Статья:

Высокочастотные модели сочетаемости термина instructor в современном английском языке

Конференция: IV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Филология

Выходные данные
Сизякина Е.С. Высокочастотные модели сочетаемости термина instructor в современном английском языке // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. IV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4. URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/4.pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Высокочастотные модели сочетаемости термина instructor в современном английском языке

Сизякина Елена Сергеевна
студент, Южный федеральный университет, РФ, г. Ростов-на-Дону
Языкова Елена Владимировна
научный руководитель, канд. филол. наук, доцент, Южный федеральный университет, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

В данной статье под сочетаемостью языковых единиц понимается их свойство сочетаться в речи при образовании единиц более высокого уровня. В сочетаемости отражаются синтагматические отношения между языковыми единицами, и она  является одним из фундаментальных свойств единиц языка [1]. Существует несколько факторов, которые определяют сочетаемость слов: грамматические, лексические, семантические. Каждый из факторов оказывает влияние на существование тех или иных моделей сочетаемости, а анализ моделей сочетаемости позволяет выявлять закономерности словоупотребления.

Наиболее продуктивным методом выявления моделей сочетаемости является метод работы с языковыми корпусами в рамках корпусной лингвистики, которая в настоящее время переживает своё активное развитие. Корпусная лингвистика позволяет получать статистические данные по словоупотреблениям, частотности слов тех или иных частей речи, по особенностям конструкций и т.д. [2] Важность корпусной лингвистики и её методик на данном этапе развития лингвистики в целом определяет актуальность темы нашей работы.

Источником практического материала нашего исследования послужил Британский национальный корпус. Британский национальный корпус (также BNC от английского названия British National Corpus, далее — Корпус) — это корпус текстов из 100 миллионов слов, содержащий образцы письменного и разговорного британского английского языка из широкого круга источников. Корпус охватывает британский английский конца XX в., представленный широким разнообразием жанров, и задуман как образец типичного разговорного и письменного британского английского языка того времени [3].

Данный Корпус организован таким образом, что в нём можно получать статистическую информацию не только по количеству употребления той или иной единицы в целом, но и статистику её употребления в текстах различных жанров и стилей, а также статистику сочетаемости, хотя последняя представляется недостаточно точной, так как зачастую в качестве сочетающих единиц указывают просто единицы, стоящие в ближайшем контексте, но, по сути, не связанные друг с другом синтаксической связью, поэтому анализ моделей сочетаемости предпочтительней проводить, отбирая модели методом сплошной выборки «вручную», а не опираясь на автоматическую статистику корпуса.

Прежде чем анализировать частотные модели словоупотребления термина instructor, рассмотрим толкование данного термина и его этимологию, поскольку они оказывают влияние на частотность определённых моделей.

Согласно словарю Online Etymology Dictionary, в этимологии данного слова просматривается его связь с понятием teacher [5], т.е. представление об обучении, передаче знаний, которое сохранилось в современном английском языке, как будет ясно из анализа словарных толкований.

Проанализированные нами словарные толкования (Collins English Dictionary, Oxford Dictionary) указывают, что instructor — это тот, кто передаёт знания, обычно практического характера: A person who teaches something (Oxford); someone who instructs (Collins).

Данные толкования, а также грамматические характеристики термина (имя существительное, нарицательное, конкретное, изменяется по числам, одушевлённое) во многом определяют особенности сочетаемости слова.

Отметим, что, по данным Корпуса,

Данный термин встречается в текстах разных типов: в художественных произведениях, в инструкциях и справочниках, в журналах и газетах, в школьных эссе, а также в зафиксированных устных высказываниях, в частности судебной речи, что указывает на его широкую распространённость в английском языке: при запросе понятия instructor Корпус предлагает 563 результата, среди которых преобладает форма единственного числа (283).

По итогам анализа данных Корпуса, нами было установлено, что наиболее частотной моделью сочетаемости является noun + instructor, причём существительное в данном случае преимущественно указывает на сферу деятельности инструктора. Приведём наиболее частотные сочетания, иллюстрирующие данную модель, указывая их частотность и процентное соотношение к общему числу употреблений термина instructor в Корпусе: driving instructor (30 употреблений) — 5,33%, flying instructor (16 употреблений) — 2,84%,  training instructor (12 употреблений) — 2,13%, pilot instructor, voice instructor (10 употреблений) — 1,78%, ski instructor, fitness instructor (6 употреблений) — 1,07%, guide instructor, teaching instructor, force instructor, swimming instructor (7 употреблений) — 1,24%, kung fu instructor, test instructor (5 употреблений) — 0,89%.

