ВЛИЯНИЕ КАЛЛИГРАФИИ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ И МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Конференция: LV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Филология
LV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
ВЛИЯНИЕ КАЛЛИГРАФИИ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ И МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
В последние десятилетия в среду познания активно внедряются современные технологии. Сложно встретить в современном мире человека, не имеющего гаджета, который заменяет собой такие необходимые элементы как книга, бумага и писчие принадлежности. Все это приводит к тому, что людям становится все сложнее правильно формулировать свои мысли, логично выстраивать диалоги, комплексно использовать речевые обороты как в устной, так и в письменной речи. Это связано с тем, что при использовании гаджетов как средства общения, все чаще используются сокращения, свободная разговорная лексика и замена единиц языка на символьные знаки - картинки, отражающие мысли и эмоции человека. Все это постепенно может привести к деградации речи как таковой, а также к дисграфии. Именно с целью недопущения подобного в преподавательской и лингвистической среде разрабатываются различные программы, материалы и курсы для минимизации негативного влияния гаджетов на языковую способность населения.
По мнению многих ученых, сама языковая способность - явление врожденное. Она тесно связана с мышлением человека. В глубокой древности, понятия речи и мысли не разделялись между собой и были тождественны друг другу. Сами по себе, язык и речь - средства выражения мыслей человека.
За формирование как речи, так и мышления отвечает человеческий мозг, а если говорить точнее - левое его полушарие (у левшей зеркально - правое полушарие). В случае нарушения работы левого полушария, происходят изменения в процессах, за которые оно отвечает. К этим процессам относятся речь и логическое мышление человека. При этом, логическое мышление напрямую связано с речью. И хотя до сих пор продолжаются споры о соотношении логических и речевых норм, все же схожесть между ними очевидна - без развитого логического мышления человек не сможет правильно установить причинно-следственные связи между событиями, впоследствии не имея возможности соотнести и трансформировать свои мысли в речь при выполнении их речевой окраски.
Речь традиционно разделяется на устную и письменную. В устной речи общение происходит за счет звуковых элементов языка, тогда как в письменной - за счет графического изображения этих элементов. Также, для устной речи характерно выделение слов с помощью интонации. В письменной речи сделать это невозможно ввиду отсутствия в ней звукового состава голоса. Для этих целей в письменной речи используют лексические, синтаксические и грамматические единицы. Именно письменная речь более логична и последовательна. При этом, для письменной речи крайне необходимо умение правильно излагать свои мысли. Человек, владеющий приемами письменной речи, без труда сможет воспроизвести их в устной.
В настоящее время существует острая необходимость обучения людей, начиная с раннего возраста, различным приемам письменной речи, способности логически мыслить и излагать свои мысли в различных речевых ситуациях. Для этой цели актуально использовать такое направление в обучении, как каллиграфия.
Каллиграфия - искусство красивого письма. Она относится к категории художественного творчества, однако напрямую связана с письменной речью человека. Человек, владеющий каллиграфическими приемами, более дисциплинирован и аккуратен, записи делает более вдумчиво. То есть, в процессе каллиграфического письма активно развивается мышление человека. Занятия каллиграфией положительно влияют на психоэмоциональное, мыслительное и физическое состояние обучающегося [1, 5].
В 1980-х годах в Японии было проведено исследование, направленное на поиск методик для повышения уровня подготовки специалистов в различных областях. В течении десяти лет было протестировано множество методик. Самой действенной при этом оказалась методика обучения каллиграфии. Китайские же ученые пришли к выводу, что каллиграфия улучшает память и облегчает воприятие и обработку информации, что положительно сказывается на деятельности человека в общем. В частности, благодаря хорошо развитому запоминанию, человек легче и в большем объеме овладевает лексическими единицами, что в свою очередь влияет на лингвистические способности. Также, стоит отметить, что занятия каллиграфией способствует развитию логического мышления, рассудительности, улучшению концентрации, что способствует правильному формированию речевых реплик.
Для подтверждения вышесказанного целесообразно проведение исследований, позволяющих оценить влияние каллиграфии на человека через сравнение результатов исследования. С этой целью были выбраны тест Хорста Зиверта на определение языкового интеллекта, тест М. Войнаровского на определение уровня логического мышления [2], тест на определение уровня развития кратковременной памяти по методике Джекобса и тест на определение уровня долговременной памяти по методу Лурия А.Р., а также диагностика темпа речи [3, 4].
Испытуемыми являлись:
Диана А., 8 лет, занимается каллиграфией четыре месяца
Дарья Т., 10 лет, занимается каллиграфией три месяца
Вадим К., 11 лет, каллиграфией не занимается
Зарина М., 10 лет, каллиграфией не занимается
1. Исследование «Тест на определение языкового интеллекта» Х. Зиверта.
