Статья:

Формирование ценностного отношения подростков к родительству (на примере ГУО «Средняя школа № 11 г. Витебска»)

Конференция: XXXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Вихляева Н.С. Формирование ценностного отношения подростков к родительству (на примере ГУО «Средняя школа № 11 г. Витебска») // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(39). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/4(39).pdf (дата обращения: 07.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Формирование ценностного отношения подростков к родительству (на примере ГУО «Средняя школа № 11 г. Витебска»)

Вихляева Наталья Сергеевна
студент Витебского государственного университета имени П.М. Машерова, Республика Беларусь, г. Витебск
Космач Вениамин Арокадьевич
научный руководитель, Витебский государственный университет имени П.М. Машерова, Республика Беларусь, г. Витебск

 

Аннотация. Исследование специфики формирования ценностных установок и их влияния на поведение личности имеет большое значение в современных условиях. Особо значимой областью, где необходимо формирование ценностных установок у молодежи, является родительство. Происходящие в современном обществе кризисные явления затрагивают многие сферы общественной жизни. Негативные явления отражаются на семье. Исследования в Беларуси и за рубежом, показывают, что, несмотря на модификацию ценностных установок, семья не перестает быть не просто важной, но очень важной ценностью. В тоже время в последние десятилетия наблюдаются негативные тенденции в брачно-семейных отношениях среди молодежи: ухудшается нравственно-психологический климат в молодежных семьях; растет число разводов; наблюдается отрицание большинством молодых семей совместного проживания со старшим поколением; происходит преобладание профессионально-карьерных ценностей над семейными; наблюдается распространение разнообразных форм брака, в том числе гражданского. Существующее противоречие указывает на необходимость организации целенаправленной подготовки молодежи к социальной роли семьянина и родительству.

 

Ключевые слова: подростки, старшеклассники, ценность, семья, дети, родительство.

 

Родительство, это сложное и неоднозначное понятие, так как опять же каждый человек по-разному трактует его, вкладывает в него свой смысл.  Чаще всего представление о родительстве, родителях и их роли в жизни детей складывается в детстве. В таком случае есть два  основных пути формирования данного понятия: либо по подобию своих родителей, в моём детстве было так, значит это правильно, и я буду в будущем делать также.

Родительство – сложное социальное явление, уникальное как для отдельного человека, так и для общества в целом, которое, с одной стороны, выступает как необходимое условие обеспечения воспроизводства будущих поколений, а с другой – элементом личностной сферы человека, в связи с чем является одной из наиболее значимых ценностей культуры

Потенциальное родительство – это предварительное, заочное представление о материнстве и отцовстве, зачастую идеализированное. Представление о собственном родительстве у подрастающего поколения базируется на опыте взаимоотношений с родителями. В юношестве формируется образ желаемого, идеального родителя под воздействием трех факторов: модель родительства на уровне общества, влияние семейных условий на представление о родительстве и влияние личностного фактора на представление о родительстве.

Благоприятное прохождение этапов становления родительства возможно в том случае, если общество сможет обеспечить социокультурное и психолого-педагогическое сопровождение подрастающего поколения. Оказать содействие в вопросах подготовки к будущему родительству, воспитании ценностного отношения к материнству, отцовству, родительству, семье в целом.

В современном мире расширился спектр каналов передачи информации о родительстве. К традиционным формам (из поколения в поколение)  добавились средства массовой информации, просветительская работа через ресурсы интернета, через деятельность организаций по подготовке к родительству и cопровождению родительства. Но, к сожалению, модель родительства пока не стала более совершенной.

Главной характеристикой родительского отношения является любовь к ребенку, которая определяет целостное отношение к нему как к уникальной личности: доверие, радость от общения с ним, стремление к его защите и безопасности, безусловное принятие и пр.

С целью изучения ценностных установок на родительства среди подростков, нами было организовано педагогическое исследование на базе государственного учреждения образования  «Средняя школа № 11 г. Витебска». В исследовании принимало участие 40 человек в возрасте 15-17 лет. Для работы были выбраны следующие методики исследования: тест «Сознательное родительство» (М.С.Ермихина) и опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП) (А.Н. Волкова).

По результатам исследования по тесту «Сознательное родительство» (М.С.Ермихина) нами были получены следующие данные По полученным результатам исследования видно, что сознательное родительство у испытуемых не сформировано, так как преобладает низкий уровень по всем позициям родительства. Наибольшие показатели набрала позиция «родительские чувства» (57,5%), наименьшее количество – «родительские установки и ожидания» (30%). Высокий уровень сознательного родительства свидетельствует о том, что подростки задумывались над этим вопросом и «примеряли» к себе определенные роли в семье. Меньше всего по показателям испытуемые понимают «родительские чувства», так как данный показатель набрал только 17,5%, больше всего испытуемых набрала позиция «семейные ценности» (32,5%), что свидетельствует об имеющихся представлениях о семье, нормах, ценностях, ролях.

По результатам исследования опросника «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП) (А.Н. Волкова) были получены следующие результаты: 35% девушек ожидают прямого участия от своего мужа во всех домашних вопросах, ждут помощи и разделения труда. Среди показателей парней высокий уровень отмечается только у 40% испытуемых.

Внешняя привлекательность своего партнера важна 40% испытуемым девушек и 45% испытуемы парней. 30% девушкам важно, чтобы их партнер имел серьезные профессиональные интересы, вел довольно активную и общественную жизни. Среди парней данный показатель равен 25%, то есть они меньше ждут активности от своей будущей жены.

По шкале «интимно-сексуальная» на высоком уровне у 25% испытуемых девушек данный показатель играет большую роль. Для них это является основой семейной гармонии. У парней на высоком уровне находятся 45% испытуемых.

