Статья:

Речевое своеобразие публикаций Владимира Полупанова (еженедельник «Аргументы и факты»)

Конференция: II Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Филология

Выходные данные
Тропин Р.Д. Речевое своеобразие публикаций Владимира Полупанова (еженедельник «Аргументы и факты») // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. II междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(2). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/2(2).pdf (дата обращения: 22.09.2021)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Речевое своеобразие публикаций Владимира Полупанова (еженедельник «Аргументы и факты»)

Тропин Ростислав Дмитриевич
студент ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления НИНХ», РФ, г. Новосибирск
Романова Наталья Геннадьевна
научный руководитель, канд. филол. наук, доцент, доцент кафедры маркетинга рекламы и связей с общественностью ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления НИНХ», РФ, г. Новосибирск

 

Еженедельник «Аргументы и факты» печатается с 1978 г. Это одно из самых популярных отечественных общественно-политических изданий. Аудитория данной газеты является самой большой в категории содержательных газет – каждый выпуск читают около 6,7 млн. человек, что составляет 11% от всего взрослого населения России. 

Аудиторию еженедельника преимущественно представляют женщины: 57% против 43% читателей мужского пола. Наибольший процент составляют читатели в возрасте от 45 лет и старше – 64%, что определяет структурно-содержательное и тематическое своеобразие издания. Среди основных тематических блоков – политика, экономика, общество, личность, здоровье, спорт и культура. 

Владимир Полупанов – отечественный журналист, широко известный в качестве музыкального обозревателя еженедельника «Аргументы и факты». Объект его писательского интереса - деятели современной музыкальной индустрии. Помимо них в статьях журналиста фигурируют также и другие представители шоу-бизнеса – актеры, кинодеятели, телеведущие, герои светских хроник.  

На официальном сайте еженедельника представлены многочисленные работы В. Полупанова за всего годы его работы в издании, анализ речевого своеобразия которых позволяет судить об особенностях творческого метода и развития авторского стиля журналиста, а также о жанровом, языковом, идейном контексте издания в целом, репрезентирующем актуальные направления редакционной политики.

Как известно, любой текст начинается с заголовка, который есть ключ к его интерпретации. Анализируя заголовки статей В. Полупанова, можно отметить излюбленные приемы публицистической экспрессии автора: парцелляции [2; 3], каламбуры, сленговые выражения [4]. Такие заголовки способны привлечь внимание читателя, создать интригу и, как минимум, вызвать улыбку. Речевая экспрессия и юмор делают колонку В. Полупанова узнаваемой. 

Рассмотрим подробнее ряд статей автора: «Почему нам не светит «Грэмми» за поп-музыку?» [4], «О, боже, какая пошлость. И точка»[3], «Из песен слов не выкинешь. А жаль» [2]. Все три обзора посвящены отечественной популярной музыке, к которой автор относится весьма скептически, чем охотно делится с читателями.  

Первое, что обращает на себя внимание, - это особенности словоупотребления слов тематической группы «музыкальное творчество». Полупанов использует в отношении произведений современных исполнителей слова «шедевр», «творчество», «шлягер», во всех статьях помещая их в кавычки, что должно натолкнуть читателя на мысль о качестве обсуждаемых им продуктов музыкальной индустрии. Но, несмотря на негативное отношение к творчеству ряда музыкантов, в текстах Полупанова нет конкретных проявлений речевой агрессии. Автор обрамляет критические замечания юмористическими отступлениями, в результате чего обзор, пронизанный отрицательной оценочностью, воспринимается как непринужденный рассказ собеседника о реалиях современного шоу-бизнеса.  

Еще одним излюбленным приемом Полупанова является использование сленговых выражений [4]. Колонка журналиста печатается в развлекательном разделе еженедельника, в связи с чем автор старается придать своим текстам максимальную непосредственность. Часто в обзорах Полупанова можно встретить такие выражения, как «петь под фанеру», «чёс по стране», «селеба» и т.д. Кроме того, использование подобных слов лишний раз подчеркивает уровень культурного развития, на котором, по мнению автора, находится современная поп-музыка.  

