Статья:

Современные тенденции в дизайне экспозиций с применением арт- объектов

Конференция: V Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Искусствоведение

Выходные данные
Липень Я.С., Новикова Л.Е. Современные тенденции в дизайне экспозиций с применением арт- объектов // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. V междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(5). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/4(5).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 83 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Современные тенденции в дизайне экспозиций с применением арт- объектов

Липень Яна Сергеевна
студент Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна, РФ, г. Санкт-Петербург
Новикова Любовь Евгеньевна
студент Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна, РФ, г. Санкт-Петербург
Костюк Инна Сергеевна
научный руководитель, старший преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Современное искусство и эстетика немыслимы без понимания того, какую роль играет в нашей жизни наука и технологии, и как именно современные представители художественной сцены взаимодействуют с технологиями и научными изобретениями в качестве выразительных средств.

Большой потенциал в достижении разнообразия общего внешнего вида экспоната заложено в его дизайнерском решении. Само понятие «дизайна» ассоциируется с современными технологиями, передовыми материалами, новыми течениями. Становление дизайна как самостоятельного вида деятельности происходило под влиянием массовой промышленности, инженерного проектирования, науки и эстетического восприятия [1].

А за последние десятилетия дизайн в искусстве выставочной экспозиции, как основная и зримая часть музейной работы, прочно утвердилось в качестве самостоятельного вида деятельности. Методика создания экспозиции – динамично развивающаяся область современной музеологии. Актуальные выставочные проекты отличает открытость к вариативности смыслов и интерпретаций, они предельно креативны и зачастую провоцируют зрителя на активную позицию по отношению к увиденному, включают его в творческий процесс, приглашают к сотрудничеству. И, тем не менее, новые открытия, опыты и эксперименты в создании современных экспозиций базируются на теоретических разработках и утвердившихся во времени принципах проектирования.

В настоящее время можно отметить активное развитие экспозиционно- выставочной деятельности выставочных пространств. Экспозиция, как культурный феномен играет важную роль в жизни современного человека – она источник знаний, транслятор эстетических канонов, составляющая социальной коммуникации. 

Сфера дизайна экспозиций развивается быстрыми темпами и уже применима в большом количестве музеев и выставочных пространствах. Существуют специализированные выставки, которые в силу своей специфики размещаются на специальных площадках такие как Политехнический музей, информационный центр Royal College of Art, Информационный Королевский художественный колледж, SPEKTRUM научное сообщество [2].

Выставочные инсталляции, это хорошо продуманный инструмент, несущий информационно-познавательный и впечатляющий эффект. Современные практики научного искусства по своей природе трансдисциплинарны: это сочетание искусства, науки и инженерии. Цель подобного типа деятельности, часто осуществляемой творческими коллективами, участники которых обладают различными навыками, заключается в расширении границ и инструментов художественной практики с опорой на научные концепции и методики. При рассмотрении, анализе выставочно-конструктивных решений, было решено создать инсталляцию с применением научных аспектов, а именно такого раздела физики, как поляризация.

Поляризация света это одно из фундаментальных свойств света (излучения), состоящее в неравноправии различных направлений в плоскости, перпендикулярной световому лучу, по направлению распространения световой волны. Поляризацией также называют геометрические характеристики, которые отражают особенности этого неравноправия.

Наш объект-инсталляция создан с целью получения декоративных эффектов в результате светового воздействия на оптически активный геометрический предмет, додекаэдр, движущийся по окружности вокруг своей оси. Такой объект смело можно назвать арт-объектом, так как он может использоваться как укрощение интерьера, так и в выставочных пространствах.

Данный декоративный эффект получен с помощью интерфейсной фильтрации света, заключается в том, что создают плоско поляризационный свет в пространстве между двумя поляризаторами, в которое помещена геометрическая фигура. Техническим результатом данного способа является получение объемных цветовых и черно-белых не повторяющихся во времени и в пространстве изображений, отдельные элементы додекаэдра, которые могут то исчезать, то появляться.

На рисунке 1 изображена конструкция арт-объекта для реализации описанного веще эффекта.

 

Рисунок 1. Конструкция арт-объекта

 

Сам проект рассказывает о науке света и цвета. В центре внимания в данном выставочной пространстве — экспозиция, взаимодействие световых лучей и зрительной проекции нашего организма. На первый взгляд кажется, что это простая и понятная вещь, но через взаимодействие проект оживает. Проект берет свое начало от физического явления, которое раскрывает тематику монохромной поляризации. Объект в 3D визуализации представлен ниже на рисунке 2.

 

Рисунок 2. Поляризационный икосаэдр

 

Организация и разработка инсталляций и выставочных пространств подобного рода уникальных мероприятий требует титанической подготовительной и организационной работы по формированию определенной концепции всей выставки, понимания, что выставка является мощным информационным поводом, художественно-эстетическим формообразованием научной деятельности, технологий, достижений. В проекте мы объединили научный контекст с масштабом будущего и, в итоге, создали целую выставочно-событийную платформу, в рамках которой представим не только собственные экспонаты, но и другие экспозиции, связанные с научным искусством.

 

Список литературы:
1. Дизайн. История дизайна. [Электронный ресурс] – Режим доступа. –URL: http://amshev.ru/works/30/ (Дата обращения 1.03.2018).
2. Science art: шаг из настоящего в будущее. [Электронный ресурс] – Режим доступа. –URL: https://polymus.ru/ru/museum/news/science-art-shag-iz-nastoyaschego-v-buduschee/ (Дата обращения 1.03.2018).