Статья:

Исследование личностных характеристик человека с точки зрения концептуальной деривации (на примере имен существительных)

Конференция: IV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Филология

Выходные данные
Фролова С.С. Исследование личностных характеристик человека с точки зрения концептуальной деривации (на примере имен существительных) // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. IV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(4). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/4(4).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Исследование личностных характеристик человека с точки зрения концептуальной деривации (на примере имен существительных)

Фролова Сусанна Саидовна
магистрант Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина, РФ, г. Тамбов
Дубовицкая Екатерина Юрьевна
научный руководитель, канд. филол. наук, доцент, Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина, РФ, г. Тамбов

 

На сегодняшний день изучение сложных имен существительных, передающих личностные характеристики человека, является пристальным объектом научного интереса.

Зарубежные исследователи выделяют ряд причин, подчеркивающих важность исследования имен существительных, выражающих характеристики личности.

Согласно мнению Жерара Сосьера, во-первых, подобные имена существительные, составляющие неотъемлемую часть личностных характеристик, широко используются в разговорном  и неформальном стилях речи. Изучение личностных имен существительных внутри данных контекстов помогает раскрыть дополнительные значения смыслов за пределами репрезентации личностных имен прилагательных.

Во-вторых, в отличие от имен прилагательных личностные имена существительные имеют следующие особенности (или одну из особенностей) – они более стабильны во времени и/или более заметны и/или более значительны.

Личностные имена существительные ярко описывают человека, поэтому производят более мощный эмоциональный эффект на личность (например, для того, чтобы обидеть человека).

В-третьих, личностные имена существительные включают в себя большое количество общеупотребительных слов, относящихся к области психопатологии (addict, alcoholic, psychopath). Классификация личностных имен существительных может включать в себя слова потенциальных психологических патологий, получивших малую репрезентацию в современной диагностической системе в сравнении с репрезентацией в современной речи. И в-четвертых, личностные имена существительные представляют собой социальные категоризаторы, указывающие на тип личности  [Saucier  2003: 695].

Для данной работы особый интерес представляют сложные имена существительные, обозначающие какие-либо характеристики личности. Согласно Л. В. Бабиной, «сложные слова всегда представляли интерес для лингвистов как в России, так и за рубежом.

Повышенное внимание исследователей к данному лексическому материалу объясняется необычной структурной организацией композитов, позволяющей передать многоаспектное знание об объекте в сжатой форме, минуя подробные описания и избегая развернутых суждений» [Бабина, Феденко 2015: 41].

Объектом исследования является сложные английские имена прилагательные и существительные, фразеологизмы с зооморфной лексикой, которые передают личностные характеристики человека.

Предмет исследования  — значение «личностная характеристика», передаваемая средствами английского языка с помощью сложных имен прилагательных, существительных и фразеологизмов с зооморфной лексикой.

Основной метод исследования, применяемый в данный работе, это метод концептуальной деривации.

Концептуальная деривация представляет собой когнитивный процесс, обеспечивающий появление новой структуры знания в концептуальной системе человека на основе уже существующих концептов и концептуальных структур. Она предполагает, что после того, как концепты, составляющие концептуальную систему человека, уже были каким-либо образом поименованы, в языке возникли предпосылки для их дальнейшего объединения в новые концептуальные структуры, которые обладают новыми языковыми значениями [Бабина 2007].

В современной лингвистике функционируют два понятия, представляющие попытку осмысления и описания взаимодействия когнитивных элементов, которые объективируются сложением языковых значений: «когнитивная деривация» и «концептуальная деривация».

«Когнитивная деривация, отмечаемая морфемными сочетаниями, в первую
очередь сочетаниями корневых и аффиксальных морфем, становится ареной взаимодействия разных типов когнитивных единиц
(концептов, пропозиций и фреймов) и принципов их интеграции» [Жаналина 2006].  «Концептуальная деривация – перераспределение смыслов, при котором «новые концепты образуются на базе исходных, уже существующих» [Бабина 2003: 54].

Концептуальная деривация может осуществляться по метонимическим и метафорическим моделям.

Данные модели формируют семантику сложного слова, привнося оценочный компонент в его значение [Бабина, Феденко 2015: 43].

Вслед за Л. В. Бабиной мы выделяем модели сложных имен существительных, обозначающих личностные характеристики человека, -   двухкомпонентные сложные слова, образованные по моделям N+N, N+N (V+er), N+V, A+N, V+N, V+Adv., Adv.+V [Бабина 2015: 42].

В рамках практической  части исследования выделяем метонимическую когнитивную модель ЧАСТЬ – ЦЕЛОЕ. Рассмотрим группу композитов N+N, A+N.

Ономасиологический базис данных слов может быть выражен словом, обозначающим часть тела, а ономасиологический признак – прилагательным, используемым в прямом значении и обозначающим свойство предмета, который метонимически используется для обозначения свойства органа тела человека, называющего человека (1), или свойство человека, который метонимически обозначается через тот или иной орган его тела (2) [Бабина 2015: 42].

1) knucklehead - a stupid person [Cambridge Dictionary]. Так, лексема «knuckle» означает «сустав пальца».

Так, данная лексема в составе сложного слова обозначает свойство предмета, который метонимически используется для обозначения свойства органа тела человека: небольшой размер головы, что подразумевает человеческую глупость.

