Статья:

Предпосылки образования течения феминизма в ХIХ веке на примере драмы Генрика Ибсена «Кукольный дом»

Конференция: XXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Культурология

Выходные данные
Петрова А.Ю. Предпосылки образования течения феминизма в ХIХ веке на примере драмы Генрика Ибсена «Кукольный дом» // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(35). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/5(35).pdf (дата обращения: 24.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Предпосылки образования течения феминизма в ХIХ веке на примере драмы Генрика Ибсена «Кукольный дом»

Петрова Анастасия Юрьевна
студент, Старооскольский филиал Белгородского Исследовательского Университета, РФ, г. Старый Оскол
Лазуткина Олеся Александровна
научный руководитель, канд. филол. наук, Старооскольский филиал Белгородского Исследовательского Университета, РФ, г. Старый Оскол

 

Современный социум значительно отличается от общества ХIХ и ХХ веков, одним из главенствующих изменений в социокультурной жизни является развитие и актуализация течения феминизма. Феминизм – это общественно-политическое движение, возникшее в ХVIII веке, с целью борьбы за предоставление женщинам всей полноты гражданских, культурных и человеческих прав [1, 2011, с.41]. Истоком этого течения принято считать мнение о том, что женщина как единица социума занимает угнетённое положение в обществе.

Женщины всего мира начали активно отстаивать свои права, как в гражданской, так и в социальной сферах коммуникации, но, несмотря на изученность данного вопроса, история феминизма не известна большинству людей.

Открыто обсуждать данную тему стали лишь в конце ХIХ века.

В данный период, а именно в 1879 году, и увидело свет произведение Генрика Ибсена «Кукольный дом», на примере которого, на наш взгляд, можно раскрыть  предпосылки зарождения феминизма в социуме и европейской культуре.

Многие исследователи полагают, что ранние идеи феминизма можно обнаружить в английской и французской  литературе ХVII века: Афра Бенн, Мэри Астелл, Мари де Гурне, Франсуа де ля Барра. Но большинство современных историков сходятся на мнении о развитии феминистской идеологии в ХIХ веке и связывают данное социальное явление с социально-политическим движением борьбы за равенство юридических прав [4, 2008, с. 139]. В литературе  ХIХ века некоторые известные авторы, такие как Ж. Санд, Ш. Бронте, О. де Бальзак, Л.Н. Толстой и др. затрагивали тему феминизма, как способ выражения личности женщины, как полноправного члена социальной жизни, например

На рубеже веков литературное новаторство  норвежского драматурга Генрика Ибсена, так же как и любое значимое культурное событие, вызывало громкие споры и влияло на развитие культуры. Русские символисты (А. Белый, А. Блок) называли Ибсена своим учителем, и утверждали, что в своих произведениях он указывает на место человека в мире [2,2016, с.1]. Критики выделяли наиболее интересные темы для изучения жизни и творчества Г. Ибсена:

1. Национальная самобытность.

2. Образы главных героев пьес.

3. Символизм и пессимизм творчества Ибсена.

4. Индивидуализм и противопоставление личности современному обществу.

Феминизм, как социально-культурное явление современности, можно рассматривать в контексте четвёртой темы творчества писателя (индивидуализм и противопоставление личности современному обществу) на примере пьесы «Кукольный дом».

Мы говорим только о предпосылках формирования феменизма, как структурированного движения со своими целями, задачами и лозунгами, т.к. не многие женщины того времени понимали и ощущали необходимость своей независимости от назидания мужчин, как главы семьи.

Главная героиня Нора лишь в конце произведения осознает, что ей не хватает той свободы, которую имеют современные нам женщины. она понимает, что всю жизнь играла роль «куклы-дочки» и «куклы-жены», ставя интересы отца и мужа выше своих собственных желаний и нужд.

Предубеждения и суждения, по которым существовало общество в пьесе автора, вынуждали работать Нору в тайне от всех: «Но  все-таки  ужасно  приятно  было  сидеть   так  и   работать, зарабатывать деньги. Я чувствовала себя почти мужчиной» [3,2016,c.20]. В данном проявлении радости Норы мы отчетливо видим гендерное разделение прав и обязанностей людей того времени.

