Статья:

Топиарий – как предмет прикладного искусства

Конференция: XLIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Искусствоведение

Выходные данные
Веснина А.А., Коротаева Ю.В., Шамраева В.И. Топиарий – как предмет прикладного искусства // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(42). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/3(42).pdf (дата обращения: 20.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 112 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Топиарий – как предмет прикладного искусства

Веснина Анжелика Андреевна
студент 4 курса направления подготовки «Профессиональное обучение» профиль «Декоративно-прикладное искусство и дизайн» Тобольского педагогического института имени Д.И.Менделеева» Филиала Тюменского государственного университета в г.Тобольске, РФ, г.Тобольск
Коротаева Юлия Викторовна
студент 4 курса направления подготовки «Профессиональное обучение» профиль «Декоративно-прикладное искусство и дизайн» Тобольского педагогического института имени Д.И.Менделеева» Филиала Тюменского государственного университета в г.Тобольске, РФ, г.Тобольск
Шамраева Валентина Ивановна
студент 4 курса направления подготовки «Профессиональное обучение» профиль «Декоративно-прикладное искусство и дизайн» Тобольского педагогического института имени Д.И.Менделеева» Филиала Тюменского государственного университета в г.Тобольске, РФ, г.Тобольск
Балахнина Лидия Васильевна
научный руководитель, канд. искусствоведения, доц. кафедры ТМНиДО Тобольского педагогического института имени Д.И.Менделеева» Филиала Тюменского государственного университета в г.Тобольске, РФ, г.Тобольск

 

В статье приводится краткий вариант произведенного анализа материалов по искусству создания и вопросам формообразования топиария. Авторы рассмотрели разнообразие видов, форм исследуемого предмета прикладного искусства и его роли в современной жизни общества.

Со времен римской империи известно искусство фигурной стрижки растений, когда садовники придавали деревьям необычную форму. Современное топиарное искусство примечательно оригинальными небольшого размера деревцам, предназначенными для художественного оформления жилого пространства.

Интерес к проблемам формообразования из различных материалов и в частности к искусству топиария и определили тему курсовой работы. Цель работы: используя выразительные возможности полимерной глины создать топиарий. В ходе работе решались следующие задачи: ознакомиться с историей и видами, рассмотреть материалы для изготовления, создать топиарий.

Методами исследования послужили: метод анализа литературы технологического характера по теме исследования и метод обобщения позволим структурировать материал.

«Мода – смена форм, которая происходит от естественного стремления людей к обновлению в жизни: связана с постоянно меняющимися потребностями, в том числе эстетическими, и общим развитием общества» [1, с. 22]. Мода на искусственные домашние топиарии – декоративные деревья, выполненные в форме причудливого шара на высокой ножке необычной формы, цвета и являющиеся аналогами живых топиарных фигур, находится сегодня в самом расцвете.

«Это чисто декоративная вещь, ни в коей мере не претендующая на соперничество с природой. Следовательно, только от фантазии создателя зависит, какую форму будет иметь крона его собственного деревца» [4]. Топиарий можно создать из самых разных декоративных и натуральных природных материалов – искусственных и живых цветов, фруктов, камушков, ракушек, зерен кофе, сухоцветов, конфет, бантиков, гофрированной бумаги или шишек, гофрированной бумаги, топиарий из ватных дисков, топиарий из органзы. «Разные перышки, камешки и ракушки, мох, орешки и сухоцветы, а также обычная древесная стружка подойдут в качестве декоративного оформления кроны, и, конечно же, в ход идут искусственное сено, ленты, бусинки, декоративные бабочки и птички. Причем топиарий можно сделать для любого интерьера. В зависимости от размера и внешнего вида деревца, его можно устанавливать прямо на полу, на открытых полочках, камине, журнальном столике или прикроватных тумбочках» [3].

Конструкция рассматриваемого предмета крепится к основе, помещается в горшок и имеет несколько составляющих:

1.  Крона. Основой для этой части служит пластмассовый шар. Шар при необходимости окрашивается в нужный цвет и декорируется. Отделочные элементы крепятся при помощи жидких гвоздей (клеевого пистолета) или на бесцветный клей.

