Статья:

Многофункциональный мост в дизайне современной городской среды

Конференция: XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Искусствоведение

Выходные данные
Многофункциональный мост в дизайне современной городской среды // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по материалам XL студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. — М.: «МЦНО». — 2016 —№ 11(39) / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/11(39).pdf
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Многофункциональный мост в дизайне современной городской среды

Савёлова Анастасия Николаевна
студент, Нижегородский педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), РФ, г. Нижний Новгород
Абоимова Ирина Сергеевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доц. кафедры средового и графического дизайна, Нижегородский педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), РФ, г. Нижний Новгород

 

Среда обитания человека всегда находится под влиянием процессов его жизнедеятельности, она видоизменяется, насыщается функционально, постоянно развивается. С внедрением прогрессивных технологий в процесс создания благоприятной городской среды расширяются возможности рационального использования пространства города. Понятие «городская среда» подразумевает совокупность созданных человеком и природой условий, оказывающих влияние на уровень и качество жизнедеятельности человека. Проблема организации комфортной городской среды по-прежнему остается наиболее актуальной на данный момент времени. Дизайн городской среды сегодня - это комплексное формирование предметно-пространственной среды города, основанное на синтезе инновационных технологий и материалов, методов проектирования в дизайне [4, с. 40].

Качество городской среды зависит в первую очередь от степени развития ее инфраструктуры. Такой сложный и многосторонний процесс как урбанизация, предусматривает увеличение плотности городской застройки, дорожной сети, уменьшение зеленых, пешеходных, рекреационных зон. В результате чего снижается качество городской среды. Человек не способен остановить процесс урбанизации, поэтому необходимо искать рациональные способы решения данной проблемы. Одним из таких способов является использование в городской среде многофункциональных мостов. Наличие в мегаполисе сооружения, объединяющего в себе пешеходную зону, велодорожки, рекреационные зоны и т.д. позволяет повысить комфортность и безопасность городской среды, решить проблемы организации движения транспорта. В толковом словаре Ушакова Д. Н. приводится следующее определение понятия «Мост» – сооружение, соединяющее два пункта земной поверхности, разделенные водою, рвом или каким-нибудь другим препятствием и дающее возможность сообщаться между ними. Многофункциональность моста предоставляет возможность осуществления каких-либо дополнительных процессов: получение художественно-эстетического удовольствия, занятие спортом и т.д. [4, с. 43].

Крупные современные города – это места массового сосредоточения финансовых, производственных, интеллектуальных и иных ресурсов. Постоянное расширение мегаполиса, массовое строительство зданий, ежедневные потоки трудовой миграции перегружают городскую среду, её транспортные связи. Именно наличие в мегаполисе надземных многофункциональных сооружений способствует гармоничному развитию городской среды. Многофункциональные мосты позволят сэкономить площади городских пространств в условиях неизбежного уплотнения застроек. Использование моста как пешеходной зоны способствует привлечению и других функциональных объектов: библиотека, галерея, торговый павильон и т.д. Еще П.В. Щусев в 1952 году отмечал, что существуют следующие виды многофункциональных мостов: мосты-рынки, мосты-улицы, мост-пассаж, мосты-игрушки в китайских садах, мост-храм, мост-галерея, мост-беседка [3, с. 27].

Рассмотрим положительные примеры использования многофункциональных мостов в зарубежном и отечественном опыте.

Проект моста в Амстердаме от архитектора Лоран Сен- Валь (Laurent Saint-Val) это многофункциональное сооружение с кафе, музеем, велопарковкой, велопрокатом и зелеными обзорными террасами. С конструктивной точки зрения сооружение представляет собой вантовый мост с криволинейным пилоном. Основную форму моста образуют изогнутые древесные ребра, которые делают конструкцию моста значительно легче. Дерево сочетается с такими материалами, как сталь, алюминий, стекло. Идущие по спирали пешеходные пандусы не только обеспечивают подъем на нужный уровень, но и формируют по обоим берегам канала навесы – под ними также можно расположить зоны отдыха и общения, парковки для велосипедов.

 

Рисунок 1. Проект моста в Амстердаме от архитектора Лоран Сен-Валь (Laurent Saint-Val)

 

Мост в парке Сидун, Китай (Xidong Park) – проект от компании L&A Design Group. Современная конструкция свяжет северную и южную части парка, разделённые между собой озером. Центром архитектурной композиции является остров, где будет располагаться кафе с потрясающим видом на озеро и парк. С каждой стороны от острова мост приподнят на определенную высоту, чтобы под ним могли проплывать лодки. Динамичная форма моста подчеркивается с помощью эффектного освещения [1].

