Статья:

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ОРИГИНАЛЬНЫХ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ НЕОКЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА

Конференция: CCXCIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Искусствоведение

Выходные данные
Федоринова К.А. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ОРИГИНАЛЬНЫХ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ НЕОКЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXCIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 20(299). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/20(299).pdf (дата обращения: 25.06.2025)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 38 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ОРИГИНАЛЬНЫХ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ НЕОКЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА

Федоринова Ксения Алексеевна
студент, ТОГБПОУ Тамбовский колледж искусств, РФ, г. Тамбов
Алексеева Дарья Евгеньевна
научный руководитель, преподаватель, ТОГБПОУ Тамбовский колледж искусств, РФ, г. Тамбов

 

Неоклассический танец – это особое хореографическое явление. Отдельные специалисты называют его динамично развивающимся видом искусства. Он зародился в ХХ веке и продолжает эволюционировать по сей день. Неоклассицизм в хореографии связывают с таким именами, как Дж. Баданчин (абстрактный неоклассицизм), С. Лифарь, Р. Пети (драматический неоклассицизм), Ф. Аштон (лирический неоклассицизм), И. Килиан (неоклассицизм с элементами модерна и контемпорари). Особенностью неоклассицизма является уход от канонов, замена сложных декораций и костюмов на содержательность повествования и композиционных решений. В этой связи особую значимость приобретают оригинальные пространственные решения в неоклассических постановках.

Пространство является неотъемлемой частью этого мира и его восприятия человеком. Поэтому через использование пространства балетмейстеру удается изобразить широчайший спектр эмоциональных переживаний героев постановки и затронуть множество социально-философских проблем. Его можно проанализировать с точки зрения уровней, направлений и их соотношения с организацией мира.

В истории развития мышления человечества понятие пространства, как и очень тесно связанное с ним понятие времени, прошли этапы мифопоэтического (религиозно-мифологического), натурфилософского и научно-философского осмысления. Изучение пространства связано с именами Аристотеля, Демокрита, Евклида, И. Ньютона, Г. Лейбница, Н.И. Лобачевского, К.Ф. Гаусса и многих других [1].

Однако даже сейчас органическая среда человеческого обитания не исчерпывается научной картиной мира, использующей специализированные языки. В ряде случаев она нуждается в описании с помощью естественного обыденного языка, отражающего повседневный опыт. Культурология, историческая география, психология, социология, лингвистика, искусство обнаруживают историко-культурную и социальную нагруженность понятия пространства, которое возникало и долго существовало как форма до- и вненаучного знания, как категория культуры, наряду с другими культурными универсалиями.

Постановки студентов ТОГБПОУ «Тамбовский колледж искусств» часто сопряжены с оригинальными пространственными решениями.

Так, в 2024 году одной из студенток была выполнена постановочная работа на основе композиции Лестера Хортона. Эта работа предполагала использование на сцене металлического каркаса куба как символа требований общества к индивидам. В начала номера все исполнители были изолированы в пространстве куба: стояли внутри него, по очереди делая движения руками и повороты. Затем танцоры вышли за рамки пространства куба и стали делать движения вне его и с ним. Исполнители легко и свободно вращали и перемещали куб по классу, как бы играя, но к концу постановки все зашли обратно в куб.

Введение дополнительного пространства (куба) в основное (класс) метафорически передавало то, что мир богат и разнообразен, а общество накладывает на людей свои рамки. Отчасти это хорошо, потому что позволяет людям чувствовать себя защищенными (неслучайно исполнители в конце постановки возвращаются в куб), а отчасти плохо, потому что сдерживает творческий потенциал. Выход за рамки пространства куба – это творческая деятельность, экспериментирование, мечты, сны на в стадии роста.

В одной из композиций, созданных студентами колледжа в 2025 году, используется передвижная рама («зеркало»). Она дополняет пространство сцены зазеркальным пространством. С одной стороны, наличие двух пространств (реального и зеркального) символизирует дуальность природы человека, конфликт между его внутренним и внешним состоянием. С другой стороной, это позволяет донести до зрителя необходимость обращения личности к дополнительному ресурсу, которого у нее не было раньше. Смена положения рамы перенаправляет внимание зрителя, подчеркивая важные моменты развития внутриличностного конфликта. В кульминации номера исполнители (девушка и ее «отражение») оказываются по одну сторону рамы, что метафорически говорит о начавшемся сотрудничестве, изучении героиней самой себя. Возврат «отражения» обратно в раму символизирует то, что героиня нашла в себе внутреннюю опору, не нуждается больше в помощи и возвращается в пространство реального мира.

Результатом творческой работы авторов статьи стал номер «Из глубин памяти», сюжет которого построен на том, что героиня теряет память и восстанавливает ее с помощью любви и терпения героя.  

Данный номер построен на основном оригинальном решении использовать все пространство репетиционного класса и его оборудование.   

К второстепенным по значимости пространственным решениям в контексте данной композиции относятся следующие: работа в партере как символ бессилия героини; вход героя в дверь, то есть появление субъекта, обладающего ресурсом из дополнительного пространства; поддержки разного уровня в качестве бережной постепенной помощи героя героине; взаимодействие со станком, то есть поиск героиней в пространстве ложной опоры; игра на фортепиано как связь героини с пространством из прошлого, демонстрация уверенности, что практические навыки будут восстановлены. 

 

Список литературы:
1. Философская энциклопедия. – Текст: электронный. – URL:  https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/994/ПРОСТРАНСТВО (дата обращения: 16.02.25).