КИНОМУЗЫКА В ТВОРЧЕСТВЕ С.С.ПРОКОФЬЕВА
Конференция: CCXCII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Искусствоведение
лауреатов
участников
лауреатов


участников



CCXCII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
КИНОМУЗЫКА В ТВОРЧЕСТВЕ С.С.ПРОКОФЬЕВА
Творческая деятельность современных композиторов охватывает многие сферы музыкальных жанров: помимо традиционных академических жанров в начале XX века появляется жанр киномузыки. Появление нового жанра музыки к кинофильмам позволило расширить и обогатить художественно-выразительные средства, предоставив возможность творческого высказывания многим музыкантам, не имеющим другого способа быть услышанными. У композиторов появилась необходимость воплотить не только происходящие по сюжету ситуации, проиллюстрировав их музыкальным сопровождением, но что более важно – передать психологическую составляющую эпизодов фильма.
Мир кино может похвастаться такими известными композиторами как: Джон Уильямс, Ханс Циммер, Роберт Эммерих, Дмитрий Шостакович, Исаак Дунаевский, Александр Зацепин, Евгений Дога, Альфред Шнитке, и конечно же, Сергей Прокофьев. Первым композитором, написавшим музыку к кинофильму «Убийство герцога Гиза», стал Камиль Сен-Санс в 1908 г.
Сергей Прокофьев одним из первых в советской стране обратился к жанру киномузыки. Не случайно, именно Сергея Сергеевича выбрали для этой роли: высокая эрудированность, большой композиторский талант, высокая трудоспособность – все это является точной характеристикой творческих качеств Прокофьева.
Сергей Сергеевич не раз высказывался о многогранности возможностей в области кино: «Кинематограф — искусство молодое, очень современное, предоставляющее композитору новые, интересные возможности, которыми надо пользоваться. Композиторы должны разрабатывать их, а не ограничиваться сочинением музыки и затем сдачей ее на кинофабрику на милость тех, кто будет записывать на пленку» [2, с. 168].
С 1918 года Прокофьев вел музыкальную деятельность за рубежом, исполняя свои сочинения, выступая как пианист и дирижер. Однако композитор чувствовал, что дальнейшее пребывание вне атмосферы родной земли осушает его музыку. О желании возвращения на родину он высказался вполне определенно: «Воздух чужбины не возбуждает во мне вдохновения, потому что я русский… Я должен снова окунуться в атмосферу моей родины, я должен снова видеть настоящую зиму и весну, я должен слышать русскую речь, беседовать с людьми, близкими мне. И это дает мне то, чего так здесь не хватает, ибо их песни – мои песни» [1, с. 255– 256].
Впервые к киножанру Прокофьев обратился именно в Советском союзе – на Родине. Сергей Сергеевич с большим энтузиазмом взялся за работу, желая попробовать свои силы в новом для себя жанре. Важно отметить, что во время гастролей в Америке, находясь на киностудии Голливуда, Прокофьеву предложили сотрудничество и контракт на несколько лет. Но с твердым убеждением своей привязанности к отечественному искусству, Прокофьев отказал, несмотря на высокую материальную привлекательность проекта.
Большое значение имеет встреча и сотрудничество Прокофьева с известнейшим режиссером советской эпохи – Сергеем Эйзенштейном. Композитор и режиссер имели не просто деловые отношения, но и отношения, переходящие в дружбу. Эта дружба подкреплялась пониманием и осознаем важности общего дела, которое вдохновляло обоих гениальных людей.
В своих совместных работах, посвященных исторической тематике, авторы стремились показать подлинную и исконную силу и мужество русского народа. Такими работами стали кинофильмы «Александр Невский» и «Иван Грозный». Музыка к историко-патриотическому фильму «Александр Невский», вышедшему на широкий экран 1 декабря 1938 года, завоевала всемирную славу. Прокофьев с восторгом наблюдал за кипучей деятельностью кинорежиссера Эйзенштейна, восторгался изобретательностью съемочного коллектива. Для режиссера эта работа была первой звуковой кинолентой.
«Александр Невский» стал одним из главных кинофильмов во время страшного и трудного периода для страны, время ужасов и потерь – Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Главная патриотическая идея – защита Родины – воплощена путем разграничения и противопоставления музыкального тематизма двух враждующих лагерей – русских и крестоносцев.
К работе над монументальной исторической кинолентой «Иван Грозный» (1-я серия закончена в 1944 году, 2-я – в 1945 году, выпущена на экран в 1958 году) Эйзенштейн и Прокофьев приступили в 1942 году в Алма-Ате, где в это время работали объединенные киностудии Москвы и Ленинграда. Работа над музыкальным сопровождением представляла непростую задачу. Композитору необходимо было передать трагичность и противоречивость времени и судеб, ибо «тема Ивана Грозного, тема измен, террора, казней и великого напряжения страны была самая злободневная» [3, с. 256]. Благодаря эскизам и советам Сергея Михайловича, Прокофьев сумел наиболее четко и стройно передать необходимые идеи.
Работая над второй серией этого фильма, Сергей Прокофьев ощутил некий спад творческих сил, ведь в этот период критика была необычайно строга по отношению к композитору. Независимо от трудности обстоятельств, Прокофьев сумел закончить работу, мастерски воплотив драматизм сюжета.
Образная безграничность и гибкая передача чувств, переполняющие произведения Прокофьева, пробудили широкий интерес к его музыке. Наибольшую популярность приобрели партитуры Классической, Пятой и Седьмой симфоний, Третьего фортепианного концерта и Шестой, Седьмой, Восьмой сонаты, драматических спектаклей, и также музыка к фильмам «Пиковая дама», «Евгений Онегин» и др. Так, на музыку к кинокартине «Поручик Киже» были поставлены балетные спектакли: в 1942 году – хореограф М.М. Фокин и в 1963 – постановка О.Г. Тарасовой и А.А. Лапаури. На основе музыки к кинофильму «Иван Грозный» и других сочинений композитор М.И. Чулаки написал одноименный балет, поставленный Ю.Н. Григоровичем в 1975 году на сцене Большого театра СССР и в 1976 году – на сцене Парижской оперы. Осуществлена хореографическая постановка на музыку к фильму «Александр Невский» в 1940 году, хореограф – О.М. Виноградов.
Жизнь человека закрепляется в матрице искусства, «прошлое продолжает существовать, как структурная данность, могущая включаться в новый этап жизни» [3, с. 243]. Так, Прокофьев до сих пор остаётся центральной фигурой в музыкальном прошлом XX века, его практика работы для кино навсегда изменила представление о функции музыки в кинематографе. Он стал одним из первых композиторов, всерьёз подошедших к вопросу интеграции музыки в кинофильмы, что стало толчком для дальнейших экспериментов и творческих исканий. Его музыка для кино — это не просто фон, она живет в единстве с видеорядом, вдохновляя новые поколения зрителей и музыкантов, оставаясь актуальной и сегодня.