Формирование ценностного отношения подростков к родительству (на примере ГУО «Средняя школа № 11 г. Витебска»)
Конференция: XXXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Психология
XXXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Формирование ценностного отношения подростков к родительству (на примере ГУО «Средняя школа № 11 г. Витебска»)
Аннотация. Исследование специфики формирования ценностных установок и их влияния на поведение личности имеет большое значение в современных условиях. Особо значимой областью, где необходимо формирование ценностных установок у молодежи, является родительство. Происходящие в современном обществе кризисные явления затрагивают многие сферы общественной жизни. Негативные явления отражаются на семье. Исследования в Беларуси и за рубежом, показывают, что, несмотря на модификацию ценностных установок, семья не перестает быть не просто важной, но очень важной ценностью. В тоже время в последние десятилетия наблюдаются негативные тенденции в брачно-семейных отношениях среди молодежи: ухудшается нравственно-психологический климат в молодежных семьях; растет число разводов; наблюдается отрицание большинством молодых семей совместного проживания со старшим поколением; происходит преобладание профессионально-карьерных ценностей над семейными; наблюдается распространение разнообразных форм брака, в том числе гражданского. Существующее противоречие указывает на необходимость организации целенаправленной подготовки молодежи к социальной роли семьянина и родительству.
Ключевые слова: подростки, старшеклассники, ценность, семья, дети, родительство.
Родительство, это сложное и неоднозначное понятие, так как опять же каждый человек по-разному трактует его, вкладывает в него свой смысл. Чаще всего представление о родительстве, родителях и их роли в жизни детей складывается в детстве. В таком случае есть два основных пути формирования данного понятия: либо по подобию своих родителей, в моём детстве было так, значит это правильно, и я буду в будущем делать также.
Родительство – сложное социальное явление, уникальное как для отдельного человека, так и для общества в целом, которое, с одной стороны, выступает как необходимое условие обеспечения воспроизводства будущих поколений, а с другой – элементом личностной сферы человека, в связи с чем является одной из наиболее значимых ценностей культуры
Потенциальное родительство – это предварительное, заочное представление о материнстве и отцовстве, зачастую идеализированное. Представление о собственном родительстве у подрастающего поколения базируется на опыте взаимоотношений с родителями. В юношестве формируется образ желаемого, идеального родителя под воздействием трех факторов: модель родительства на уровне общества, влияние семейных условий на представление о родительстве и влияние личностного фактора на представление о родительстве.
Благоприятное прохождение этапов становления родительства возможно в том случае, если общество сможет обеспечить социокультурное и психолого-педагогическое сопровождение подрастающего поколения. Оказать содействие в вопросах подготовки к будущему родительству, воспитании ценностного отношения к материнству, отцовству, родительству, семье в целом.
В современном мире расширился спектр каналов передачи информации о родительстве. К традиционным формам (из поколения в поколение) добавились средства массовой информации, просветительская работа через ресурсы интернета, через деятельность организаций по подготовке к родительству и cопровождению родительства. Но, к сожалению, модель родительства пока не стала более совершенной.
Главной характеристикой родительского отношения является любовь к ребенку, которая определяет целостное отношение к нему как к уникальной личности: доверие, радость от общения с ним, стремление к его защите и безопасности, безусловное принятие и пр.
С целью изучения ценностных установок на родительства среди подростков, нами было организовано педагогическое исследование на базе государственного учреждения образования «Средняя школа № 11 г. Витебска». В исследовании принимало участие 40 человек в возрасте 15-17 лет. Для работы были выбраны следующие методики исследования: тест «Сознательное родительство» (М.С.Ермихина) и опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП) (А.Н. Волкова).
По результатам исследования по тесту «Сознательное родительство» (М.С.Ермихина) нами были получены следующие данные По полученным результатам исследования видно, что сознательное родительство у испытуемых не сформировано, так как преобладает низкий уровень по всем позициям родительства. Наибольшие показатели набрала позиция «родительские чувства» (57,5%), наименьшее количество – «родительские установки и ожидания» (30%). Высокий уровень сознательного родительства свидетельствует о том, что подростки задумывались над этим вопросом и «примеряли» к себе определенные роли в семье. Меньше всего по показателям испытуемые понимают «родительские чувства», так как данный показатель набрал только 17,5%, больше всего испытуемых набрала позиция «семейные ценности» (32,5%), что свидетельствует об имеющихся представлениях о семье, нормах, ценностях, ролях.
По результатам исследования опросника «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП) (А.Н. Волкова) были получены следующие результаты: 35% девушек ожидают прямого участия от своего мужа во всех домашних вопросах, ждут помощи и разделения труда. Среди показателей парней высокий уровень отмечается только у 40% испытуемых.
Внешняя привлекательность своего партнера важна 40% испытуемым девушек и 45% испытуемы парней. 30% девушкам важно, чтобы их партнер имел серьезные профессиональные интересы, вел довольно активную и общественную жизни. Среди парней данный показатель равен 25%, то есть они меньше ждут активности от своей будущей жены.
