Статья:

Традиционный русский костюм и современная одежда

Конференция: VIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Культурология

Выходные данные
Шилина Г.И. Традиционный русский костюм и современная одежда // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. VIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(8). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/8(8).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Традиционный русский костюм и современная одежда

Шилина Галина Ивановна
студент, Алтайский государственный педагогический университет, РФ, г. Барнаул
Ан Светлана Андреевна
научный руководитель, д-р филос. наук, профессор, Алтайский государственный педагогический университет, РФ, г. Барнаул

 

В наше время нет определенных критериев при выборе одежды. Перед человеком стоит большой выбор. Со временем мода менялась, появлялись различные стили. Соответственно и функции одежды, как единого ансамбля, называемого русским традиционным костюмом, утратили свое предназначение. В наши дни человек больше не изготавливает одежду сам, ему это уже не нужно, ведь можно купить любую одежду, любых размеров. Но в этом есть и свои минусы: по одежде уже невозможно определить отличительные признаки этноса. И это только одна из утраченных функций. Для того, чтобы понять как изменилось предназначение одежды и почему, сравним традиционный русский костюм и современную одежду. 

Русский народный костюм – это памятник духовной и материальной культуры, возникший как результат  рукотворной деятельности. Он выражал эстетические вкусы своих создателей - представителей этноса. Народный костюм - это неповторимый художественный комплекс. Его сущностные ценности тесно переплетаются с функциональными особенностями. Народный костюм - это законченный, высокохудожественный ансамбль, который сочетает в себе конкретную функциональную направленность, обусловленную сложившимися традициями его носителей. В собранном виде народный костюм представлял единый традиционный комплекс предметов одеяния [3, с. 301]. Современная же одежда уже утратила свое истинное предназначение. В ней почти не осталось элементов русской культуры, только какие - то ее части, например, узоры, вышивка, крой платья, сарафана. Еще одна отличительная черта современной одежды в том, что каждый человек выбирает свой индивидуальный стиль, нет каких – либо критериев в выборе одежды.

Народный костюм был культурным наследием, гордостью этноса. Он имел множество функций: защитную, магическую, утилитарно-практическую, социально – половую, возрастную, сословную, региональную, эстетическую, профессиональную и религиозную. Защитная функция костюма позволяла охранять человека от холода. Если брать современную одежду, то можно заявлять о том, что эта функция отсутствует, так как современная молодежь одевается бездумно, к примеру, носят рваные джинсы зимой, различные футболки с дырками, даже укороченные штаны.

Магическая функция русского традиционного костюма связана с верой в сверхъестественную способность костюма. Его украшали специальной вышивкой – оберегом [2, с. 140]. Костюм выполнял религиозно - магическую функцию, как в трудовых, так и в праздничных обрядах. Через орнаментацию он связывал человека и его род с высшими силами мироздания. Отдельные детали костюма в представлении древнего человека обладали магической силой, с помощью которой они оказывали воздействие на предметы и явления внешнего мира – способствовали исцелению от недуга, преумножению богатства [1, с. 1364]. Понятно, что говоря о современной одежде, о данной функции не стоит и упоминать, так как современные люди уже давно не верят в существование злых духов и прочее. Сейчас же люди больше смотрят на модные тенденции и выбирают по своему вкусу, кому что нравится, подходит ли по фигуре. Социально – половая функция традиционного костюма одновременно указывала на половую принадлежность, социальный статус и семейное положение человека. В наше же время совершенно невозможно понять, кто перед тобой, школьница или женщина, девушка или парень. Все смешалось. Теперь девушки делают короткую стрижку, носят мужские вещи. Возрастная функция традиционного костюма указывала на возраст владельца одежды [2, с. 140].  На данном этапе развития общества трудно определить возраст, потому как и эта функция утрачена. К примеру, пожилая женщина может себе позволить надеть короткие шортики и распустить волосы. Суть сословной функции состояла в том, что в костюмах прослеживалась разница в социальном положении. Эта функция тоже утрачена, сейчас нет таких отличий в одежде и причем, человек из среднего класса может выглядеть намного приличней, чем миллиардер. Региональная функция костюма указывала на территориальную принадлежность. В каждом регионе на костюмах вышивали определенные символы, характерные лишь для этого региона. Эта функция утрачена давно, сейчас нет никаких отличительных вышивок, только могут быть значки разных производителей данной одежды. Эстетическая функция состояла в том, что в костюме выражался индивидуальный вкус человека и, в то же время, эстетический идеал того времени. Отличие современной одежды в том, что в ней теперь присутствует не только индивидуальный вкус, но и утрачен эстетический идеал времени. В современности часто берутся за основу вещи, которые были актуальны в прошлых веках. В традиционном русском костюме профессиональная функция указывала на принадлежность к определенной профессии [2, с. 141]. Эта функция не утрачена. Для каждой профессии придумана специальная одежда. То – есть с легкостью можно отличить пожарного от полицейского. К сожалению, было время, когда учителя и школьники могли ходить в школу в чем хотели. Положительная сторона нового времени в том, что сейчас вводят дресс код, теперь существует деловой стиль для сотрудников различных компаний и учителей. Для детей введены школьные формы. Что касается религиозной принадлежности, то она всегда находила отражение в народном костюме. Священнослужители отличались особым одеянием от мирских людей [2, с. 142].И в наше время священнослужители носят определенное одеяние.