В современной феминистской теории понятие «гендер» стало базисным, как признак социального разделения между мужчинами и женщинами, что до сих пор вызывает оживлённые споры. Оксфордский справочник даёт нам определение слова ‘гендер’ – термин введенный с целью выделения социального аспекта различия полов [4, 2008, с. 140].

Обращения мужа к Норе («белочка», «мотовка») указывают на то, что Гумбольдт не воспринимает жену более чем красивую куклу, неспособную принимать серьёзные, ответственные решения.

Антиподом Норы в пьесе выступает ее подруга Фру Линне, которая в отличие от своей подруги имеет некоторые права: она работает, обеспечивает не только себя, но и своих братьев, претендует на должность в банке.

Но для получения данных «привилегий» она невольно приобрела статус вдовы, неспособной к дальнейшему существованию без мужской поддержки. В образе Фру Линне нам представляются современная эмансипированная женщина, способная занимать любые должности, имеющая все те же права, что и мужчина. Для неё Нора являлась ребенком «Ты дитя, Нора!» [3,2016,c.16], неспособным на серьёзные и самостоятельные  поступки. Читая данное произведение, современный человек понимает, что Нора не была таковой, она просто оптимально подстраивалась под тот образ, который ей навязывали её родные и общество в целом.

Современное Ибсену общество не было готово к такому вольному поступку женщины, как уход от мужа. Писателя осуждали, доказывали невозможность такого поведения, тем самым еще раз подтверждая, что женщина того времени не имела права уйти от мужа без его согласия или желания.

Современники считали непостижимым тот факт, что любящая мать оставила своих трёх малюток, корили за это женщину, но, на наш взгляд, Нора оставила детей не потому, что не любила их или была плохой матерью, а просто потому что отчётливо понимала, что никто ей не отдаст их на воспитание, любой суд будет на стороне мужчины в подобном вопросе.

Это подтверждает безвыходность женщины того времени. Непринятие обществом такой концовки пьесы было настолько обширно, что Генрик Ибсен отступил от своего видения решения конфликта и переписал финал «Кукольного дома».

Современники  Генрика Ибсена отмечали, что он был человеком сурового нрава, некоторый современные исследователи причесляют его к ряду философов, возможно данное положение и определило образ Норы. Она осталось непонятой, неразгаданной тайной для современников, но для двадцать первого века она женщина, которая попыталась бороться за себя: свою свободу и своё счастье. Тот факт, что она поняла эту данность лишь в конце произведения, показывает, что воспитанная в таком обществе женщина привыкла быть под эгидой и покровительством мужчин, но прогресс не стоял на месте, социум развивался и перешел в стадию информационного, и женщины постепенно понимали необходимость изменения их положения. Но так как мужской коллектив не принимал этой позиции, постепенно сформировалось течение феминизма.

Феминизм, как и любое социальное явление, имеет не только сторонников, но и оппозицию. Некоторые современные исследователи считают феминизм признаком старения общества и цивилизации, полагая, что мужчины пользуясь психологическим манипулированием и биологическим преимуществом должны подавлять женскую инициативу. Но если такой драматург ХIХ века, как Ибсен видел социальную проблему в ущемлении прав женщины, то способно ли современной прогрессивное общество противостоять такому феномену, как феминизация общества?

 

Список литературы:
1. Валькова Е.А., Пещеров Г.И. Феминизация общества: проблемы и перспективы // Власть. –2011. –№10. –С.41–44. 
2. Евдокимова А.С. Восприятие драматургии Г. Ибсена Русской критикой конца XIX–начала XX века // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. – 2016. –№53. –С. 1–7. 
3. Ибсен Г. Кукольный дом // ЭКСМО. –2016. –С.1–96.
4. Крылкова И.В. Феминизм: происхождение понятия и его трактования в современной науке // Аналитика культурологии. –2008. –№11. –С. 139–144.