2.  Стержень, имитируя ствол деревца, продевается в отверстие нижней части кроны. Имеет прямой или причудливо изогнутый вид. В зависимости от желания автора окрашивается, обвертывается цветной бечевкой.

3.  Основа (фундамент) топиария. Это гипс, цемент или строительная пена для фиксации стержня.

4.  Вазон, в который помещается вся конструкция и заполняется наполнителем: камешками, цветным сизалем, кофейными зернами и т.д.

Сегодня известно множество интересных технологических способов для изготовления топиария.

Топиарий из бумажных салфеток. Простое легкое изделие, благодаря чему может быть установлено, подвешено к любой поверхности. Стержень выполняется из коктейльной трубки, палочки для суш, алюминиевой проволоки, которые обворачиваются цветной бумагой или атласной лентой. В данном способе для заливки горшка лучше использовать монтажную пену или пенопласт. Крона деревца выполняется из смятых или свернутых в определенную форму салфеток.

Топиарий из ткани требует обработки материала крахмалом, клеем, лаком или применяется специальная основа в виде картонного или проволочного каркаса, на который натягивается ткань. При декорировании кроны рекомендуется использовать органзу, креп, шифон для создания воздушности, пышности таких изделий.

Топиарий из монет символизирует богатство, удачу, успех во всех начинаниях. Для его декорирования используются муляжи или настоящие монеты, денежные купюры.

В композиционной основе кофейного топиария лежат цельные кофейные зерна. Внешний эффект получается иным если клеить их в два слоя. Другим интересным решением может стать «высыпающиеся зерна кофе из чашки, которая, будто бы, зависла в воздухе» [10].

Полимерная глина также может являться основным материалом для выполнения цветочных или других декоративных мотивов.

При изучении видов топиария пришло понимание того, что свое название вид берет именно от материала, а потому необходимо рассмотреть другие материалы для создания исследуемого предмета декоративно-прикладного искусства.

Пенопласт – материал, представляет собой вспененные пластические массы полученные из полимеров.

Джутовый шнур – натуральное плетеное или крученое волокно, экологически чистое. Используется для декора помещений, одежды, мебели, а также для упаковки и хозяйственных нужд, подъема грузов.

Полимерная глина – пластичный материал для лепки небольших изделий малых форм, самозатвердевающий или затвердевающий при нагревании. Этот процесс называется полимеризацией, при этом материал становится твердым, напоминает пластмассу – это главное отличие полимерной глины от обычного пластилина. Самозатвердевающая пластика идентична гипсу, дереву, т.к. её можно обрабатывать инструментом. В зависимости от замысла автор подбирает для творчества твёрдые и мягкие пластики, прозрачные и полупрозрачные (гели). Гель закрепляется при помощи термообработки. После чего поверхность изделия покрывается специальным лаком. Данная «глина выпускается разными фирмами: Fimo, Fimo soft, Kato Polyclay, Premo, Sculpey III, Sculpey Eraser Clay, Sculpey SuperFlex, Пластика, Цветик» [11].

Фимо – разновидность полимерной глины, похожей на пластилин. Мастера используют её при изготовлении бижутерии, пуговиц, статуэток, фоторамок, кукол. Запекание изделия производится при температуре около 130 градусов Цельсия примерно 30 минут. Необходимо строго соблюдать температурный режим [11].

Получение необходимого цвета, оттенка достигается путем смешивания различных цветов полимерной глины. Встречается даже золотая и серебряная. При создании топиария глину можно сверлить, окрашивать красками и специальным лаком, полировать для придания блеска.

Технологический процесс начинается с выполнения эскиза топиария, составления калькуляция необходимых материалов и оборудования.

Так для изготовления необходимы: горшочек, строительный гипс, проволока, джутовая веревка, пенопластовый шар, вискоза, розы из полимерной глины, клеевой пистолет, гуашь.

