Статья:

Развитие эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте

Конференция: XXXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Алыкова Н.А. Развитие эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(37). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/2(37).pdf (дата обращения: 27.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Развитие эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте

Алыкова Наталья Александровна
студент института психологии педагогики и социальной работы ФГБОУ ВО РГУ им. С.А. Есенина РФ, г. Рязань

 

DEVELOPMENT OF EMOTIONAL INTELLIGENCE IN PRESCHOOL

 

Natalia Аlykova

Student of the Institute of psychology, pedagogy and social work S.A. Yesenin Russian State University, Russia, Ryazan

 

Аннотация. В данной статье рассмотрены основные определения эмоционального интеллекта. Описаны особенности дошкольного возраста и их влияние на формирование эмоционального интеллекта у детей. Представлен механизм формирования и дальнейшего развития эмоционального интеллекта дошкольников.

Abstract. This article discusses the main definitions of emotional intelligence. The features of preschool age and their influence on the formation of emotional intelligence in children are described. The mechanism of formation and further development of emotional intelligence of preschool children is presented.

 

Развитие эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте - это новое направление научных исследований в психологии, педагогике и социологии. Несмотря на то, что об эмоциях, их интерпретации и главенствующей роли, которую они играют во взаимоотношениях и общении людей в своих трудах писали еще философы древней Греции данное направление находится на стадии своего становления. Которое в свою очередь осложнено тем, что на современном этапе развития научных представлений о данном феномене (emotional intelligence, EQ, ЭИ) у ученых нет единых взглядов и не существует общего представления о сущности и структуре данного феномена. В научных трудах многих зарубежных авторов таких, как: M. Gerald, P.N. Lopes, R. Bar-On, R. Buck, D. Caruso, P. Salovey, H. Weissbach, M. Zeidner, W. Dax, J.D. Mayer, К. Richard и др.  А также в работах отечественных ученых (И.Н. Андреева, О.А. Айгунова, Г.Г. Кравцов, Д.В. Люсин, А.И. Савенков, И.С. Степанов, Д.В. Ушаков, А.И. Чеботарь, М.Т. Ярчак и др.) понятие «эмоциональный интеллект» имеет множество определений, которые в силу отсутствия четкости формулировок могут быть интерпретированы по-разному. Первично понятие «эмоциональный интеллект» в психологии было тождественно понятию «социальный интеллект». В определении, стоящего у истоков бихевиоризма, Э.Торндайка «социальный интеллект» - это «способность понимать людей, мужчин и женщин, мальчиков и девочек, умение обращаться с людьми и разумно действовать в отношениях с людьми» [6]. В своей работе «Природа человека в социальных отношениях» Э.Торндайк раскрывает важность понимания и интерпретации эмоций для конструктивного построения социальных отношений между людьми. Само понятие «эмоциональный интеллект» появилось позднее и было введено 1964 году в работе Майкла Белдока «Sensitivity to expression of emotional meaning in three modes of communication», а в 1966 году и в работе Б. Лойнера «Emotional intelligence and emancipation» [9]. В 1995 г. Дэниель Гоулман опубликовал свою работу «Emotional Intelligence» («Эмоциональный интеллект»). Дав в ней следующее определение, эмоциональный интеллект - «это способ, метод, форма обращения человека с самим собой и с окружающими» [2].  В работах Рувена Бар-Она эмоциональный интеллект определяется как «некогнитивная способность, знания и компетентность, которые дают возможность человеку успешно справляться с различными жизненными ситуациями» [8]. Д.В. Люсин, утверждал в своих трудах, что понятие «эмоциональный интеллект» бесспорно должно включать когнитивный компонент, а если такового нет, то не имеет смысла использовать термин «интеллект» [3]. Представленные определения — это лишь малая часть всего многообразия понимания и представлений об эмоциональном интеллекте. Существуют как схожие теории формирования и его развития, так и противоречащие друг другу. Несмотря на это на современном этапе изучения данного феномена в психологии и социологии существует наиболее конструктивно и полно характеризующее данный феномен определение. Эмоциональный интеллект – сложное интегративное образование, включающее способности человека осознавать и адекватно выражать собственные эмоции, опознавать и правильно оценивать эмоции окружающих, регулировать эмоции и поведенческие реакции согласно социальной ситуации. [4] Руководствуясь данным определением можно заключить следующее, развитый эмоциональный интеллект у дошкольников гарантирует им успешную адаптацию и социализацию в обществе. В данный момент существует необходимость модернизации системы дошкольного образования, обусловленная реализацией требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В котором определенно одной из приоритетных задач охрана и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников, в том числе их эмоционального благополучия. В разделе «Социально-коммуникативное развитие» представлены требования к развитию эмоционального интеллекта дошкольников определяя его как структурную единицу социального интеллекта. Эмоциональный интеллект в ФГОС ДО представлен совокупностью следующих компетенций: эмоциональная отзывчивость, сопереживание (эмпатия), готовность к совместной деятельности со сверстниками.

