Статья:

Концепт "Schloss" в романе Франца Кафки "Замок"

Конференция: XXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Филология

Выходные данные
Долгова Е.А. Концепт "Schloss" в романе Франца Кафки "Замок" // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(27). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/4(27).pdf (дата обращения: 19.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Концепт "Schloss" в романе Франца Кафки "Замок"

Долгова Екатерина Александровна
студент, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королёва, РФ, г. Самара

 

Франц Кафка заслуженно является одной из самых значимых фигур в литературе двадцатого столетия. Многие исследователи творчества писателя делали попытки раскрыть смысл его работ через положения разных литературных школ, например, модернизма, магического реализма, экзистенциализма и др. Несмотря на многочисленные предположения, решение данного вопроса до сих пор остаётся востребованным. В данной работе мы делаем попытки выявить суть произведения писателя, опираясь на его язык.

Таким образом, объектом нашего исследования выступает роман Франца Кафки "Замок". Предметом же данной работы мы избрали одноимённый концепт "Schloss". Исходя из выше сказанного, цель исследования заключается в раскрытии концепта "Schloss" в тексте произведения. Мы проанализировали и описали семантику языковых средств, входящих в номинативное поле ключевого концепта. Также мы выявили когнитивные признаки, формирующие исследуемый концепт, что помогло получить доступ к его содержанию как к мыслительной единице. Кроме того, мы обнаружили концепты-составляющие и проанализировали их. Исследование языка романа помогло проследить признаки концепта и смоделировать его.

В данной работе мы избрали следующий алгоритм концептуального анализа художественного текста, предложенный Л. Г. Бабенко:

  1. Анализ семантики заглавия и его семантического радиуса в тексте.
  2. Выявление повторяющихся слов, сопряжённых парадигматически и синтагматически с ключевыми словами. Определение ключевого слова текста - лексического репрезентанта текстового концепта.
  3. Анализ лексического состава текста с целью выявления слов одной тематической области с разной степенью экспрессивности.
  4. Описание концептосферы текста, предусматривающее обобщение всех контекстов, в которых употребляются ключевые слова – носители концептуального смысла, с целью выявления характерных свойств концепта: его атрибутов, предикатов, ассоциаций, в том числе образных [2, с. 57].

В ходе исследования мы обнаружили, что на 394 страницах романа Франца Кафки ключевая лексема das Schloss встречается 120 раз, что доказывает её состоятельность как репрезентанта базового концепта. Слово находится в сильной позиции, так как стоит в заглавии произведения. Также его положение упрочивается сюжетным построением романа. Замок находится в центре повествования, и жизнь каждого персонажа непосредственно связана с ним. Главный герой К. остаётся в Деревне только благодаря милости Замка, и дальнейшее его пребывание здесь зависит от последующих приказов, отданных сверху. Жизнь его возлюбленной Фриды также полностью меняется из-за изменения отношения к ней Замка в лице чиновника Кламма. Таким образом, концепт Schloss становится текстообразующим и может стать предметом анализа.

Кроме того, мы выявили, что в романе Франца Кафки актуализируются два словарных значения лексемы das Schloss, репрезентирующей ключевой концепт: 1) der Baustil seiner Zeit, der den Prunk seiner Bewohner repräsentiert (архитектурный стиль своего времени, указывающий на зажиточность жителей); 2) Gesamtheit der Bewohner eines Schlosses (совокупность обитателей замка) [2].

Мы установили, что на протяжении всего текста романа лексема das Schloss несколько раз выступает в качестве субъекта. Позиция предиката заполняется следующими глаголами: ernennen (назначить (на должность)), umrissen (вырисовываться (очертания)), enttäuschen (разочаровывать), sich entfernen (удаляться), beteiligen (принимать участие), sich kümmern (заботиться) и др. В приведённых примерах мы видим, что автор наделяет Замок чертами живого существа.

Обнаруженные атрибутивные параметры позволяют выявить два плана восприятия Замка: конкретный, имеющий определённые черты (ein elendes Städtchen (жалкий городишко)), и абстрактный, недостижимый (groß (огромный), merkwürdig (странный), dunkel (тёмный)).

