Многофункциональный мост в дизайне современной городской среды
Конференция: XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: Искусствоведение
XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Многофункциональный мост в дизайне современной городской среды
Среда обитания человека всегда находится под влиянием процессов его жизнедеятельности, она видоизменяется, насыщается функционально, постоянно развивается. С внедрением прогрессивных технологий в процесс создания благоприятной городской среды расширяются возможности рационального использования пространства города. Понятие «городская среда» подразумевает совокупность созданных человеком и природой условий, оказывающих влияние на уровень и качество жизнедеятельности человека. Проблема организации комфортной городской среды по-прежнему остается наиболее актуальной на данный момент времени. Дизайн городской среды сегодня - это комплексное формирование предметно-пространственной среды города, основанное на синтезе инновационных технологий и материалов, методов проектирования в дизайне [4, с. 40].
Качество городской среды зависит в первую очередь от степени развития ее инфраструктуры. Такой сложный и многосторонний процесс как урбанизация, предусматривает увеличение плотности городской застройки, дорожной сети, уменьшение зеленых, пешеходных, рекреационных зон. В результате чего снижается качество городской среды. Человек не способен остановить процесс урбанизации, поэтому необходимо искать рациональные способы решения данной проблемы. Одним из таких способов является использование в городской среде многофункциональных мостов. Наличие в мегаполисе сооружения, объединяющего в себе пешеходную зону, велодорожки, рекреационные зоны и т.д. позволяет повысить комфортность и безопасность городской среды, решить проблемы организации движения транспорта. В толковом словаре Ушакова Д. Н. приводится следующее определение понятия «Мост» – сооружение, соединяющее два пункта земной поверхности, разделенные водою, рвом или каким-нибудь другим препятствием и дающее возможность сообщаться между ними. Многофункциональность моста предоставляет возможность осуществления каких-либо дополнительных процессов: получение художественно-эстетического удовольствия, занятие спортом и т.д. [4, с. 43].
Крупные современные города – это места массового сосредоточения финансовых, производственных, интеллектуальных и иных ресурсов. Постоянное расширение мегаполиса, массовое строительство зданий, ежедневные потоки трудовой миграции перегружают городскую среду, её транспортные связи. Именно наличие в мегаполисе надземных многофункциональных сооружений способствует гармоничному развитию городской среды. Многофункциональные мосты позволят сэкономить площади городских пространств в условиях неизбежного уплотнения застроек. Использование моста как пешеходной зоны способствует привлечению и других функциональных объектов: библиотека, галерея, торговый павильон и т.д. Еще П.В. Щусев в 1952 году отмечал, что существуют следующие виды многофункциональных мостов: мосты-рынки, мосты-улицы, мост-пассаж, мосты-игрушки в китайских садах, мост-храм, мост-галерея, мост-беседка [3, с. 27].
Рассмотрим положительные примеры использования многофункциональных мостов в зарубежном и отечественном опыте.
Проект моста в Амстердаме от архитектора Лоран Сен- Валь (Laurent Saint-Val) это многофункциональное сооружение с кафе, музеем, велопарковкой, велопрокатом и зелеными обзорными террасами. С конструктивной точки зрения сооружение представляет собой вантовый мост с криволинейным пилоном. Основную форму моста образуют изогнутые древесные ребра, которые делают конструкцию моста значительно легче. Дерево сочетается с такими материалами, как сталь, алюминий, стекло. Идущие по спирали пешеходные пандусы не только обеспечивают подъем на нужный уровень, но и формируют по обоим берегам канала навесы – под ними также можно расположить зоны отдыха и общения, парковки для велосипедов.
Рисунок 1. Проект моста в Амстердаме от архитектора Лоран Сен-Валь (Laurent Saint-Val)
Мост в парке Сидун, Китай (Xidong Park) – проект от компании L&A Design Group. Современная конструкция свяжет северную и южную части парка, разделённые между собой озером. Центром архитектурной композиции является остров, где будет располагаться кафе с потрясающим видом на озеро и парк. С каждой стороны от острова мост приподнят на определенную высоту, чтобы под ним могли проплывать лодки. Динамичная форма моста подчеркивается с помощью эффектного освещения [1].
В 2008 г. русские архитекторы А.А. Асадов, Д. Зражевский, А. Полищук «АБ Асадова» создали проект многофункционального рекреационного комплекса «Миракс-Сад». Основной составляющей данного проекта является многофункциональное сооружение, включающее торговый центр, рестораны и подземные парковки. Кровля представляет собой «зеленый ковер» с цветочными клумбами, пешеходными дорожками и множеством открытых террас [2, с. 2].
Мост соединяет различные виды транспорта – речной, наземный и воздушный в компактный пересадочный узел. (Рис. 2) Все элементы комплекса представляют единый ансамбль, главная идея которого – самая большая клумба Европы.
Рисунок 2. многофункциональный рекреационный комплекс «Миракс-Сад», 2008, Россия, А.А. Асадов
Адам Виерчински и Борис Вжешч дизайнеры из архитекторского бюро DWAWU, разработали концепцию моста «Турбина» в Амстердаме [1, с. 3]. Сооружение выглядит необычно и современно, при этом оно гармонично сочетается со старинными и строгими голландскими постройками. Главная особенность моста – он соединяет в себе 2 функции: традиционный пешеходный мост и ГЭС. (Рис. 3) Вращающаяся турбина благодаря мощному течению реки Амстел будет выделять необходимое количество электроэнергии для того, чтобы строение было независимым от внешних источников электричества. Основное пространство моста предназначено для отдыха и развлечений жителей города.
Рисунок 3. Мост «Турбина», 2012, Нидерланды, Адам Виерчински и Борис Вжешч
Как показывает опыт зарубежных, отечественных архитекторов, дизайнеров в проектировании и строительстве многофункциональных мостов, основными элементами таких сооружений являются:
1. Платформа, пересекающая препятствие (ров, река.);
2. Опора, поддерживающая платформу над препятствием;
3. Архитектурная композиция, гармонично сочетающаяся с городской структурой.
Исходя из этого, рассмотрим, где может располагаться многофункциональный мост на примере города Нижнего Новгорода. Согласно плану перспективного развития метрополитена Нижнего Новгорода, предусматривается продолжение Автозаводско-нагорной линии метро от ст. Парк культуры до станций «Юго-Западная» (на стыке Южного шоссе и ул. Аркадия Гайдара). В районе станции «Юго-Западная» планируется построить второй метромост через Оку. Изучив данное местоположение, следует предположить, что оно является наиболее благоприятным для размещения многофункционального моста. Так как дает возможность объединения функций метро, парковки, вело- и пешеходных дорожек; расположения рекреационных зон, культурно-развлекательных центров, вертикальных садов и т.д.
Такое современное архитектурное сооружение гармонично вольется в среду города и станет одной из его достопримечательностей, воплощая в себе инновационные идеи дизайна и архитектуры.
Исходя из выше сказанного можно сделать следующий вывод: многофункциональный мост будущего как ни что иное способен решить большинство глобальных проблем современного мегаполиса: повысить комфортность и безопасность городской среды, организации движения транспорта; создать экологичные, энергосберегающие общественные центры; повысить уровень рекреационных зон города; сэкономить территории при увеличении плотности застройки.
Современные методы дизайна, архитектуры позволят, проанализировать статическое и динамическое поведение сложных, необычных, но красивых мостовых сооружений, по-новому взглянуть на формообразовине мостов, а современные технологии и высокопрочные строительные материалы позволят реализовать самые нестандартные проекты.