В ходе исследования испытуемым было предложено пройти тестовый опрос, состоящий из 30 вопросов. Задания представляют собой проведение аналогий, нахождение схожести в словах, установление понимания синонимов и антонимов, проверку знаний лексической базы ребенка. Данный тест позволяет определить коэффициент языкового интеллекта. Высокий уровень свидетельствует о развитых языковых способностях, умении коммуницировать с другими, верно строить диалоги и монологи. Общепринятым показателем высокого уровня является результат от 120 единиц. Результат в пределах 90-119 единиц является показателем выше среднего, от 80-89 -средним, ниже 80- низким уровнем языкового интеллекта.
Таблица 1
Результаты исследования «Тест на определение языкового интеллекта» Х. Зиверта
Диана, 8 лет |
Дарья, 10 лет |
Вадим, 11 лет |
Зарина, 10 лет |
выше среднего |
высокий |
выше среднего |
средний |
По результатам исследования, показатели испытуемых, которые занимается каллиграфией, выше показателей других испытуемых. Это свидетельствует о более высокой развитости языкового интелекта у детей, изучающих каллиграфическое искусство.
2. Исследование «Тест на определение уровня логического мышления» М. Войнаровского
Тест представляет собой 30 заданий, содержащих суждения. Выстраивая логические цепочки, испытуемые должны установить причинно-следственные связи, определить ложность или истинность представленных суждений по принципу «условие-следствие». Результаты оцениваются по количеству набранных в результате прохождения теста баллов. Результат от 20-30 баллов считается высоким, от 10-19 средним и менее 10 - низким.
Таблица 2
Результаты исследования «Тест на определение уровня логического мышления» М. Войнаровского
Диана, 8 лет |
Дарья, 10 лет |
Вадим, 11 лет |
Зарина, 10 лет |
16 |
18 |
13 |
12 |
По результатам исследования видно, что логическое мышление более развито у испытуемых, занимающихся каллиграфией. Разница в баллах составляет от 2 до 6 единиц.
3. Тест на определение уровня развития памяти по методике Джекобса
Целью исследования является определение уровня развития памяти испытуемых. Для этого испытуемым было предложено прослушать и запомнить, а впоследствии воспроизвести на бумаге цифровой ряд чисел.
Таблица 3
Результаты теста на определение уровня развития кратковременной памяти по методике Джекобса
Диана, 8 лет |
Дарья, 10 лет |
Вадим, 11 лет |
Зарина, 10 лет |
8 |
6 |
5 |
4 |
При оценке результатов устанавливается коэффициент кратковременной памяти по формуле:
Пк = А + С : n, где
Пк – обозначение объема кратковременной памяти, А – наибольшая длина ряда, который испытуемый во всех опытах воспроизвел правильно; С – количество правильно воспроизведенных рядов, больших чем А; n – число серий опыта, в данном случае – 4.
По результатам тестирования было установлено, что коэффициент кратковременной памяти выше у детей, изучающих каллиграфическое искусство. Разница в значениях варьируется от 2 до 4 единиц.
4. Тест на определение уровня долговременной памяти по методу Лурия А.Р.
Для проведения исследования было отобрано 10 слов. Слова были зачитаны испытуемым несколько раз. После чего испытуемым было предложено эти слова повторить.
Таблица 4
Результаты теста на определение уровня развития долговременной памяти по методу Лурия А.Р.
Диана, 8 лет |
Дарья, 10 лет |
Вадим, 11 лет |
Зарина, 10 лет |
50-75% |
50-75% |
50-75% |
50-75% |
При оценке результатов устанавливается коэффициент долговременной памяти по формуле:
C=B*A / 100%, где
С - коэффициент долговременной памяти
А - общее количество слов
В - количество запомнившихся слов
Во время исследования было установлено, что у обоих групп испытуемых уровень развитости долговременной памяти находится в одинаковых пределах. Разница составляет несколько единиц, что является незначительным и на показатели не влияет.
5. Исследование темпа речи - в процессе было установлено качество владения речевыми инструментами. В ходе исследования испытуемыми был зачитан текст: А и 28 Я 478 ТСМ 214 Ь! ию? = 734819 носонромор воров иушчцфх 000756 котонрортрр 11+3=12 15:5 = 24: 7 = 23 М + А = мама = ма ! мама = папа каша + ша = ка. Во время исследования применялся секундомер, фиксирующий скорость прочтения.
Таблица 5
Результат исследования темпа речи
Диана, 8 лет |
Дарья, 10 лет |
Вадим, 11 лет |
Зарина, 10 лет |
высокий |
средний |
низкий |
низкий |
В ходе исследования было установлено, что дети, изучающие каллиграфию, имеют более высокий темп речи, практически не допускают ошибок, при этом чтение детьми направлено на достижение качественного результата при выполнении тестирования.
Данные исследования подтверждают положительное влияние каллиграфии на лингвистические способности человека. В ходе проведения исследований и основываясь на результатах тестирований, можно сделать вывод о том, что дети, которые занимаются каллиграфическим искусством более развиты в речевой области. Мышление детей более логично и последовательно, имеется широкий словарный запас. То есть занятия каллиграфией способствуют формированию и развитию памяти и логики, концентрации и внимания. Дети свободно владеют приемами устной и письменной речи, что в свою очередь способствует формированию языкового интелекта и оказывает большое влияние на лингвистические и мыслительные способности обучающегося.