В 2008 г. русские архитекторы А.А. Асадов, Д. Зражевский, А. Полищук «АБ Асадова» создали проект многофункционального рекреационного комплекса «Миракс-Сад». Основной составляющей данного проекта является многофункциональное сооружение, включающее торговый центр, рестораны и подземные парковки. Кровля представляет собой «зеленый ковер» с цветочными клумбами, пешеходными дорожками и множеством открытых террас [2, с. 2].

Мост соединяет различные виды транспорта – речной, наземный и воздушный в компактный пересадочный узел. (Рис. 2) Все элементы комплекса представляют единый ансамбль, главная идея которого – самая большая клумба Европы.

 

Рисунок 2. многофункциональный рекреационный комплекс «Миракс-Сад», 2008, Россия, А.А. Асадов

 

Адам Виерчински и Борис Вжешч дизайнеры из архитекторского бюро DWAWU, разработали концепцию моста «Турбина» в Амстердаме [1, с. 3]. Сооружение выглядит необычно и современно, при этом оно гармонично сочетается со старинными и строгими голландскими постройками. Главная особенность моста – он соединяет в себе 2 функции: традиционный пешеходный мост и ГЭС. (Рис. 3) Вращающаяся турбина благодаря мощному течению реки Амстел будет выделять необходимое количество электроэнергии для того, чтобы строение было независимым от внешних источников электричества. Основное пространство моста предназначено для отдыха и развлечений жителей города.

 

Рисунок 3. Мост «Турбина», 2012, Нидерланды, Адам Виерчински и Борис Вжешч

 

Как показывает опыт зарубежных, отечественных архитекторов, дизайнеров в проектировании и строительстве многофункциональных мостов, основными элементами таких сооружений являются:

1.  Платформа, пересекающая препятствие (ров, река.);

2.  Опора, поддерживающая платформу над препятствием;

3.  Архитектурная композиция, гармонично сочетающаяся с городской структурой.

Исходя из этого, рассмотрим, где может располагаться многофункциональный мост на примере города Нижнего Новгорода. Согласно плану перспективного развития метрополитена Нижнего Новгорода, предусматривается продолжение Автозаводско-нагорной линии метро от ст. Парк культуры до станций «Юго-Западная» (на стыке Южного шоссе и ул. Аркадия Гайдара). В районе станции «Юго-Западная» планируется построить второй метромост через Оку. Изучив данное местоположение, следует предположить, что оно является наиболее благоприятным для размещения многофункционального моста. Так как дает возможность объединения функций метро, парковки, вело- и пешеходных дорожек; расположения рекреационных зон, культурно-развлекательных центров, вертикальных садов и т.д.

Такое современное архитектурное сооружение гармонично вольется в среду города и станет одной из его достопримечательностей, воплощая в себе инновационные идеи дизайна и архитектуры.

Исходя из выше сказанного можно сделать следующий вывод: многофункциональный мост будущего как ни что иное способен решить большинство глобальных проблем современного мегаполиса: повысить комфортность и безопасность городской среды, организации движения транспорта; создать экологичные, энергосберегающие общественные центры; повысить уровень рекреационных зон города; сэкономить территории при увеличении плотности застройки.

Современные методы дизайна, архитектуры позволят, проанализировать статическое и динамическое поведение сложных, необычных, но красивых мостовых сооружений, по-новому взглянуть на формообразовине мостов, а современные технологии и высокопрочные строительные материалы позволят реализовать самые нестандартные проекты.

 

Список литературы:
1. Журнал о дизайне "PITER-DESIGN" Режим доступа. – [Электронный ресурс] – URL: https://piter-design.ru/home/angar18/item/218-bridge-design.html (Дата обращения 15.11.2016).
2. Многофункциональный рекреационный комплекс «Миракс-Сад» – [Электронный ресурс] Режим доступа. – URL: http://archi.ru/projects/russia/4958/mnogofunkcionalnyi-rekreacionnyi-ko... (Дата обращения 15.11.2016).
3. Овчинников И.Г. Пешеходные мосты современности: тенденции проектирования. Часть 2. Многофункциональные мосты / Овчинников И.Г. // Интернет-журнал «Науковедение». – 2015. – Том 7, № 2. – С. 3–53. 
4. Покка Е. Особенности функционального содержания рекреационных мостов/Покка Е.//Известия КГАСУ. Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности. – 2013. - № 1(23). – С. 39-47.