Статья:

Особенности формирования мотивационно-ценностного отношения студентов к профессиональному развитию в образовательной системе медицинского университета

Конференция: XXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Мезенцева Т.Д. Особенности формирования мотивационно-ценностного отношения студентов к профессиональному развитию в образовательной системе медицинского университета // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(35). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/12(35).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности формирования мотивационно-ценностного отношения студентов к профессиональному развитию в образовательной системе медицинского университета

Мезенцева Татьяна Дмитриевна
магистрант, Курский государственный университет, РФ, г. Курск
Ходусов Александр Николаевич
научный руководитель, д-р. пед. наук, профессор, Курский государственный университет, РФ, г. Курск

 

Профессиональное развитие определяет сущность и роль субъекта образовательной деятельности во взаимосвязях всех сторон будущей профессиональной деятельности. Фигура будущего профессионала по мнение П.В. Лепина и Н.С. Данилковой включает следующие характеристики: психологический ресурс, психические свойства, процессы и состояния, характер, темперамент, мотивационно-деятельностные особенности (профессиональное самосознание, направленность, стиль профессиональной деятельности); умение в любых условиях последовательно оставаться на позиции, обусловленной интересами и приоритетами работы, развивать и реализовывать способности и творческий потенциал, добиваться оптимальности всех сторон профессиональной деятельности [2, с. 34].

Важной для изучения проблемы формирования мотивационно-ценностного отношения студента к профессиональному развитию представляется позиция В.А. Сластенина о том, что «профессиональное развитие является динамичным процессом», который зависит от внешних (изменения требований к профессии в период профессиональной подготовки) и внутренних (изменение представлений субъекта о профессии, способах самореализации в ней) условий [3].

Проанализировав образовательную систему медицинского университета, можно выделить ряд компонентов процесса подготовки будущих специалистов: систему целей, этапы профессионального развития, совокупность педагогических условий, формы и методы профессионального развития студентов, а также систему мотивов и ценностей.

С целью повышения качества профессиональной подготовки обучающихся, нами был проведен сравнительный анализ ценностных ориентаций студентов 1 курса лечебного и фармацевтического факультетов медицинского университета ФГБОУ ВО КГМУ, г. Курск.

Система ценностных ориентации определяет направленность личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к социуму, к собственной личности, основу мировоззрения, мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни». В качестве главной выступила методика «Ценностные ориентации» М.Рокича, основанная на прямом ранжировании двух списков из 18 ценностей. М. Рокич выделяет два вида ценностей: терминальные – отражение основных целей и стремлений субъекта сейчас и в будущем; инструментальные – характеризуют средства, которые выбираются для достижения жизненных целей. Данное деление соответствует традиционному делению на «ценности-цели» и «ценности-средства» [1, с. 301].

Обработка полученных данных анкетирования проводилась в два этапа. Испытуемые были разделены на две группы по факультетам (ЛФ – лечебный факультет, ФФ – фармацевтический факультет). Усредненные результаты по всей выборке (40 человек) выявили взаимосвязь между выбором специализации у студентов первой группы – врач и желанием в дальнейшем работать по специальности. Вероятно, это связано с принятием общественной ценности профессии, главной целью которой является посвятить свою жизнь службе во благо человека. У студентов второй группы – фармацевты, мы обнаружили следующие индивидуально-психологические особенности: открытость, выраженную способность к логическому мышлению, терпимость.

 

Рисунок 1. Среднее значение рангов инструментальных ценностей студентов 1 курса лечебного и фармацевтического факультетов

 

Также мы выяснили, что студенты со специализацией «лечебное дело» ответственны и рациональны. Характерологические особенности, лежащие в основе профессионально значимых качеств будущего специалиста (продуктивная жизнь, развитие, познание) также выражены у студентов со специализацией фармацевты.

 

Рисунок 2. Среднее значение рангов терминальных ценностей студентов 1 курса лечебного и фармацевтического факультетов

 

Данный вывод подтверждается наличием взаимосвязи между индивидуально-психологическими и личностными характеристиками будущих фармацевтов и врачей.

Данные на рисунке 1 свидетельствуют о том, что студенты ориентированы на «ценности-дела», «ценности-общения» и «этические ценности». Стоит отметить, что ранг такой ценности как «независимость», которая относится к ценностям самоутверждения, играет важную роль для студентов фармацевтического факультета. Данные на рисунке 2 свидетельствуют о том, что студенты фармацевтического факультета ориентированы на ценности профессиональной самореализации.

Наше исследование, проведенное после реализации технологии по формированию у студентов мотивационно-ценностного отношения к профессиональному развитию, показало, что у студентов 1 курса лечебного и фармацевтического факультетов сформировалось мотивационно-ценностное отношения к профессиональному развитию в образовательной системе медицинского университета. А именно: сформировались навыки саморегуляции профессиональной активности; произошло формирование профессиональной направленности личности студентов и осознание ими профессии как важнейшей ценности.

Мы можем говорить о том, что формирование мотивационно-ценностного отношения студентов осуществляется эффективнее, если разработана на теоретическом уровне структура мотивационно-ценностного отношения; определены показатели его сформированности; разработана технология формирования у студентов мотивационно-ценностного отношения к профессиональному развитию.

 

Список литературы:
1. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова. – М.: Издательский центр «Академия», 2006, 320 с.
2. Лепин П.В., Данилкова Н.С. Организация воспитательного процесса в педагогическом университете // Педагогическое образование и наука. – 2002. – № 4. – С. 32–37.
3. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2012, 576 с.