Анализируя научные труды отечественных ученых (Л.С. Выготский, М.Я. Лисина, В.С. Мухина, Г.А. Урунтаева, М.П. Якобсон и др.) по проблеме развития эмоционального интеллекта и социально-коммуникативной компетентности дошкольников, можно выделить описание дошкольного возраста как сенситивного для формирования и дальнейшего интенсивного развития эмоционально-личностной сферы детей. В дошкольном возрасте возникают общественные мотивы, зарождается понимание социальных и личных эмоций, происходит их сопоставление, формируются нравственные чувства и закладываются эмоциональные стереотипы. В этом возрасте активно развивается эмоциональное предвидение, предугадывание возможных результатов своих действий и реакции окружающих на эти поступки (действия). Таким образом можно заключить, что в дошкольном возрасте происходит изменение роли эмоций в жизнедеятельности детей. Они приобретают общественный (социальный окрас). Все чаще дети анализируют ответную эмоциональную реакцию на свое поведение и на выражение своих субъективных эмоций и предвосхищают оценивание себя и своих поступков окружающими.  [7]. Сначала ребенок формирует «эмоциональный тезаурус» методом наблюдения и подражания применяя тот или иной поведенческий конструкт при соответствующей социальной ситуации. Со временем с помощью пояснений полученных от взрослых и накопив личный опыт ребенок развивает навык понимания эмоций, окружающих и выстраивает свое поведение в соответствии ситуацией и реакцией на нее окружающих. Одно из главных условий способствующее личностному росту и развитию – это активное общение ребенка со взрослыми и сверстниками, при этом характер отношений со сверстниками у ребенка формируется в основном под влиянием общения и взаимодействия с взрослым, «выступающим как ориентир социального поведения ребенка» [1, с. 26].

Таким образом, можно заключить, дошкольный возраст является сенситивным периодом в развитии эмоционального интеллекта и социальной компетентности, действенным средством в данном процессе выступает как спонтанно возникающая, так и специально организованная совместная деятельность детей. Рассматривая различные виды детской деятельности, мы, прежде всего, обращаем внимание на коллективные формы детского художественного творчества, которые, как подчеркивает А.И. Савенков, «создают наиболее сложные и многогранные ситуации для развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности детей» [5, с. 4]

 

Список литературы:
1. Айгунова О.А., Полковникова Н.Б., Савенкова Т.Д. Диагностика и развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2016. № 4 (38). С. 25-34
2. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект [Текст] / Д. Гоулман; пер. с англ. А.П. Исаевой. – М. : АСТ: АСТ Москва: Владимир: ВКТ, 2009. – 478 с.
3. Люсин, Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте [Текст] / Д.В. Люсин // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. – М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. – 176 с
4. Робертс Р.Д., Мэттьюс Дж., Зайднер М., Люсин М.В. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. Т. 1. № 4. С. 3-26
5. Савенков А.И. Развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности у детей. М.: Национальный книжный центр, 2015
6. Торндайк, Э.Л. Процесс учения у человека [Текст] / Э.Л. Торндайк; Пер. с англ. под ред. проф. С. Е. Гайсиновича и со вступ. статьями проф. П.П. Блонского и проф. С. Е. Гайсиновича. – М. : Учпедгиз, 1995 – 160 с.
7. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации: избр. психол. тр. М.: МПСИ, 1998.
8. Bar-On, R. (2006). The Bar-On model of emotional-social intelligence (ESI). Psicothema, 18 , supl., 13-25.
9. Beldoch, M. Sensitivity to Expression of Emotional Meaning in Three Modes of Communication. In Social Encounters: Readings in Social Interaction, Michael Argyle, ed., Aldine Publishing Company, 1973, pp. 121-131.