По шкале «родительско-воспитательной» 30% девушек находятся на высоком уровне. По данной шкале идет ориентация брачного партнера по воспитанию детей. Такие испытуемые ждут помощи от партнера в вопросах заботы о ребенке. У парней данный показатель равен 40%.

Так же 30% испытуемых девушек и 20% парней ходят взять на себя роль эмоционального лидера, оказывать в своей семье эмоциональную и моральную поддержку, создавать положительную атмосферу в доме.

20% девушек и 35% парней ожидают от супруга совместных интересов, определенного рода деятельности, ценностей, досуга.

С целью формирования у подростков представлений о родительстве мною была разработана и внедрена программа «Семьеведение. Культура взаимоотношений». Актуальность программы заключается в необходимости возрождения нравственных ценностей семьи и родительства осознается и положительно принимается, обретает все больше сторонников среди граждан нашей страны. Среди таких семейных ценностей − любовь, верность, ценности материнства и отцовства, родительская ответственность за детей. Семья традиционно выступает колыбелью воспитания и гражданского становления личности.

Педагогическая целесообразность программы заключается в  одном из ключевых направлений социального взросления личности в современном образовательном, социокультурном пространстве выступает понимание и принятие учеником миссии и функций института семьи, как одного из ведущих социальных институтов общества, осознание образа своей будущей семьи, своего места в ней, своей ответственности за будущую успешную самореализацию в ключевых для общества социальных ролях отца, матери, родителя своих будущих детей. Погружение ученика в мир традиционных семейных ценностей и будущих внутрисемейных отношений, освоение им содержания основных семейных ролей, соответствующих им прав и обязанностей, позволяет эффективно решать задачи по воспитанию ребенка как законопослушного гражданина, а в будущем − ответственного семьянина, осуществлять и обеспечивать преемственность в развитии личности, государства и общества.

Программа рассчитана на освоение учащимися в возрасте от 15 до 18 лет, соответствует возрастным психологическим особенностям и потребностям обучающихся.  Программой предусмотрены следующие методы работы на уроках беседы и интерактивные беседы; практикумы; практикумы с элементами игры; конференции. Программа включает в себя следующие разделы: «Система жизненных ценностей человека», «Мужчина и женщина. Супружество. Родительство», «Культура взаимоотношений», «Семейные ценности». Всегда предполагается 20 занятий со старшеклассниками. 

По результатам проведенной работы на формирующем этапе, нами было организовано повторное исследование с целью изучения эффективности проводимой работы. Рассмотрим полученные данные по тесту «Сознательное родительство» (М.С.Ермихина): родительская позиция увеличилась на 22,5%; роль родительских чувств стала важна на 25% испытуемым больше, чем при первоначальном исследовании; на 22,5% увеличилось количество испытуемых в категории «родительская ответственность», что говорит о более осознанном отношении и понимании подростков об ответственности и уважительном отношении к собственным родителям; на 24% испытуемых стало больше в категории «родительские установки и ожидания», то есть подростки стали иметь большее представление о родительстве; положительно относиться к семейным ценностям стало на 17,5% больше испытуемых; на 25% увеличилось количество испытуемых, которые выбрали для себя определенный стиль воспитания и 26,5% родительское отношение.

Далее рассмотрим результаты повторного исследования по методике «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП) (А.Н. Волкова): 45% девушек  и 30% парней ожидают прямого участия от своего мужа во всех домашних вопросах, ждут помощи и разделения труда.

Внешняя привлекательность своего партнера важна 25% испытуемых девушек и 35% парням.

45% девушкам и парням важно, чтобы их партнер имел серьезные профессиональные интересы, вел довольно активную и общественную жизни.

По шкале «интимно-сексуальная» на высоком уровне у 35% испытуемых девушек и 30% парней данный показатель играет большую роль. Для них это является основой семейной гармонии.

По шкале «родительско-воспитательной» 45% девушек и 30% парней находятся на высоком уровне. По данной шкале идет ориентация брачного партнера по воспитанию детей. Такие испытуемые ждут помощи от партнера в вопросах заботы о ребенке.

35% испытуемых девушек и 25% парней хотят взять на себя роль эмоционального лидера, оказывать в своей семье эмоциональную и моральную поддержку, создавать положительную атмосферу в доме.

50% девушек и парней ожидают от супруга совместных интересов, определенного рода деятельности, ценностей, досуга.

На основе проведенной работы можно говорить о том, что разработанная и внедренная нами программа принесла положительные результаты.

Таким образом, формирование у старшеклассников готовности к семейной жизни подразумевает становление ответственного отношения к родительству. Оно достигается с помощью различных показателей, например понимания себя, своих решений, осознание родительской составляющей своей личности. успешное формирование у старшеклассников ценностного отношения к родительству возможно при условии необходимой обеспеченности учащихся теоретическими знаниями о браке, семье, воспитании детей через мероприятия, включающие задания на освоение социокультурных знаний и ценностных отношений к родительству как основе полноценной семьи.

 

Список литературы:
1. Васильева, С.В. Формирование семейных ценностей у детей среднего школьного возраста средствами образовательной деятельности /С.В. Васильева - СПб.: ВВМ , 2015. - 128 с. 
2. Ермолич, С.Я. Методологические предпосылки формирования ценностных ориентаций у подростков /С.Я. Ермолич. – Самара,  2017. – 212 с. 
3. Ремшмидт, X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. / Х. Ремшмидт - М., 2014. – 211 с. 
4. Федоренко, С.С. Модель формирования семейных ценностей у детей и подростков / С. С. Федоренко – СПб.: Свое издательство, 2014. – 403 с.