На Руси существовало два основных типа женской народной одежды - южнорусский и северорусский. В южнорусский комплект входили: богато вышитая рубаха, клетчатая понева, передник или "запан", пояс, "навершник" - наплечная одежда наподобе укороченной рубахи, головной убор под названием "сорока", обувь и украшения. Северорусский сарафанный комплект состоял из рубахи, сарафана, пояса, душегрея, кокошника, украшений и обуви. В южных губерниях  небольшая часть крестьянок носила рубаху с однотонной или полосатой юбкой, кокошником, а также костюм с кубельком - платьем типа татарского камзола. В комплект также входили бархатный пояс "тартаур", парчовый повойник, или рогатая кичка, узорные татарские сапоги или туфли, а также украшения. Основной частью костюма крестьянок была длинная конопляная рубаха [4]. В наше время не существует разделения одежды по территориальным особенностям. Практически по всей стране изготавливается аналогичная одежда, в любом городе можно приобрести похожую вещь. Русский традиционный костюм – это, прежде всего комплект, в который входят конкретные вещи. В отличие от него современная одежда имеет большой выбор и множество вариантов, как из нее сформировать комплект, к примеру, с джинсами можно носить разные виды кофт, блузок, футболок, разного кроя.  

С древности на Руси существовал обычай изготавливать праздничные рубахи с очень длинными рукавами, собиравшимися у запястья складками. В торжественных случаях рукава распускались практически до земли, а руки просовывались в специальные "окошечки", которые были прорезаны на уровне локтя. Существовали так же свадебные рубахи с длинными рукавами, которые назывались "убивальницами" или "плакальнями", так как уходившая под венец невеста, прощаясь с родными, причитала, плакала и размахивала длинными рукавами. В наше время для такого праздничного торжества шьют специальные свадебные платья, но в некоторых случаях замуж выходят даже в штанах. Характерной особенностью русского костюма было то, что наиболее яркие, украшенные узорами рубахи носили молодые женщины и девушки, и очень скромно украшали рубахи для девочек и старух. В современное время уже нет таких ограничений в одежде, не важно, какой возраст, ограничений нет, все носят яркие вещи [4].

Обязательными были украшения ушей – серьги. Они могли быть медными или серебряными, реже - золотыми, а также подвески различной формы со вставными гранеными цветными стеклышками. Украшения считались символом плодородия. Иногда с серьгами надевали гусиные пушки. Височные украшения - селезневые перышки "кудерьки", воронежские "кружки" и "наушники", подвески из пучков конского волоса принадлежали в основном женскому, а не девичьему южнорусскому наряду.

Разноцветные дутые, янтарные бусы, бисерные цепи, "гайтаны", "монисты", цветные ленты и металлические цепи, жемчужные ожерелья использовались как шейные украшения. К поясным украшениям южнорусского костюма относятся однолопастные и двулопастные прямоугольные подвески, располагавшиеся сзади, украшенные бусами, бисером, пуговицами, шерстяной бахромой [4]. В наши дни происходит обесценивание функций украшений, люди подбирают бижутерию к одежде. Они не задумываются над их настоящим предназначением.

Таким образом, сравнивая русский традиционный костюм и современную одежду, можно утверждать, что  современная одежда кардинально изменилась, утратила большинство функций. Если раньше это был именно костюм, который выделялся среди других этносов, был уникален, мог многое рассказать о своем владельце, то сейчас это просто одежда, у которой нет никаких отличительных признаков.

 

Список литературы:
1. Валькевич, С. И. Символика орнамента в русских народных костюмах/ С. И. Валькевич // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - № 92. – 2013.- С. 1363-1373
2. Коняева, Т. И.  Русский традиционный костюм в музейной коммуникации /Т. И. Коняева // Музееведение и историко-культурное наследие. Сборник статей. Вып. 3.- Кемерово: КемГУКИ. - 2009. - С. 137-144
3. Павлова, О. С. Русский народный костюм как визуальный план русской культуры/О. С. Павлова // Декоративное искусство и предметно – пространственная среда. Вестник МГХПА. – Москва. - 2014. - № 4.- С. 301-306
4. Русова, М. Структурный анализ русского народного костюма европейской России XIX - начала XX вв. Классификация русского крестьянского костюма /М. Русова// Русский народный костюм [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/russkii-narodnyi-kostyum/russkii-narodnyi-kostyum-4834/page-3.html