Статья:

Принцип пайдейя в современном образовании

Конференция: XLIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Культурология

Выходные данные
Потапова Т.А. Принцип пайдейя в современном образовании // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(42). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/3(42).pdf (дата обращения: 27.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 137 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Принцип пайдейя в современном образовании

Потапова Татьяна Андреевна
магистрант Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, г. Тула

 

Статья раскрывает принцип пайдейи в современном образовании. Проводится анализ основных принципов пайдейи. Выделены важнейшие черты ее проявления в современном образовании.

В современном образовании существуют проблемы, которые являются препятствиями для его дальнейшего развития. Среди них можно выделить проблемы духовной культуры и ценностной направленности личности. Эти и другие проблемы знания и обучения в современном мире спровоцировали поиск новых решений и ответов. Принцип пайдейи является философским понятием древних времен, к которому было обращено внимание гуманитарного знания. Этот термин переводится с греческого языка как «воспитание, грамотность детей» и полностью соответствует современному понятию «образование».

Для более полного понимания принципа пайдейи следует обратиться к истории его происхождения и существования. Греки понимали это принцип как реальную роль воспитания между человеком и космосом. Этимология слова говорит о том, что «пай» означает «детство», а пайдейя дословно можно перевести как «воспитание ребенка, доводка, совершенствование». Аспекты принципа пайдейя на выступлениях образовательных конгрессах сводятся к тому, что он представляет собой философское образование, выступающие против несправедливости и за права человека, является культурным образованием, подводящим обучающегося к пониманию проблемы, помогает понять человеческую идентичность. Если говорить о философском смысле пайдейя, то становится понятным то, что в его основе лежать учения Сократа, Н. Кузанского, Г. Гадамера. Раскрывая его в современном образовании, можно увидеть глубокое признание человеческой и культурной ограниченности и веры в общее основание различных культур и верований, которые возможны только благодаря совместному поиску. Жизнь во имя добра – так понимается этот принцип по К. Биллеру в онтологическом смысле. Пайдейю можно и должно применять повсюду в мире, конечно, учитывая культурные особенности.

Как раскрывается принцип пайдейи в современном образовании?

Отвечая на этот вопрос, для начала можно обратиться к западноевропейскому стилю обучения. Учитывая понимание пайдейи софистами – Протагором и Горгием – целью пайдейи является преподавание истины, которая может быть выгодна ученикам и тем сообществам, к которым они принадлежат. Настоящий принцип прослеживается в современном образовании европейских стран – обучение имеет гуманистическую направленность и направлено на человеческое образование в целом. Достичь высшей цели в жизни – вот та цель, которая является главной в образовании, с точки зрения Сократовской пайдейи. Реализацию этого принципа можно наблюдать сегодня, в западноевропейских школах, учитывая и наблюдая за единством рационально-этических, политических и изотерических смыслов играющих большую роль в современной европейской образовательной системе.

Говоря сегодня о принципе пайдейи можно выделить важнейшие черты ее проявления в современном образовании: взаимовлияние обучения и воспитания; гармоничное единство физического и духовного; личностная ценность человека как уникального явления; философская методология и гуманистическая направленность образования.

Один из принципов пайдейи, который утратил на сегодня свою значимость это обращение к идее Человека в целом, «как общезначимому и обязывающему образцу своего вида», что привело к потере им духовности в современной индивидуалистической цивилизации.

Говоря о современном образовательном процессе в отечественной педагогике, следует отметить важность таких качеств, как добродетель, нравственность и духовность. Это те принципы, развитию которых в народных школах педагоги стремились уделять как можно больше внимания. Однако они же замечали, что воспитать духовно богатого и добродетельного человека можно лишь с тем условием, что такими же качествами будут обладать его родители. Внося идею духовно-нравственного развития в образовательный процесс, специалисты говорят о том, что школа также является важным и первостепенным институтом воспитания в молодом поколении добродетели, широкой гражданской позиции и индивидуальности.

В принципе пайдейи заложена основа воспитания добродетели в детях, где основоположниками ее были учителя.

Одним из трагических факторов оказалось то, что педагогика появилась в России отчужденной от своей прародительницы – пайдейи, и оказалась лишенной высших смыслов человеческого бытия. Вместо того чтобы воспитывать педагогика стала средством подчинения людей. Педагогика появилась в России без каких-либо регуляторов, которые способны оптимально организовать энергию свободы общества и человека. Только в середине 19 века произошло глубокое осмысление педагогики, новатором был К.Д. Ушинский. Он заметил уникальность педагогики, и заявил, что «педагогика – не наука и ею быть не может», однако его слова не были взяты на вооружение, и долгое время отечественное образование рассматривалось с точки зрения узкой социальности, с отрицанием нравственности, культуры и духовных ценностей. Формированию социальности уделялось большое количество времени на протяжении многих лет. Под социальным существованием людей понимается существование в формате природного естества – власти инстинктов, естественного отбора, склонностей, борьбы или приспособления. Здесь не было места человеческой культуре.

Согласно принципу пайдейи, воспитание и образование должно включать в себя, помимо социальности, систему, способствующую развитию у детей природных способностей и задатков, самоопределение, личностную направленность, умение работать в коллективе и желание получать знания.

Говоря о стремлении воспитать в детях гражданство, приводящее к добродетели, следует, прежде всего, отталкиваться от системы чувств, мыслей и воли – ведущих принципах пайдейи. Пайдейя – единственный, уникальный механизм, который способен синтезировать веру и знание, тем самым обеспечивать гармоничное развитие гражданского общества и добродетельного человека.

Исходя из этого, следует сделать вывод, что в отечественную педагогику необходимо вносить корректировку для того, чтобы она стала отвечать и воспитывать духовно нравственных людей, которые смогут быстро адаптироваться в современном мире, события в котором меняются ежечасно.

Важность труда, ответственность за свои действия, опора на положительные эмоции, личный пример взрослого, заинтересованность в личности ребенка и его будущем – вот те главные принципы, на которые следует опираться в современном отечественном образовании, чтобы приблизиться к реализации принципа пайдейи. Наряду с этим стоит уважение к личности ребенка, его личного мнения и чувств, стрессоустойчивость педагога и самосовершенствование. Лишь таким образом, опираясь на принципы пайдейи, можно приблизиться к достижению главной цели – воспитанию истинной добродетели.

 

Список литературы:
1. Асмус В.С. Античная философия. – М.: Высш. шк., 2005. – 400 с.
2. Беляева О.М. Проект идеального государства и системы образования по Платону / О.М. Беляева // Право и образование, 2013. – № 2. – С. 58–66.1.
3. Богомолов А.С. Античная философия. – М.: Высш. шк., 2006. – 390 с.
4. Кальной И.И. Философия для аспирантов: Учебник / Под ред. И.И. Кального. – СПб.: Лань, 2001. – 512 с.