По шкале «интимно-сексуальная» на высоком уровне у 25% испытуемых девушек данный показатель играет большую роль. Для них это является основой семейной гармонии. У парней на высоком уровне находятся 45% испытуемых.
По шкале «родительско-воспитательной» 30% девушек находятся на высоком уровне. По данной шкале идет ориентация брачного партнера по воспитанию детей. Такие испытуемые ждут помощи от партнера в вопросах заботы о ребенке. У парней данный показатель равен 40%.
Так же 30% испытуемых девушек и 20% парней ходят взять на себя роль эмоционального лидера, оказывать в своей семье эмоциональную и моральную поддержку, создавать положительную атмосферу в доме.
20% девушек и 35% парней ожидают от супруга совместных интересов, определенного рода деятельности, ценностей, досуга.
С целью формирования у подростков представлений о родительстве мною была разработана и внедрена программа «Семьеведение. Культура взаимоотношений». Актуальность программы заключается в необходимости возрождения нравственных ценностей семьи и родительства осознается и положительно принимается, обретает все больше сторонников среди граждан нашей страны. Среди таких семейных ценностей − любовь, верность, ценности материнства и отцовства, родительская ответственность за детей. Семья традиционно выступает колыбелью воспитания и гражданского становления личности.
Педагогическая целесообразность программы заключается в одном из ключевых направлений социального взросления личности в современном образовательном, социокультурном пространстве выступает понимание и принятие учеником миссии и функций института семьи, как одного из ведущих социальных институтов общества, осознание образа своей будущей семьи, своего места в ней, своей ответственности за будущую успешную самореализацию в ключевых для общества социальных ролях отца, матери, родителя своих будущих детей. Погружение ученика в мир традиционных семейных ценностей и будущих внутрисемейных отношений, освоение им содержания основных семейных ролей, соответствующих им прав и обязанностей, позволяет эффективно решать задачи по воспитанию ребенка как законопослушного гражданина, а в будущем − ответственного семьянина, осуществлять и обеспечивать преемственность в развитии личности, государства и общества.
Программа рассчитана на освоение учащимися в возрасте от 15 до 18 лет, соответствует возрастным психологическим особенностям и потребностям обучающихся. Программой предусмотрены следующие методы работы на уроках беседы и интерактивные беседы; практикумы; практикумы с элементами игры; конференции. Программа включает в себя следующие разделы: «Система жизненных ценностей человека», «Мужчина и женщина. Супружество. Родительство», «Культура взаимоотношений», «Семейные ценности». Всегда предполагается 20 занятий со старшеклассниками.
По результатам проведенной работы на формирующем этапе, нами было организовано повторное исследование с целью изучения эффективности проводимой работы. Рассмотрим полученные данные по тесту «Сознательное родительство» (М.С.Ермихина): родительская позиция увеличилась на 22,5%; роль родительских чувств стала важна на 25% испытуемым больше, чем при первоначальном исследовании; на 22,5% увеличилось количество испытуемых в категории «родительская ответственность», что говорит о более осознанном отношении и понимании подростков об ответственности и уважительном отношении к собственным родителям; на 24% испытуемых стало больше в категории «родительские установки и ожидания», то есть подростки стали иметь большее представление о родительстве; положительно относиться к семейным ценностям стало на 17,5% больше испытуемых; на 25% увеличилось количество испытуемых, которые выбрали для себя определенный стиль воспитания и 26,5% родительское отношение.
Далее рассмотрим результаты повторного исследования по методике «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП) (А.Н. Волкова): 45% девушек и 30% парней ожидают прямого участия от своего мужа во всех домашних вопросах, ждут помощи и разделения труда.
Внешняя привлекательность своего партнера важна 25% испытуемых девушек и 35% парням.
45% девушкам и парням важно, чтобы их партнер имел серьезные профессиональные интересы, вел довольно активную и общественную жизни.
По шкале «интимно-сексуальная» на высоком уровне у 35% испытуемых девушек и 30% парней данный показатель играет большую роль. Для них это является основой семейной гармонии.
По шкале «родительско-воспитательной» 45% девушек и 30% парней находятся на высоком уровне. По данной шкале идет ориентация брачного партнера по воспитанию детей. Такие испытуемые ждут помощи от партнера в вопросах заботы о ребенке.
35% испытуемых девушек и 25% парней хотят взять на себя роль эмоционального лидера, оказывать в своей семье эмоциональную и моральную поддержку, создавать положительную атмосферу в доме.
50% девушек и парней ожидают от супруга совместных интересов, определенного рода деятельности, ценностей, досуга.
На основе проведенной работы можно говорить о том, что разработанная и внедренная нами программа принесла положительные результаты.
Таким образом, формирование у старшеклассников готовности к семейной жизни подразумевает становление ответственного отношения к родительству. Оно достигается с помощью различных показателей, например понимания себя, своих решений, осознание родительской составляющей своей личности. успешное формирование у старшеклассников ценностного отношения к родительству возможно при условии необходимой обеспеченности учащихся теоретическими знаниями о браке, семье, воспитании детей через мероприятия, включающие задания на освоение социокультурных знаний и ценностных отношений к родительству как основе полноценной семьи.