Статья:

Особенности употребления специфических глаголов в сказке М.М. Зощенко «Ёлка»

Конференция: XIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Филология

Выходные данные
Тычинская А.А. Особенности употребления специфических глаголов в сказке М.М. Зощенко «Ёлка» // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(13). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/2(13).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности употребления специфических глаголов в сказке М.М. Зощенко «Ёлка»

Тычинская Анна Александровна
студент, Ставропольский государственный педагогический Институт – СГПИ, РФ, г. Ставрополь
Черкашина Светлана Павловна
научный руководитель, доцент, Ставропольский государственный педагогический Институт – СГПИ, РФ, г. Ставрополь

 

Аннотация. Первичное представление о частях речи обучающиеся получают в младшей школе. Знакомство с морфологическими нормами языка и принципами употребления слов в собственной речи проходит в тесной связи с изучением художественной литературы. Употребление специфических глаголов в художественном произведении обусловлено определенными критериями. В статье рассматриваются особенности  употребления специфических глаголов в сказке М. Зощенко «Елка», а также их классификация по тематическим группам.

 

Развитие в области морфологии является приоритетным направлением в условиях начального образования школьников. Знакомство с морфологическими нормами языка и принципами употребления слов в собственной речи проходит в тесной связи с изучением художественной литературы.

Изучение глагола приходится на второй год обучения в школе и занимает значимое место в ходе речевого развития ребенка. Глагол как часть речи, отличающая высоким эмоционально-экспрессивным потенциалом, является динамичной языковой единицей, способной помочь ребенку выразить свои мысли и чувства в живой, эмоциональной форме.

Нужно подчеркнуть, что глагол является предметом изучения морфологии – науки о частях речи. Глагол выступает самой частотной по употреблению языковой единицей, придает письменному и устному повествованию динамичный характер, насыщает речь и делает ее выразительной. Академик В.В. Виноградов полагал, что глагол – это одновременно самая сложная и самая емкая грамматическая категория языка, которая определяет стилистическую красоту звучащей и текстовой речи, оказывает широкое воздействие на ее главные компоненты [1, 4].

В русском языке существуют специфические глаголы (они же «собственно русские глаголы»). Преобладающее большинство таких глаголов служит наименованием для отражения новых явлений, и только незначительное количество употребляется для названия того, что уже было ранее обозначено другими словами.

Современная картотека тематических глаголов русского языка насчитывает около 1500 единиц, организованных по тематическим группам. Так выделяют:

  1. названия поведенческих действий человека (подражать, шалить);
  2. физических действий человека (укрощать, пугать);
  3. названия физических состояний (обретать, бдеть);
  4. названия психических состояний (смущать, грезить);
  5. особенности говорения и языкового общения (уличать, клеветать);
  6. названия природных и общественных процессов и явлений (медлить, ветшать);
  7. занятия общественной деятельностью (послушничать, председательствовать);
  8. морально-этические деяния и признаки человека (приличествовать, ерничать);
  9. природные явления и процессы (индеветь, вьюжить);
  10. названия побуждений к действиям (поощрить, подстрекнуть)[5, С. 84-85].

Объектом исследования в данной статье стали специфические глаголы, использующиеся в произведениях для младших школьников, и особенности их употребления. Рассмотрим, какие специфические глаголы чаще всего употребляются в художественном тексте, и попытаемся объяснить причину подобного выбора.

Для художественной литературы характерны такие средства выразительности, которые значительно отличаются от употребляемых нами в речи устной. Особенно ярко своеобразие таких средств обнаруживается в фольклорных жанрах, насыщенных порой откровенно фантастическими сюжетными перипетиями. Вымысел в произведениях народно-поэтического наследия умело обыгрывается авторами благодаря применению экспрессивной лексики, слов с эмоционально-стилистической окраской, тропов. Также выразительность текста достигается путем широкого употребления усеченных форм прилагательных и специфических глаголов. Последний прием особенно характерен для сказочного повествования, поскольку позволяет создать объемную динамичную картину происходящего [2, с. 8].

Существуют сказки, действие в которых разворачивается в повседневной реальности. Главными героями таких произведений становятся простые люди, а сами события являются не совсем вымышленными. Такие сказки называют бытовыми, и в истории отечественной литературы роль в их повсеместном распространении приписывают Михаилу Зощенко. Характерной особенностью стилистики сказочных произведений данного автора является использование именно специфических глаголов. Для рассмотрения особенностей употребления специфических глаголов нами была выбрана сказка М. Зощенко «Елка» [3]. В произведении используются 94 специфических глагола, которые мы распределили по следующим тематическим группам:

  1. Названия поведенческих действий человека (сердиться, удивляться и т.д.).
  2. Физических действий человека (исполнять, лежать, выходить, глядеть, выносить, подходить, смотреть, съесть, ударить, говорить, подглядывать, откусывать, брать, идти, доставать, вставать, стоять, поедать, висеть, делать, входить, откусывать, брать, реветь, тянуться, подставлять, поднимать, разбивать, отбивать, убегать, ручаться, выдирать, приходить, зажигать, открывать, входить, давать, дарить, снимать, дернуть, взять, играть, губить и т.д.).
  3. Названия физических состояний (видеть, ожидать и т.д.).
  4. Названия психических состояний (понимать, хотеть, радоваться, жить, помнить и т.д.).
  5. Особенности говорения и языкового общения (ссориться).
  6. Названия природных и общественных процессов и явлений (церемониться).

Исходя из результатов исследования видно, что преобладает вторая тематическая группа глаголов, отражающая широкий спектр физических действий действующих лиц произведения.

Широкое применение автором таких языковых единиц обусловлено тем, что действующими лицами произведения являются дети. В действительности детский язык изобилует большим многообразием глагольных форм, они отражают изменчивый, неустойчивый характер детского поведения и настроения. Благодаря применению специфических глаголов писатель делает книжную речь живой, вдыхает в нее энергию ребячества и непоседливости. Читателю становится гораздо легче понять авторский замысел, вникнув в событийные аспекты художественного произведения через детские мысли и переживания, ярко живописующие картину происходящего в тексте.

В результате исследования специфики употребления специфических глаголов в сказке М. Зощенко «Елка» мы пришли к выводу, что применение таких языковых единиц обусловлено необходимостью сделать язык главных героев, в нашем случае детского возраста, более динамичным, живым.

 

Список литературы:
1. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: Высшая школа, 1972. – 601 с.
2. Воюшина, М.П., Кислинская С.А., Лебедева Е.В., Николаева И.Р. Методика обучения литературному чтению. Под редакцией Воюшиной М.П. Методика обучения литературному чтению. – М.: Академия, 2013. – 17 с.
3. Зощенко М.М. Елка. – СПб.: Просвещение, 2013. – 12 с.
4. Лекант П. А. Современный русский язык. Для бакалавров. Изд. 5-е – М.: Юрайт. – 2014. – 495 с.
5. Регушевская И.А. Тематические группы и семантико-стилистический статус специфических глаголов русского языка / И.А. Регушевская // Культура народов Причерноморья. – 2007. – № 120. – С. 81-86.