Частотность данной модели определяется семантикой термина: так как сам термин указывает на человека, благодаря которому можно приобретать те или иные навыки, то указание на навык будет наиболее частотным при употреблении данного термина.

Однако среди коллокаций с термином instructor можно выделить те, которые не касаются указания на сферу деятельности инструктора, но указывают на иные характеристики инструктора. Преимущественно такие сочетания соответствуют модели adjective + instructor, причём прилагательные могут указывать как на положение, иерархические отношения: chief instructor (22 употребления), senior instructor (8 употреблений), так и на иные характеристики. Нами было выявлено 25 различных прилагательных, сочетающихся с термином instructor, два прилагательных также повторяются (good в начальной форме — 5, а также в форме сравнительной степени — 1, civilian — 2). Приведём здесь данные прилагательные: local, external, political, particular, poor, good (5 случаев), better, odd, excellent, external, civilian (2 случая), older, national, young, youthful, sole, long-suffering, male, freefall, patient, prudential, spiritual, ancient, hapless, reluctant, intermediate. По своей семантике прилагательные очень разнообразны: часть указывает на оценку (good, excellent), часть на личностные признаки — пол (male), возраст (young, youthful, older, ancient), психологические или интеллектуальные особенности (long-suffering, spiritual, prudential, patient). Выделяются также географические характеристик (local), признаки, выражающие отношение к объекту вне оценки по шкале хороший/плохой (odd). Использование разного рода оценочных прилагательных также объясняется семантикой самого термина, однако само разнообразие этих прилагательных указывает на активное использование и высокую сочетаемость термина с именами прилагательными.

Термин instructor активно используется в сочетании с различными местоимениями. Наиболее частотным является употребление термина instructor с притяжательными местоимениями (47 употреблений) по модели: possessive pronoun + instructor. Частотность данной модели сближается с частотностью модели adjective + instructor, так как и в данном случае инструктору даётся характеристика, только здесь эта характеристика в отношении того, чей это инструктор, т.е. сама семантика термина указывает на это: можно быть чьим-то инструктором, прежде всего, а не инструктором самим по себе. Это и определяет частотность модели possessive pronoun + instructor.

Частотными также являются сочетания термина instructor с существительным или глаголом при помощи предлога (noun / verb + preposition+ instructor), причём здесь варьируется частотность предлогов. Наиболее частотным является сочетание с предлогом with (36 употреблений), с предлогом by (28 употреблений).

Отметим, что данные предлоги не являются наиболее частотными в английском языке (таковыми являются of и in) [7], потому частотность сочетаемостной модели, включающей эти предлоги, также может быть связана с семантикой термина: инструктор выступает как источник активных действий, какие-то действия могут выполняться с ним (with an instructor) или им (an instructor).

Наконец, отметим, что, помимо словосочетаний, построенных на основе подчинительной связи, термин instructor используется в сочетаниях, построенных на основе сочинительной связи при помощи союзов or и and (29 употреблений). В таких сочетаниях вторым элементов в сочинительной конструкции выступает обозначение предмета, который может использоваться наравне с инструктором или вместо него: book or instructor, instrument and instructor.

Итак, среди наиболее частотных моделей сочетаемости нами были выявлены следующие: noun (driving, flying) + instructor, adjective + instructor, noun / verb + preposition (with, by) + instructor, possessive pronoun + instructor. Частотность данных моделей определяется как грамматическими характеристиками (имя существительное, одушевлённое), так и семантическими (указание на навыки, источник навыков, взаимодействие с другими людьми, оценка, выполнение активных действий).

 

Список литературы:
1. Ахманова О.С. Сочетаемость // Словарь лингвистических терминов. — Изд. 4-е, стереотипное. — М.: КомКнига, 2007. — 576 с. 
2. Захаров В. П. Корпусная лингвистика. — СПб., 2005.  — 48 с.
3. British National Corpus. [Электронный ресурс]. Режим доступа:  https://corpus.byu.edu/bnc/. (Дата обращения: 15.04.2018).
4. Collins English Dictionary. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.collinsdictionary.com/. (Дата обращения: 15.04.2018).
5. Online Etymology Dictionary. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.etymonline.com//. (Дата обращения: 15.04.2018).
6. Oxford Dictionary. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://en.oxforddictionaries.com/. (Дата обращения: 15.04.2018).
7. Top 50 Prepositions.  http://www.talkenglish.com/vocabulary/top-50-prepositions.aspx. (Дата обращения: 15.04.2018).