ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ОРИГИНАЛЬНЫХ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ НЕОКЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА
Конференция: CCXCIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Искусствоведение

CCXCIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ОРИГИНАЛЬНЫХ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ НЕОКЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА
Неоклассический танец – это особое хореографическое явление. Отдельные специалисты называют его динамично развивающимся видом искусства. Он зародился в ХХ веке и продолжает эволюционировать по сей день. Неоклассицизм в хореографии связывают с таким именами, как Дж. Баданчин (абстрактный неоклассицизм), С. Лифарь, Р. Пети (драматический неоклассицизм), Ф. Аштон (лирический неоклассицизм), И. Килиан (неоклассицизм с элементами модерна и контемпорари). Особенностью неоклассицизма является уход от канонов, замена сложных декораций и костюмов на содержательность повествования и композиционных решений. В этой связи особую значимость приобретают оригинальные пространственные решения в неоклассических постановках.
Пространство является неотъемлемой частью этого мира и его восприятия человеком. Поэтому через использование пространства балетмейстеру удается изобразить широчайший спектр эмоциональных переживаний героев постановки и затронуть множество социально-философских проблем. Его можно проанализировать с точки зрения уровней, направлений и их соотношения с организацией мира.
В истории развития мышления человечества понятие пространства, как и очень тесно связанное с ним понятие времени, прошли этапы мифопоэтического (религиозно-мифологического), натурфилософского и научно-философского осмысления. Изучение пространства связано с именами Аристотеля, Демокрита, Евклида, И. Ньютона, Г. Лейбница, Н.И. Лобачевского, К.Ф. Гаусса и многих других [1].
Однако даже сейчас органическая среда человеческого обитания не исчерпывается научной картиной мира, использующей специализированные языки. В ряде случаев она нуждается в описании с помощью естественного обыденного языка, отражающего повседневный опыт. Культурология, историческая география, психология, социология, лингвистика, искусство обнаруживают историко-культурную и социальную нагруженность понятия пространства, которое возникало и долго существовало как форма до- и вненаучного знания, как категория культуры, наряду с другими культурными универсалиями.
Постановки студентов ТОГБПОУ «Тамбовский колледж искусств» часто сопряжены с оригинальными пространственными решениями.
Так, в 2024 году одной из студенток была выполнена постановочная работа на основе композиции Лестера Хортона. Эта работа предполагала использование на сцене металлического каркаса куба как символа требований общества к индивидам. В начала номера все исполнители были изолированы в пространстве куба: стояли внутри него, по очереди делая движения руками и повороты. Затем танцоры вышли за рамки пространства куба и стали делать движения вне его и с ним. Исполнители легко и свободно вращали и перемещали куб по классу, как бы играя, но к концу постановки все зашли обратно в куб.
Введение дополнительного пространства (куба) в основное (класс) метафорически передавало то, что мир богат и разнообразен, а общество накладывает на людей свои рамки. Отчасти это хорошо, потому что позволяет людям чувствовать себя защищенными (неслучайно исполнители в конце постановки возвращаются в куб), а отчасти плохо, потому что сдерживает творческий потенциал. Выход за рамки пространства куба – это творческая деятельность, экспериментирование, мечты, сны на в стадии роста.
В одной из композиций, созданных студентами колледжа в 2025 году, используется передвижная рама («зеркало»). Она дополняет пространство сцены зазеркальным пространством. С одной стороны, наличие двух пространств (реального и зеркального) символизирует дуальность природы человека, конфликт между его внутренним и внешним состоянием. С другой стороной, это позволяет донести до зрителя необходимость обращения личности к дополнительному ресурсу, которого у нее не было раньше. Смена положения рамы перенаправляет внимание зрителя, подчеркивая важные моменты развития внутриличностного конфликта. В кульминации номера исполнители (девушка и ее «отражение») оказываются по одну сторону рамы, что метафорически говорит о начавшемся сотрудничестве, изучении героиней самой себя. Возврат «отражения» обратно в раму символизирует то, что героиня нашла в себе внутреннюю опору, не нуждается больше в помощи и возвращается в пространство реального мира.
Результатом творческой работы авторов статьи стал номер «Из глубин памяти», сюжет которого построен на том, что героиня теряет память и восстанавливает ее с помощью любви и терпения героя.
Данный номер построен на основном оригинальном решении использовать все пространство репетиционного класса и его оборудование.
К второстепенным по значимости пространственным решениям в контексте данной композиции относятся следующие: работа в партере как символ бессилия героини; вход героя в дверь, то есть появление субъекта, обладающего ресурсом из дополнительного пространства; поддержки разного уровня в качестве бережной постепенной помощи героя героине; взаимодействие со станком, то есть поиск героиней в пространстве ложной опоры; игра на фортепиано как связь героини с пространством из прошлого, демонстрация уверенности, что практические навыки будут восстановлены.