О проблеме глобализации в дизайне
Конференция: XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: Искусствоведение
XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
О проблеме глобализации в дизайне
В статье рассматривается сущность глобализационных процессов и их влияние на дизайн. Автором были выявлены позитивные и негативные последствия глобализации.
Авторы многочисленных публикаций пугают своих читателей набирающей ныне темпы глобализацией, утверждая, что она «не несет ничего, кроме размывания культурной идентичности» [1, с.131]. Прежде, чем говорить о проблемах, порожденных глобализацией в дизайне, необходимо выяснить содержание ставшего необычайно популярным с конца 1990-х гг. термина (на запрос в Google «Глобализация – это хорошо или плохо?» от 21 ноября 2016 г. было получено 52 200 только прямых ссылок).
В истории человеческой мысли идея глобализма зародилась достаточно давно и в своем первоначальном виде она представлялась как позитивная идея целостности, единства мира, единства Космоса.
В том, что глобализация призвана превратить мир в целостную систему, которая обладала бы едиными характеристиками, привела к объединению экономик государств, созданию единого правового, экономического и информационного пространства, – нет ничего плохого. Однако реализация этой идеи в ХХ веке привела совсем не к тем результатам, которых ожидало общество. Как следствие термин «глобализация» приобрел негативную коннотацию (оценку). Так, в культурологическом словаре находим следующие определения глобализации: 1) объективный, естественный процесс распространения достижений «высоких» культур на весь мир, прежде всего на культуры «низшие» с целью их приближения к культуре передовых стран; 2) стремление к диктатуре США и Запада над остальными народами и культурами с целью их эксплуатации, как подчинение всех национальных культур единому космополитическому (американскому по преимуществу) культурному стандарту, т.е. выступает крайней формой вестернизации (глобализация «белая» и «черная») [2].
В конце ХХ – начале ХХI столетия проблема глобализма приобрела необыкновенную актуальность, так как именно в этот период обострились общечеловеческие проблемы, такие как: демографическая, продовольственная, экономическая, военная, экологическая, – требующие немедленного разрешения, и они могут быть решены только усилиями всех народов. Эти проблемы хотя и носят планетарный, глобальный характер, но касаются жизни каждого человека.
Неоднозначность восприятия глобализации российским обществом показывают данные ИКСИ РАН. Так, 28% респондентов и 44% экспертов считают, что в целом глобализация открывает позитивные перспективы для развития человечества; пессимистично же оценивают ее 18% респондентов и 27% экспертов; не определились в оценке 54% респондентов и 29% экспертов. Как видим, в массовом сознании преобладает настроение неопределенности и дефицит позитивных ожиданий относительно процесса глобализации.
Процесс глобализации затронул все сферы деятельности человека. Образ формирующегося глобального мира негативно оценивается многими современными дизайнерами: «… в большинстве своем в постройках последних лет нет знака времени – стеклянные бездушные «монстры» присутствуют повсюду. А жилые интерьеры становятся больше похожими на красивые, но холодные гостиничные номера, где не ощущается тепло домашнего очага» [1, с.132]. Однако, как гласит поговорка, «нет худа без добра».
В качестве позитивных для развития дизайна можно рассматривать следующие черты глобализации:
1) рост транснациональных компаний – в списке 100 крупнейших экономик мира они занимают 51-ю позицию. Они занимаются разработкой новых материалов и гипертехнологий, к которым можно отнести инновационные технологии, новейшие компьютерные программы, в том числе – ускоряющие и облегчающие работу дизайнеров, и др.;
2) создание сети Интернет, дающей дизайнерам возможность получать доступ к неограниченному объему информации; использовать сеть как обучающий инструмент; вести бизнес; рекламировать товары и услуги и др. Интернет, обмен студентов и профессиональных кадров, развитие сферы услуг, движения «зеленых» и т.п. способствуют созданию глобальной культурной системы;
3) рост мегаполисов, которые являются новыми формами урбанизации, а также центрами экономического, технологического, политического и культурного развития (при этом именно рост мегаполисов приводит к потере национальной идентичности и уменьшению социального контроля);
4) стандартизация и унификация проявляются в стандартизации продукции и унификации ведения отчетности, документации, международного законодательства и пр. При этом наряду с разработкой системы мировых стандартов осуществляется обязательная сертификация товаров и услуг, что позволит защитить дизайнерский рынок и потребителя от продукции плохого качества;
5) распространение интеллектуальных технологий предполагает высокий уровень образованности, в результате в обществе начинает действовать механизм, стимулирующий постоянное развитие человеком своего интеллекта, создающий конкуренцию знаний; творческая деятельность, выражающаяся в стремлении к самореализации, вытесняет труд, связанный с необходимостью удовлетворения материальных потребностей. Это объясняет и возросший интерес молодежи к профессии дизайнера.
Но современные процессы глобализации имеют и негативные последствия. Так, подрыв национальных валют, экономик и культур обостряет экономические и национальные проблемы, создает условия для манипулирования массовым сознанием.
Манипуляция создается путем использования стереотипов поведения, подмены понятий и отвлечения внимания. Например, телевидение способно создавать у зрителя требуемую «реальность», оторванную от действительности. Массовое искусство и «глобальный дизайн» создают красивую, но единообразную виртуальную жизнь, симулирующую реальность. Это создает опасность потери человеком адекватного восприятия реальности, нивелирования человеческой личности, приводит к массовизации. В массовом обществе многие люди принимают стандарты, пристрастия и стереотипы, навязанные СМИ, как следствие – на историческую арену выходит «человек-масса», который чувствует себя «таким же как все» и не стремится к самосовершенствованию.
Глобальные процессы влияют на локусы, которые, несмотря на сопротивление, вынуждены так или иначе идентифицироваться с глобальной системой, а локальные культуры – впитать новые образы, принять новые ориентиры. «Культурная агрессия с помощью современных информационных технологий дает возможность тотального контроля над национальной, самобытной культурой. Такое развитие событий может лишить творческого начала локальные самобытные культуры» [3, с. 44].
Именно утрата людьми ценностей традиционного характера, отрыв от исторических корней являются, по мнению многих, самым опасным последствием глобализации.
Таким образом, глобализация – явление многоплановое и противоречивое. Она влияет на все стороны жизни человека и сферы его деятельности. Проблемы воздействия процессов глобализации на дизайн, безусловно, существуют, ведь глобализация не только обогащает, но и существенно ограничивает его.
Тем не менее, глобализация, как ее ни оценивать, факт современного существования, «необратимый процесс, неотвратимую участь мирового развития; глобализация не может быть плохой или хорошей» [4].