2) blabbermouth - a person who talks carelessly, often telling secrets to other people [Cambridge Dictionary]. В данном сложном слове лексема «mouth» означает человеческое свойство: болтливость в сочетании  с лексемой «blabber» (to talk a lot, especially in a way people find annoying or embarrassing) [Cambridge Dictionary].

busybody - a person who is too interested in things that do not involve them [Cambridge Dictionary]. В рамках данного сложного слова формируется новый смысл, исходящих из лексем «busy» и «body» человеческое свойство «назойливость».

homebody - a person who likes spending time at home rather than going out with friends or travelling to different places [Cambridge Dictionary].

Далее рассмотрим группу композитов V+N, V+Adv., Adv.+V, N+V, N+N(V+er). В рамках практического анализа были выявлены следующие метонимические модели:

СТИЛЬ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА + ЧЕЛОВЕК:

В результате практического анализа примеров в данной группе, стоит отметить, что между концептами концептуальных структур, стоящих за сложными словами, устанавливается сложная логическая связь.

Зачастую значение таких сложных слов логически мотивировано значениями каждого из его компонентов.

go-getter - someone who is very energetic, determined to be successful, and able to deal with new or difficult situations easily [Cambridge Dictionary].

peacemaker - a person who tries to stop people from arguing or fighting [Cambridge Dictionary].

do-nothing - An idle or feckless person [Oxford Dictionary].

money-grubber - Someone who is money-grubbing has money as their main interest and does anything possible to get a lot of it [Cambridge Dictionary].

risk taker - someone who often takes risks [Cambridge Dictionary].

backseat driver - a passenger in a car who keeps giving the driver advice that he or she has not asked for [Cambridge Dictionary].

ДЕЙСТВИЕ В ОПРЕДЕЛЕННОЙ СИТУАЦИИ + ЧЕЛОВЕК:

copycat - someone who has few ideas of their own and does or says exactly the same as someone else [Cambridge Dictionary].

Далее рассмотрим группу композитов N + N. Метафорические модели, по которым формируется семантика сложных слов, номинирующих человека, представлены более обширной группой, чем метонимические модели. Прежде всего, это метафорическая модель ЧЕЛОВЕК – ЖИВОТНОЕ [Бабина, Феденко 2015: 45]

workhorse - A person or machine that dependably performs hard work over a long period of time [Oxford Dictionary]. Метафорический перенос в данном случае основан на объекте сравнения лошади и человека по признаку трудолюбия и  выносливости.

Night owl - A person who is habitually active or wakeful at night [Oxford Dictionary]. Метафорический перенос основан на объекте сравнения человека и совы по признаку ведения ночного образа жизни.

early bird - A person who rises, arrives, or acts before the usual or expected time [Oxford Dictionary]. Метафорический перенос основан на объекте сравнения человека и птицы по признаку ведения раннего образа жизни.

dead duck - someone or something that is very unlikely to be successful, especially because of a mistake or bad judgment [Oxford Dictionary].

ЧЕЛОВЕК-АРТЕФАКТ:

fashion-plate - a person who consistently wears the latest style in dress [Oxford Dictionary]. Лексема «plate», входящая в состав данного сложного слова, имеет узкое значение «рисунок, эскиз, иллюстрация» ((specialized) a picture, especially in colour, in a book) [Cambridge Dictionary].

Так, данное сложное слово в 19 веке могло означать иллюстрацию модных костюмов, а с течением времени превратилось в личностную характеристику.

hotshot - someone who is skilful and successful at something [Cambridge Dictionary].

Таким образом, можно отметить, что метод концептуальной деривации широко используется для изучения дополнительных смыслов сложных слов и лингвистических процессов - метафоры и метонимии, лежащих в основе их семантики.

В рамках исследования выделяется словообразовательные модели (группа композитов) N+N, N+N (V+er), N+V, A+N, V+N, V+Adv., Adv.+V, а также различные метонимические и метафорические когнитивные модели (ЧАСТЬ-ЦЕЛОЕ, ЧЕЛОВЕК-ЖИВОТНОЕ и др.)

 

Список литературы: 
1. Бабина Л. В. Проблема концептуальной деривации Вопросы когнитивной лингвистики №4 (013) Тамбов, 2007 С. 86 – 91.
2. Бабина Л. В. Феденко А. Ю. Оценочный потенциал двухкомпонентных сложных слов, репрезентирующих знания о человеке Вопросы когнитивной лингвистики №1 (042) Тамбов, 2015
3. Жаналина Л.К. Когнитивный аспект морфемного синтеза. URL: www.rusnauka.com/ESPR_2006/Philologia/4_zhanalina.doc.htm
4. Cambrigde Advanced Dictionary & Thesaurus [Электронный ресурс] - Режим доступа:  URL: http://dictionary.cambridge.org/ (дата обращения: 31.03.2018)
5. Oxford English Dictionary [Электронный ресурс] - Режим доступа:  URL: https://en.oxforddictionaries.com/ (дата обращения: 31.03.2018)
6. Saucier G. Factor Structure of English-Language Personality Type-Nouns, Journal of Personality and Social Psychology, 2003 Oct;85(4):695-708.