Статья:

Отражение национального менталитета в мировоззрении и быте алтайцев

Конференция: IV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Культурология

Выходные данные
Шилина Г.И. Отражение национального менталитета в мировоззрении и быте алтайцев // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. IV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(4). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/4(4).pdf (дата обращения: 25.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Отражение национального менталитета в мировоззрении и быте алтайцев

Шилина Галина Ивановна
студент, Алтайский государственный педагогический университет, РФ, г. Барнаул
Ан Светлана Андреевна
научный руководитель, д-р филос. наук, профессор, Алтайский государственный педагогический университет, РФ, г. Барнаул

 

В мире существует огромное количество этносов, которые богаты своим культурным наследием. Это наследие веками изменялось, но оставалось неповторимым, вбирая в себя элементы других культур, благодаря взаимодействию различных этносов. В настоящее время происходит теснейшее сотрудничество между странами.

В сфере образования становится популярным обмен студентами из различных уголков земли. Поэтому появляется потребность в изучении истории и культуры других этносов. Ведь зная их нравы, взгляды на жизнь, обычаи это взаимодействие будет более успешным и приведет к пониманию и согласию.

Рассмотрим традиционную культуру и быт алтайцев. Алтайцы круглый год жили в аиле или чадыр айыл – коническом шалаше из жердей, которые покрывали корой лиственницы. В середине аила обычно стоял очаг, на алтайском языке - «очок». Огонь в аиле поддерживался постоянно, но тепла в аиле не хватало, так как теплый воздух выходил через верхнее дымовое отверстие и множество щелей. Огонь выполнял главным образом сакральную функцию. К утру в аиле стояла такая же температура, как и на улице. А тепло поддерживало родственные отношения. Стоит отметить, что важнейшим  из всех воспитательных начал и родительским счастьем алтайцев была семья, для которой были типичны прочный уклад, традиции, обычаи, обряды. Для алтайцев был характерен родовой строй, включающий в себя  безусловное господство мужчины, как главы семьи. Женщине была отведена роль хранительницы семейного очага. Культ матери был безграничен, ее сравнивали с образом Матери-Земли. В особый культ возводилось уважительное отношение к старшим в семье. Большое значение имело почитание предков. Это выражалось в обязательном знании имен своих предков до девятого колена, а также истории семьи и рода. Все это способствовало формированию в сознании ребенка представления о родовом древе, своей роли в истории рода, ценностного отношения к семье, родителям. Ребенок - главнейшая ценность семьи, рода, он всегда был желанным. Процесс рождения ребенка сопровождался комплексом ритуалов и обрядов. Если рождался мальчик – это было великим счастьем, он являлся продолжателем рода, хранителем семейных традиций. Его нарекали именем, созвучным с именами богатырей: Темир - крепкий, как железо, Кезер - величественный, как воин. Часто мальчикам давали имена реальных людей, часто родственников и знакомых, например, Санаа - ум, Сюмелю - ловкий, Бушулдай - быстрый, проворный. В алтайских именах реализуется образ-эталон, своего рода идеал мужчины, который отражает нравственные качества человека. Например, скромность, выдержанность (Айас - спокойный);  ум, мудрость (Тюжюмет – разумный). Образ идеальной женщины сравнивали с красотой природы, небесных светил, цветов, зверей, птиц, драгоценных металлов.

Воспитанию детей также уделялось много внимания, особенно это касалось формирования такого качества, как скромность. Скромность – это одно из достоинств человека, в особенности представительниц женского пола. Ценились такие качества как доброта и милосердие по отношению к родным и близким, любви и привязанности к родным местам, окружающему миру. Детей знакомили с системой правил и запретов, касающихся взаимоотношений в семье и отношения к природе. Учили бережному отношению ко всем живым организмам. Такое отношение к природе тесно связано с религиозной культурой, согласно которой многие алтайские роды произошли от гор, животных и растений. К примеру, объектами родового поклонения, тотемами являются священная гора «тёс тайга» и животное «байлу ан» [2, с. 104].

Бытовая жизнь алтайцев, формирование их менталитета теснейшим образом связаны с их мифологическими представлениями. Говоря о культурологическом аспекте в жизни алтайцев, нужно отметить, что в основу религиозного мировоззрения алтайцев была заложена борьба двух начал – добра и зла, которая соответствовала уровню общественного развития в конце ХIХ века – начале ХХ. Это было системой воззрений алтайцев на окружающий их мир. Она отражала уровень общественного развития,  на котором они стояли, и была связана в большой степени с дуальной организацией рода. Она основана на попытке понять или объяснить мир, рождение и смерть, явления природы [3, с. 18]. В мифах были предприняты попытки объяснить все эти явления и процессы. В них нашли отражение представления о природе, человеке, животных и растениях. По мифам можно понять, как предки алтайцев современного мира познавали мир.