С лексемой das Schloss наиболее употребительными являются следующие глаголы: ins Schloss kommen, gehen (идти), dringen (пробраться), Briefe schicken (отправлять письма), etwas im Schloss brauchen (нуждаться), erreichen (достичь), mit dem Schloss Verbindung haben (поддерживать связь с Замком). Этим подчёркивается стремление главного героя добраться до Замка или найти человека, который имеет с ним связь.

Также мы обнаружили противопоставление das Schloss (Замок) - der Dorf (Деревня), которое выражается в оппозиции oben (наверху) - unten (снизу). Замок, таким образом, занимает возвышенное положение, которого трудно достичь. Кроме того, мы выявили чёткое разделение среди героев, исходя из того, к какому миру они себя относят. Данное разграничение выражает глагол "gehören" (принадлежать): "Ich gehöre zwar nicht zum Schloß..." [3, с. 62] ("Хотя я не принадлежу Замку" - слова хозяйки постоялого двора); "zu den Bauern gehöre ich nicht und ins Schloß wohl auch nicht" [3, с. 15] ("я не отношусь ни к крестьянам, ни, пожалуй, к Замку" - мироощущение главного героя).

В ходе дальнейшего исследования мы определили два концепта-составляющие ключевого концепта: Kanzlei и Herr Klamm. В романе они представляют собой неотъемлемые части Замка, которые определяют судьбу главного героя.

В тексте приводятся описания канцелярии и чиновника по имени Кламм, что доказывает их овеществлённость.  Однако как и в случае с концептом Schloss мы обнаруживаем их двойное восприятие. Автор наделяет их конкретными чертами в тексте произведения, но в то же время обезличивает. Данное суждение подтверждают следующие атрибутивные параметры: unerreichbar (недостижимый), verschlossen (закрытый), losgerissen (оторванный).

Сходство со стремлением главного героя достичь Замка подчёркивается подобными словами, которые сопровождают лексемы die Kanzlei и Herr Klamm: in der Zentralkanzlei erkundigen (осведомляться), in die Kanzleien kommen, gehen (идти), die Kanzlei betreten (вступать); zu Klamm "gehen", "kommen" (идти), "dringen" (пробираться), mit Klamm "sprechen" (поговорить), "die Verbindung" (связь) mit Klamm, Verhältnis (отношения) mit Klamm.

Кроме того, мы обнаружили определённую иерархию, выстроенную в тексте (по возрастанию):

Herr Klamm - die Kanzlei - das Schloss

Это позволяет сделать вывод том, что ключевой концепт произведения и его составляющие представляют собой вертикальную модель власти, которая руководит судьбой главного героя.

Подведём основные итоги.

В ходе проведённого исследования мы определили, что концепт Schloss является ключевым, так как находится в сильной позиции, а именно - в заглавии произведения, и составляет центр повествования романа. В понимании автора Замок является овеществлённым объектом, имеет конкретные черты, но вместе с тем он представляет собой что-то недостижимое и неподвластное воле главного героя. 

Концепты Kanzlei и Herr Klamm - составляющие ключевого концепта. Они являются важной частью Замка, и главный герой видит в них средства его достижения. При анализе данных концептов мы обнаружили, что выражения, наиболее часто употребляемые с ключевым концептом, также сопровождают и концепты-составляющие на протяжении всего романа. Таким образом, они повторяют ключевой концепт: в тексте приводятся описания, подтверждающие их существование. Но в то же время, подобно Замку, они всегда находятся на дистанции от главного героя, что подтверждается атрибутивными параметрами, заданными автором.

Актуализация концептов осуществляется при помощи структуры, в которой ключевая лексема занимает позиции субъекта, объекта, имеет атрибутивные параметры.

 

Список литературы:
1. Duden Online-Wörterbuch URL: https://www.duden.de/rechtschreibung/Schloss (дата обращения: 23.12.2019)
2. Бабенко Л.Г., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика : Учебник; Практикум. - М.: Флинта: Наука, 2005 - 496 с.
3. Кафка Ф. Замок: книга для чтения на немецком языке. - Спб.: Каро, 2016. - 416 с.