Статья:

Бурятские национальные праздники и их роль в формировании социокультурных ценностей молодёжи

Конференция: LXXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Культурология

Выходные данные
Соловьева Д.С. Бурятские национальные праздники и их роль в формировании социокультурных ценностей молодёжи // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 13(82). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/13(82).pdf (дата обращения: 27.09.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Бурятские национальные праздники и их роль в формировании социокультурных ценностей молодёжи

Соловьева Дарья Сергеевна
студент, Иркутский государственный университет, Институт социальных наук, РФ, г. Иркутск

 

Аннотация. В статье рассматриваются бурятские национальные праздники в контексте формирования традиционных культурных ценностей среди молодёжи.

 

Ключевые слова: праздники, традиции, молодёжь, культура.

 

Национальные праздники играют важную роль в системе социокультурных ценностей молодёжи. Они олицетворяют нормы, обычаи, устои той этнической культуры, к которой принадлежат. Именно национальный праздник способствуют духовной наполненности молодых людей, их объединению. При этом определённые культурные ценности, отраженные в праздниках, могут быть представлены в игровых и творческих формах, что привлекает молодёжь, обеспечивая не только рост самосознания, но и устойчивость традиций [1].

В условиях глобализации, когда границы между компонентами культуры стираются, важным является сохранение национальной идентичности через соблюдение этнических установок и осуществление преемственности  поколений [3]. Осуществить это представляется возможным через возрождение  праздников. Именно благодаря им удастся приобщить молодёжь к обычаям родного края, сформированию активную гражданскую позицию.

Целью данной статьи является рассмотрение основных бурятских праздников в контексте формирования национального самосознания молодёжи.

Традиционно главным у бурят является праздник белого месяца  - Сагааалган. Считается, что именно белый цвет олицетворяет  чистоту, семейное благополучие, счастье и добро. Это Новый год у бурят, продолжительность которого составляет 30 дней (лунный месяц). Обычно празднование приходится на февраль – время пробуждения природы.

Перед Сагаалганом принято заниматься уборкой жилища, а после приглашать гостей.  Гостям предлагают испробовать молочную пищу. Наиболее распространенными угощениями являются буузы (бурятские позы), натуральный сыр, сметана, молоко, простокваша и др. Детей угощают сладостям. При праздновании большое внимание уделяется преподнесению подарков для родственников, друзей. Женщинам обычно дарят чай, конфеты, национальные украшения, платки и пр. Мужчинам же коньяк, деньги и пр.

Накануне празднования буряты посещают дацан (Буддийский храм). На специальном ритуальном костре под названием «дугжууба» сжигается весь негатив (в виде кусочков ткани, которыми вытерся каждый член семьи), накопившийся за прошедший год. Буряты верят, что таким образом происходит очищение от злых помыслов, несчастий и болезней. В праздновании принимают участие представители, как старшего поколения, так и подрастающего [4].

Большой популярностью среди бурят пользуется праздник Сур-Харбан. Он является вторым по значению и проводится в летний период. Однако, не смотря на это, к нему готовятся с большим трепетом и вниманием. В этот день проходят соревнования между всадниками, традиционная борьба и стрельба из лука. Это ключевые виды спорта в рамках Сур-Харбана.

Для соревнований по стрельбе из лука готовят специальные шары из кожи, начиненных соломой или шерстью барана. Эти особенности и обуславливают название праздника. «Сур»  означает - мишень, а «Харбан» - стрельба. Считается, что стрела у бурят символизирует плодородие, защищенность, является оберегом. Победитель удостаивается звания мэргэна и признается по праву самым метким и ловким.

Борьба занимает особое место в жизни бурят. Обычно в этом виде состязаний задействованы молодые и крепкие юноши. Именно борьба дает возможность продемонстрировать силу и выносливость. Существует определенные правила и приёмы. Так, например, допускается перекидывание противника через голову, фиксация руками ног и сжатие шеи. Основанием для проигрыша считается касание земли рукой или коленом.

Самым зрелищным соревнованием считаются скачки. В скачках принимают участие не только взрослые наездники, но и дети в возрасте 8 – 13 лет. Стандартная дистанция варьирует в пределах 15-20 км. Победитель делает круг почёта перед зрителями, во время которого наездника восхваляют песнями и одаривают ценными призами.

Сур-Харбан завершается награждением победителей и праздничным концертом, на котором исполняются национальные песни и танцы в бурятских костюмах. Этот праздник очень ценится  и является своего рода национальными Олимпийскими играми у бурятского народа [2].

Значимым ежегодным событием стали «Ёрдынские игры», пользующиеся большим вниманием со стороны молодёжи. Это межрегиональный этнокультурный фестиваль, проводимый на территории Иркутской области. Главной особенностью фестиваля стал обрядовый круговой танец, который носит название Ёхор. Единственным условием для его исполнения является большое количество участников (от 700 и более). Это необходимо для того, чтобы танцующие вокруг горы смогли сомкнуть единый хороводный круг. В противном случае праздник будет считаться неудачным. Считается, что данный фестиваль объединяет поколения и укрепляет национально самосознание.

Таким образом, национальные праздники формируют у молодёжи адекватные представления о социокультурных ценностях своего народа, создают атмосферу единства прошлого и настоящего.

К сожалению, не вся молодёжь участвует в подобных событиях.

Именно поэтому вопросы, связанные с  популяризацией среди молодёжи традиционных праздников и привлечением её к культурно-массовым мероприятиям, предполагающим сохранение национальной идентичности, представляются перспективными для дальнейшего изучения.

 

Список литературы:
1. Осинский И. И. Традиции в культуре современной бурятской молодежи / И. И Осинский, В. А. Хабудаева // Вестник БГУ. – 2014. – №6. – С. 69 – 73. 
2. Трунева Л. А. Праздник. Сурхарбан как часть национальной культуры бурят / Л. А. Трунева, Ю. В. Пузанков // История и современность. – 2018. – №4 (30). – С. 76 – 87. 
3. Хабудаева В. А. Национальные праздники в системе традиционных социокультурных ценностей бурятской молодежи / В. А. Хабудаева // Вестник БГУ. – 2014. – №14-2. – С. 43 – 46. 
4. Цырендоржиева Д. Ш. Праздник Сагаалган: традиции и новации / Д. Ш. Цырендоржиева, Н. Ч. Бальжинимаева // Вестник БГУ. – 2015. – №14. – С. 173 – 175.