В традиционном сознании алтайцев мир представлен упорядоченным и иерархичным, модель — мира в виде горизонтального деления на «мир природы» и «мир людей». Вертикальное деление — на три мира по принципу «верхний — нижний», земной, в котором живут люди, противопоставлен как нижний верхнему — небесному и как верхний нижнему — подземному. Но в ритуальной практике действует определенная пара миров. В ритуалах живых выступают символы двух миров — небесного и земного, в память ушедших символы - земного и потустороннего. Основной источник изучения картины мира — мифы, в которых заложены параметры вселенского пространства и правила ориентации в нем. В алтайском мифе «О сотворении мира» главные творцы — два бога — верховный Кудай и его младший брат, подземный бог Эрлик. Творцы всегда создавали две противоположности. Творения Кудая были связаны с земным миром, а создания Эрлика с потусторонним миром. Причем, эти боги постоянно соперничали. Об этом свидетельствует их контрастная внешность: «с лысой головой Эрлик, с волосатой Кудай» [3, с. 20]. Таким образом, вселенная воспринимается как система сбалансированных противоположностей. Природа, которую сотворили боги-соперники, выступает неотъемлемой частью обыденного мира, а так же символом земного или потустороннего мира. Это деление на «небесно созданных» с положительным значением и «принадлежащих подземному миру» с отрицательным смыслом являются причиной внешних отличий растений, их целебных свойств, повадками животных. Такое единство сакрального и утилитарного в мировоззрении основано на скотоводческих знаниях и охотничьих наблюдениях, накопленных в народе на протяжении многих столетий.

Для человека традиционной культуры весь окружающий мир подразделялся на две части: «мир вещей» и «мир знаков». Материальные предметы, природные объекты и явления принадлежали двум мирам — профанному и сакральному. В зависимости от ритуальной ситуации в отношении живых или умерших действовала определенная цепь символов. Незначительнейшее отступление от заданных норм расценивалось как дурной знак, приводящий к несчастью. В ритуалах, связанных с благопожеланием живущим, активизировались символы двух миров — земного и небесного. Например, береза – это создание верхнего божества, которое участвует в обрядах жизненного цикла. Она сопровождает человека всю его жизнь — от младенчества до старости. Без нее не совершались обрядовые праздники, такие как «праздник в честь колыбели», «праздник в честь жилища новобрачных», свадьба как «праздник невесты». Согласно этикету, гостей угощали определенной частью баранины и конины как мяса почитаемых животных. В центре картины мира стоит человек, или «кижи». Он является частью мира, так как сотворен по облику своего небесного создателя Кудая, а душа тайно была внесена ему подземным богом Эрликом. Главный стержень борьбы между ними – это борьба за душу человека. В представлении алтайцев душа – это бестелесная первооснова, сущность человека и его дух. Душа имеет несколько названий: «кут», «суне», «тыи».  «Этот мир» не вечен, отпущен человеку на определенный срок. Он соотносится с вечностью «иного мира», под которым следует понимать «неземной мир», включающий в себя небесный и подземный миры. Рождение, жизнь и кончина человека, сообразно алтайскому мифологическому мировоззрению, предопределены свыше, небесный мир вселяет душу в человека, а потусторонний мир забирает ее. О рождении человека принято говорить «чыккан», что означает «вышел (из иного мира)». Человек рождается на свет макушкой вперед, которая на протяжении всей его жизни направлена к небесному свету.

Считалось, что в макушке находится душа, поэтому в траурные дни ее нужно прикрывать, иначе наступит смерть. О кончине человека говорили «божогон», что означало «кончился». Судьба человека находится в ведении двух пар миров: рождение и жизнь — «небесное — земное», судьба и смерть — «земное — потустороннее» [4, с. 146-147]. Очевидно, что доминантой алтайского мифа является родство с родной землей, её плодородием и с животным миром, что является абсолютом алтайской культуры [1, с. 104]. 

Таким образом, алтайцы – уникальный народ, наделенный богатым культурным наследием, со своими устоями и правилами. Они придавали большое значение воспитанию детей, старались сформировать в них лучшие высоко – нравственные качества. Важным является отношение алтайцев к своей истории, предкам. Они старались передать из поколения в поколение важные и необходимые знания.

Стоит отметить, мировоззрение алтайцев, которые отражено в мифах. Важным является то, что алтайцы с древних времен почитали природу, ценили ее, сохраняли традиции, обычаи. 

 

Список литературы:
1. Афанасьева, Н. Ю. Самобытность национальной культуры Алтая/Н. Ю. Афанасьева//Человек. Искусство. Общество. - Барнаул: АлтГУ. - 2017.- С. 104-106 
2. Екеева, Э. В. Традиции семейного воспитания у алтайцев/ Э. В. Екеева// Вестник северо – восточного федерального университета имени М. К. Аммосова.- 2011.- № 3.- С. 103-106
3. Сатлаев, Ф. А. Религиозные мировоззрения алтайцев/ Ф. А. Сатлаев //Кан-Алтай. - Горно-Алтайск. – 1994.- № 3.- С. 18-21
4. Тадина, Н. А. Картина мира как основа коммуникативной культуры алтайцев / Н. А. Тадина // Вестник археологии, антропологии и этнографии.- 2011.- №1. – С. 146-153