Чтобы придать белой глине персиковый оттенок, требуется добавить пастель и тщательно перемесить. После чего катается шарик размером 1–2см., расплющивается по форме и количеству лепестков розы. Формируется капелька, которая оборачивается лепестками с расправленными краями в стороны. Следующим этапом лепятся белые розы, которые окрашиваются гуашью в бордовый цвет. Таким же образом лепятся листики.

Далее готовится основа (фундамент) топиария. Для этого разводится водой гипс, заливается в горшочек, заполняя его на 1–2 см не доходя до верха. Через короткое время в середину раствора вставляется ствол, на который крепится шар.

Последующий этап состоит в оклеивании шара цветами и листиками согласно рисунка композиции. Ствол обворачивается джутовым шнуром, на поверхность застывшего гипса приклеиваются кусочки вискозы имитируя траву.

Таким образом, в результате исследования, технологического процесса создан топиарий декорированный разноцветными розами из полимерной глины. В заключении можно отметить, что данный предмет декоративно-прикладного искусства гармонично впишется во многие интерьеры. Сегодня достаточно информации о специфики изготовления топиария любой формы и содержания. Итоги исследования представлены в данной статье достаточно кратко. Несмотря на это, можно заключить, что практический опыт показал, что при соблюдении всех требований технологии можно самостоятельно его выполнить.

В настоящее время организуются большие и малые выставки профессионалов и любителей по созданию топиарий. А как известно «художественная жизнь – это особая область духовной жизни общества, содержанием которой является производство, распространение и усвоение художественных ценностей. К числу форм художественной жизни относится выставочная деятельность» [9].

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в ходе исследования были обобщены материалы по искусству создания и вопросам их формообразования топиария. Также можно заключить, что топиарию как предмету декоративно-прикладного искусства свойственен принцип одновременного решения утилитарных и декоративных задач (полезности, удобства, эстетичности), влияющий на осмысленность восприятия [5].

Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретическая часть работы может быть использована при проведении занятий по формообразованию.

 

Список литературы:
1. Балахнина Л.В. Понятийный аппарат вестиментарной моды: исторический аспект. Мир науки, культуры, образования. – Горно-Алтайск, 2012. – №4. – С. 21–24.
2. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования. / Беляева С.Е. – М.: Академия, 2006. – 208 с.
3. Галкина М. Коллекция изображений фигура из дерева Дата извлечения: 14.07.2015 0:30:00.
4. Горячева И. Топиарии. Деревья счастья: учебная литература. – АСТ-Пресс, 2016. – 80с.
5. Давалева Д.А. Особенности восприятия подростками произведений декоративно-прикладного искусства. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 12 (62): в 4-х. Ч. II. 79–83 с.
6. Дараган М.В. Основы декоративно-оформительского искусства / М.В. Драган – М., 1983. – 96 с.
7. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учеб. пособ. для студ. вузов / Логвиненко Г.М. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 144 с.
8. Основы архитектурной композици / Стасюк Н.Г., Киселева Т.Ю., Орлова И.Г. – 2-е изд. – М.: Архитектура-С, 2004. – 96 с.
9. Смирнова М.В., Балахнина Л.В. Роль выставочной деятельности в художественной жизни провинции. Современное естественнонаучное образование: содержание, инновации, практика: материалы Всероссийской научно-практической конференции 2016 г. Тобольск / Под. ред. Н.С. Бусловой, Л.П. Шебановой. – Тобольск: Тобольский педагогический институт им. Д.И. Менделеева (филиал) ТюмГУ в г. Тобольск, 2016. – С.138.
10. Топиарий своими руками увлекательное и интересное занятие. Режим доступа. – URL: http://www.greenrussia.ru/decor/213-karkasnie_basseini_dachi_svoimi_rukami.html (дата обращения 09.12.2016).
11. Топиарий своими руками. Режим доступа. – URL: http://stranamasterov.ru/node/546568 (дата обращения 17.03.2016).
12. Ярунина В. Топиарии своими руками. – Феникс, 2015. – 80с.