Особенности формирования мотивационно-ценностного отношения студентов к профессиональному развитию в образовательной системе медицинского университета
Конференция: XXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
XXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Особенности формирования мотивационно-ценностного отношения студентов к профессиональному развитию в образовательной системе медицинского университета
Профессиональное развитие определяет сущность и роль субъекта образовательной деятельности во взаимосвязях всех сторон будущей профессиональной деятельности. Фигура будущего профессионала по мнение П.В. Лепина и Н.С. Данилковой включает следующие характеристики: психологический ресурс, психические свойства, процессы и состояния, характер, темперамент, мотивационно-деятельностные особенности (профессиональное самосознание, направленность, стиль профессиональной деятельности); умение в любых условиях последовательно оставаться на позиции, обусловленной интересами и приоритетами работы, развивать и реализовывать способности и творческий потенциал, добиваться оптимальности всех сторон профессиональной деятельности [2, с. 34].
Важной для изучения проблемы формирования мотивационно-ценностного отношения студента к профессиональному развитию представляется позиция В.А. Сластенина о том, что «профессиональное развитие является динамичным процессом», который зависит от внешних (изменения требований к профессии в период профессиональной подготовки) и внутренних (изменение представлений субъекта о профессии, способах самореализации в ней) условий [3].
Проанализировав образовательную систему медицинского университета, можно выделить ряд компонентов процесса подготовки будущих специалистов: систему целей, этапы профессионального развития, совокупность педагогических условий, формы и методы профессионального развития студентов, а также систему мотивов и ценностей.
С целью повышения качества профессиональной подготовки обучающихся, нами был проведен сравнительный анализ ценностных ориентаций студентов 1 курса лечебного и фармацевтического факультетов медицинского университета ФГБОУ ВО КГМУ, г. Курск.
Система ценностных ориентации определяет направленность личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к социуму, к собственной личности, основу мировоззрения, мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни». В качестве главной выступила методика «Ценностные ориентации» М.Рокича, основанная на прямом ранжировании двух списков из 18 ценностей. М. Рокич выделяет два вида ценностей: терминальные – отражение основных целей и стремлений субъекта сейчас и в будущем; инструментальные – характеризуют средства, которые выбираются для достижения жизненных целей. Данное деление соответствует традиционному делению на «ценности-цели» и «ценности-средства» [1, с. 301].
Обработка полученных данных анкетирования проводилась в два этапа. Испытуемые были разделены на две группы по факультетам (ЛФ – лечебный факультет, ФФ – фармацевтический факультет). Усредненные результаты по всей выборке (40 человек) выявили взаимосвязь между выбором специализации у студентов первой группы – врач и желанием в дальнейшем работать по специальности. Вероятно, это связано с принятием общественной ценности профессии, главной целью которой является посвятить свою жизнь службе во благо человека. У студентов второй группы – фармацевты, мы обнаружили следующие индивидуально-психологические особенности: открытость, выраженную способность к логическому мышлению, терпимость.
Рисунок 1. Среднее значение рангов инструментальных ценностей студентов 1 курса лечебного и фармацевтического факультетов
Также мы выяснили, что студенты со специализацией «лечебное дело» ответственны и рациональны. Характерологические особенности, лежащие в основе профессионально значимых качеств будущего специалиста (продуктивная жизнь, развитие, познание) также выражены у студентов со специализацией фармацевты.
Рисунок 2. Среднее значение рангов терминальных ценностей студентов 1 курса лечебного и фармацевтического факультетов
Данный вывод подтверждается наличием взаимосвязи между индивидуально-психологическими и личностными характеристиками будущих фармацевтов и врачей.
Данные на рисунке 1 свидетельствуют о том, что студенты ориентированы на «ценности-дела», «ценности-общения» и «этические ценности». Стоит отметить, что ранг такой ценности как «независимость», которая относится к ценностям самоутверждения, играет важную роль для студентов фармацевтического факультета. Данные на рисунке 2 свидетельствуют о том, что студенты фармацевтического факультета ориентированы на ценности профессиональной самореализации.
Наше исследование, проведенное после реализации технологии по формированию у студентов мотивационно-ценностного отношения к профессиональному развитию, показало, что у студентов 1 курса лечебного и фармацевтического факультетов сформировалось мотивационно-ценностное отношения к профессиональному развитию в образовательной системе медицинского университета. А именно: сформировались навыки саморегуляции профессиональной активности; произошло формирование профессиональной направленности личности студентов и осознание ими профессии как важнейшей ценности.
Мы можем говорить о том, что формирование мотивационно-ценностного отношения студентов осуществляется эффективнее, если разработана на теоретическом уровне структура мотивационно-ценностного отношения; определены показатели его сформированности; разработана технология формирования у студентов мотивационно-ценностного отношения к профессиональному развитию.