В каждом из прочитанных обзоров автор производит разбор текстов исполнителей, которые занимают вершины хит-парадов. Полупанов иронично отмечает отсутствие рифмы, использование двусмысленных и оксюморонных сочетаний, пошлость и отсутствие смыслового объема в тех или иных музыкальных произведениях. Вот пример такого разбора от автора: «Они (облака-бродяги) у Колдуна «смеются в ответ», а «время потерялось, чтобы больше не очнуться». Если бы у Колдуна всё-таки нашлось время и он заглянул в учебники русского языка, то, может быть, до него бы дошло, что время не может «очнуться», если оно «потерялось»» [2]. Остроумные критические замечания В. Полупанова подаются в доступной форме, позволяя увидеть недостатки текстов песен даже не особо эрудированным в лингвистике читателям.  

Создание иронии, юмористической тональности через намеки, сравнения, каламбуры – ключевой прием в обзорах В. Полупанова. Например, постановка смыслового акцента через искажение названия музыкальной группы или фамилии исполнителя. Так журналист подчеркивает тот факт, что своим творчеством те или иные деятели шоу-бизнеса пока еще не заработали узнаваемое и уважаемое публикой имя. 

Часто журналист использует грамматические и орфографические маркеры негативной оценки: употребляет фамилии исполнителей, выпускающих сомнительные музыкальные произведения, во множественном числе и пишет их с маленькой буквы. Нарицательные имена в статьях В. Полупанова имеют музыканты, создающие некачественный контент.

Несмотря на то, что критические обзоры составляют основную массу его трудов, В. Полупанов также освещает достижения отечественных исполнителей, чье творчество, по его мнению, находится на высоком уровне.   

Тексты статей В. Полупанова отличаются подчеркнутой экфрастичностью. Отталкиваясь от определения экфразиса, данного в работе Н.Г. Морозовой: «описание вымышленного либо реально существующего произведения изобразительного искусства, включенное в нарративную структуру художественного текста либо в структуру эпистолярных и публицистических произведений, выполняющее в них функции, определяемые авторскими целями и задачами» [1, с. 9], можно утверждать, что обзоры В. Полупанова представляют образцы музыкального экфразиса. Через словесную форму журналист передает содержание музыкальных произведений. Мелиоративная и пейоративная оценочность текстов журналиста, создаваемая лексическими средствами и разнообразными приемами речевой экспрессии, позволяет говорить о двух типах экфразиса в публикациях В. Полупанова: экфразисе-восхвалении (в терминологии Н.Г. Морозовой [1, с. 187]), то есть позитивном экфразисе – описании достойных музыкальных произведений, и экфразисе-развенчании - описаниях-характеристиках лишенных художественных достоинств произведений.

Конечно, колонка Владимира Полупанова может вызывать у поклонников творчества исполнителей, которые попадают к нему под прицел, негативные эмоции. Но не это является целью журналиста. В каждой его критической статье, в каждом замечании читаются искренние переживания за состояние современной музыкальной индустрии [4].

Если рассматривать обзоры Владимира Полупанова и его манеру подачи информации в разрезе политики еженедельника «Аргументы и факты», стоит отметить, что «АиФ» позиционирует себя как газета с широчайшим охватом (как транслируемых тем, так и аудитории). В таком контексте наличие колонки, которая остро и с юмором реагирует на деятельность современного шоу-бизнеса, является показательным, т.к. подобный контент может быть лояльно принят читателями всех возрастов. 

 

Список литературы:
1. Морозова Н.Г. Экфразис в русской прозе : монография / науч. ред. д-р филол. наук, проф. Н.Е. Меднис. - Новосибирск: НГУЭУ, 2008. – 212 с.
2. Полупанов В. В. Из песен слов не выкинешь». А жаль [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.aif.ru/culture/showbiz/vladimir_polupanov_iz_pesen_slov_ne_vykinesh_a_zhal  (дата обращения: 26.12.2017).
3. Полупанов В. В. О, боже, какая пошлость. И точка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.aif.ru/culture/46071 (дата обращения: 25.12.2017).
4. Полупанов В. В. Почему нам не светит «Грэмми» за поп-музыку? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.aif.ru/culture/40499 (дата обращения: 26.12.2017).