика Олега Пешкова. Россия и Турция вернулись к обсуждению проекта строительства газопровода Турецкий поток, который считался фактически замороженным [5].
Подведя итог, можно отметить, что все, что идет вразрез с интересами Запада, непременно благоприятствует России. А Турция, выходящая из НАТО – это идеальный сценарий для Москвы. Однако, для стабилизации ситуации в стране Эрдогану потребуются значительные экономические и финансовые ресурсы, между тем Россия также не в состоянии оказать серьезную помощь в этой области. Москва вновь позволила россиянам отдыхать в Турции, но этого будет недостаточно, поскольку политическая нестабильность заставляет даже русских туристов, искать более безопасные места.