ОСОБЕННОСТИ И ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ
Конференция: LXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
LXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
ОСОБЕННОСТИ И ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ
Видеоматериалы открывают перед учителем безграничные возможности для организации учебного процесса. Они позволяют работать с учениками разного возраста и уровня подготовки, представляя увлекательные и эффективные способы обучения по различным темам.
«Видеофильмы на уроке повышают качество обучения, делая его более интересным и эффективным. Они являются не только источником знаний, но и мощным инструментом контроля, закрепления, повторения и обобщения учебного материала. Таким образом, видео охватывает все ключевые дидактические функции, делая обучение более полноценным и результативным» [1, с. 49].
Видео – это не просто источник информации, а многофункциональный инструмент:
- Повышение интереса и мотивации: Динамичные изображения, яркие цвета, завораживающий звук делают обучение более увлекательным и живым. Учащиеся с большим удовольствием воспринимают информацию, представленную в видеоформате.
- Развитие всех видов умственной деятельности: Видео стимулирует развитие внимания и памяти, способствует более глубокому пониманию материала.
- Развитие различных навыков: Видео позволяет развивать навыки аудирования, говорения, чтения и письма, формировать культуру речи, а также улучшать произношение.
- Развитие критического мышления: Видео может быть использовано как повод для дискуссий, анализа сюжета, поведения героев.
Преимущества использования видеоматериалов:
- Подлинность: Видео представляет аутентичный язык, создавая атмосферу реального общения.
- Гибкость: Видео может быть использовано в различных форматах и жанрах: от короткометражных роликов до документальных фильмов.
- Возможность самостоятельной работы: Видео может быть использовано для самостоятельного изучения материала, что позволяет учащимся работать в собственном темпе и согласно своим индивидуальным потребностям.
- Повышение качества знаний: Видео позволяет глубоко погрузиться в тему и закрепить полученные знания, используя различные методы работы с видео.
«Аутичные видеоматериалы можно разделить на 3 группы по жанровой и тематической направленности:
- Развлекательные программы: драма, шоу, спорт.
- Документальные видео: исторические события, научные открытия, путешествия.
- Короткие программы: новости, погода, реклама.» [2, с. 67].
Видео – это не просто инструмент обучения, но и способ повышения учебной мотивации. Благодаря видео учащиеся становятся более активными, заинтересованными в процессе обучения и стремятся к самостоятельной работе.
Использование видео на уроках – это инновационный подход к образованию, который позволяет достигать новых высот в обучении английскому языку. После просмотра видео учащиеся выполняют различные письменные задания, такие как:
- Задания после просмотра: После просмотра видео учащиеся могут выполнить различные письменные задания: пересказ сюжета, составление диалогов, формулировка вопросов, ответы на вопросы, анализ юмора в комедии, выявление преступника в детективе.
- Работа с жанрами: Каждый жанр предполагает свои задания: в комедии – анализ шуток, в детективе – выявление преступника с обоснованием, в документальном фильме – анализ фактов, в фильме о жизни людей – анализ отношений.
- Развитие навыков аудирования: Видео помогает развить навыки аудирования, позволяя учащимся понимать устную речь в естественной среде.
«Работа с фрагментом фильма должна определяться заданным ему методическим заданием и служить средством развития навыков аудирования» [3, с. 92]. Работа с видеофрагментами состоит из следующих четырех этапов:
- Работа с незнакомыми словами. За 2-3 урока до просмотра видео учащиеся знакомятся с незнакомыми словами в устной форме (не более 3-4 минут).
- Вводный рассказ. Учитель представляет тему видео, направляя мышление учащихся и помогая им сфокусироваться на ключевых моментах.
- Просмотр видеоклипа. Видео показывается в классе не менее двух раз с самого начала, что позволяет учащимся внимательно проследить за сюжетом и понять основные идеи.
- Проверка понимания. Учитель проводит тестирование, чтобы убедиться в том, что учащиеся поняли содержание видео.
Методы проверки понимания:
- Диалог учителя и ученика. Учитель задает вопросы по сюжету видео, переходя от общих к более специфическим.
- Соответствие высказываний сюжету. Учитель зачитывает предложения, а учащиеся определяют, соответствуют ли они сюжету видео.
- Повторение сюжета фильма. Учащиеся пересказывают сюжет видео своими словами.
При сравнительном анализе недостатки этих инструментов очевидны, но возможности мультимедийных образовательных презентаций объективно шире. «Основной путь увеличения объема принимаемой информации-повышение наглядности. Увеличение плотности потока информации заставляет максимально использовать все каналы приема студентов» [4, с. 17-27]. Следовательно, следует уделять больше внимания визуальному компоненту теоретического курса, чем слуховому компоненту (голосу лектора), который может быть вторичным.
Видео - мощный инструмент обучения, но его эффективность зависит от правильного подхода к его использованию. Важно заранее подготовить учащихся к просмотру, задать цель просмотра, использовать разнообразные методы работы с видео и предоставить возможность активного взаимодействия с материалом. В этом случае видео станет не просто дополнительным материалом, а действенным инструментом для развития языковых навыков, повышения мотивации и достижения высоких результатов в обучении английскому языку.
Таким образом, видеозаписи – мощный инструмент в обучении иностранным языкам. Важно рационально использовать видео, комбинируя его с другими методами обучения, и учитывая условия конкретной школы.