Статья:

Роль внесценических персонажей в пьесе Т.Уильямса «Стеклянный зверинец»

Конференция: XVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Филология

Выходные данные
Балхина А.З. Роль внесценических персонажей в пьесе Т.Уильямса «Стеклянный зверинец» // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(17). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/6(17).pdf (дата обращения: 26.05.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Роль внесценических персонажей в пьесе Т.Уильямса «Стеклянный зверинец»

Балхина Анастасия Зауровна
магистрант, МГУ имени М.В. Ломоносова, РФ, г. Москва

 

Драма Т. Уильямса «Стеклянный зверинец» была написана в 1944 году. Одна из ее важных особенностей – большое количество внесценических персонажей. Задача данной работы – путем подробного анализа выявить их функции в произведении.

Внесценические персонажи в драме – отец Тома и Лауры Вингфилдов, кавалеры Аманды и ее приятельница Ида Скотт, возлюбленные Джима О’Коннора. В первую очередь они нужны для более полного раскрытия характеров действующих лиц. Так, Том во многом похож на отца, он тоже же романтик, стремящийся к свободе и приключениям, мир, в котором он живет, не устраивает его: «Это наш отец, который давно ушел от нас. Он был телефонистом и влюблялся в расстояния. Бросил работу в телефонной компании и удрал из города. В последний раз мы получили от него весточку из Масатлана, мексиканского порта на Тихом океане. Он прислал цветную открытку без обратного адреса, и на ней два слова: «Привет... Пока!» [3, c.228]. В какой-то мере Том повторяет судьбу отца – он уходит из дома, скорее всего, он также стал моряком. Но в то же время эти два героя в какой-то мере противопоставлены друг другу. Если отец давно забыл о жене и детях, то Том, по-видимому, часто вспоминает свою семью, особенно сестру Лауру, перед которой испытывает чувство вины. Вся пьеса – это воспоминания Тома, он то сокрушается, то пытается оправдать себя.

Две возлюбленные Джима О’Коннора – Эмили и Бетти – подчеркивают негативные стороны характера этого персонажа: поверхностность, легкомыслие, внутреннюю пустоту. С первой его когда-то связывали серьезные отношения, которые, однако, не привели к свадьбе. Скорее всего, эта история стала для Эмили разочарованием:

Лаура. Вы не встречаетесь с ней? 
Джим. Ни разу не видел. 
Лаура. В хронике сообщали, что вы помолвлены! 
Джим. Знаю, но меня этим не возьмешь! [3, c.297]

К Бетти Джим также не испытывает глубоких чувств, для него она лишь девушка, которая соответствует его представлению об идеальной жене, это брак по расчету: «Мы встречаемся все время – ее зовут Бетти. Она такая же домоседка, как и ты, католичка, и родители у нее – ирландцы и... вообще... мы здорово привязались друг к другу» [3, c.306]. Этот на первый взгляд симпатичный и обаятельный молодой человек никогда никого не любил по-настоящему, вокруг него лишь разочарование, страдания и боль.

Семнадцать кавалеров – важная часть воспоминаний Аманды о молодости: «Так вот, однажды в воскресенье, когда мы жили в Блу-Маунтин, вашу маму навестили сразу семнадцать молодых людей – семнадцать» [3, c.237]! В прошлом эта героиня – южная красавица-аристократка, окруженная поклонниками. Воспоминания об этом счастливом времени противопоставляются жалкой жизни семьи в настоящем. Если Аманда в юные годы не знала отбоя от ухажеров и имела возможность выбрать самого достойного жениха, то ее дочь Лаура – замкнутая, непривлекательная, одинокая девушка, к тому же калека – вероятнее всего, всю жизнь будет старой девой. Также в данном случае противопоставлены две эпохи – утонченного американского юга конца XIX века и индустриальной Америки 1930-х годов. Аманда с ностальгией вспоминает годы своей молодости и не может принять настоящее, в наступившей эпохе ей нет места.

Особую роль в пьесе играет Ида Скотт. Ее образ не способствует раскрытию характера Аманды, будет даже правильнее сказать, что образа Иды нет как такового. Тем не менее, телефонная беседа Аманды и Иды оказывается очень содержательной в плане социально-исторических деталей, Аманда много говорит о популярных в то время книгах, фильмах, журналах. Например, она упоминает знаменитый роман Маргарет Митчелл «Унесенные ветром», а также новую книгу писательницы Бесси Мей Хопер, чьи произведения пользовались большим спросом в 1940-е годы: «А ведь как раз сейчас они собираются печатать с продолжением совершенно чудесный роман Бесси Хоппер... Нет, дорогая, его непременно надо прочитать! Помнишь, как всех захватили «Унесенные ветром»!..»[3, c.249] Внимание к таким деталям позволяет как можно более правдоподобно воссоздать обстановку той эпохи.

Итак, основная функция внесценических персонажей в пьесе «Стеклянный зверинец» – раскрытие характеров главных героев. Они позволяют выявить их положительные и отрицательные черты, подчеркивают их сложность и противоречивость. Вторая их функция – воссоздание описываемой в произведении эпохи, наличие таких персонажей, как, например, кавалеры Аманды, позволяет читателю глубже почувствовать атмосферу Америки конца 1930-х годов.

 

Список литературы:
1. Курмелев, А.Ю. Позднее творчество Теннесси Уильямса в контексте традиций европейского театра XX века: диссертация кандидата филологических наук: 10.01.03. – Нижний Новгород, 2012. – 203 с.
2. Лапенков, Д.С. Драматургия Теннесси Уильямса 30-х-80-х гг.: Вопросы поэтики: диссертация кандидата филологических наук: 10.01.03. – Нижний Новгород, 2003. – 199 с.
3. Уильямс, Т. Пьесы. М.: Искусство, 1967.
4. Толмачев, В.М. Зарубежная литература конца XIX – начала XX века. М.: Academa, 2003.