Статья:

Патриотическое воспитание детей посредством различных средств и способов

Конференция: XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Петрова А.С. Патриотическое воспитание детей посредством различных средств и способов // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(39). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/11(39).pdf (дата обращения: 24.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 9 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Патриотическое воспитание детей посредством различных средств и способов

Петрова Алена Сунтариевна
студент 4 курса, кафедра теории и методики физической культуры и безопасности жизнедеятельности, СВФУ, РФ, Республика Саха (Якутия), г.Якутск
Сергин Афанасий Афанасьевич
научный руководитель, канд. пед. наук, доц. кафедры теории и методики физической культуры и безопасности жизнедеятельности, СВФУ, РФ, Республика Саха (Якутия), г. Якутск

 

В статье рассматривается патриотическое воспитание детей школьного возраста посредством различных средств и способов. В данной работе представлены понятия патриотизма, задачи патриотического воспитания школьников на примере национальных традиций и особенности патриотического воспитания младших школьников.

Очень важно начать прививать ребенку любовь к Родине, стране, своему народу с раннего детства. Ведь патриотизм – одна из важных черт современной развитой личности. И начало его идёт именно с семьи.

Следует считать, патриотическим воспитанием многоплановую, целенаправленную, систематическую и скоординированную деятельность государственных органов, организаций и общественных объединений по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, возвышенного чувства верности к своему Отечеству, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

В якутской семье основу патриотического воспитания закладывают родители формируя у ребёнка любовь к родным, уважению старшим учения Айыы. Также входит традиционные воспитания, такие как семейные традиции, обычаи и вера. Традиционном воспитании ребенок развивается с малых лет. Нужно прививать любовь к традициям и постоянству. Например у якутов когда наступает лето начинают праздновать «ысыах». Из всей республики съезжаются чтобы встретить лето в кругу семьи.

Актуальность патриотического воспитания младших школьников связана с тем, что сейчас очень много негативной информации, особенно в СМИ, которая зачастую подрывает веру и любовь к народу и стране. Именно поэтому нужно воспитать патриотизм с ранних лет, с младших школьных возрастов.

Проблема молодежи, отстаивать и умеющих ценить права и свободы, является актуальной для любой страны. В нашей стране проблема патриотического воспитания актуальна. В условиях утраты традиционного российского патриотического сознания, широкого распространения равнодушия, цинизма, агрессивности и падения престижа военной службы. У некоторых призывников позитивная мотивация к добросовестной военной службе отсутствует. Некоторые из них воспринимают ее как неприятную неизбежность и неблагодарную повинность.

Актуальность патриотического воспитания на сегодняшний день заключается в том, что нужно найти новые ориентиры для подражания, новые методы воздействия на сознание, чувства современных детей. Поскольку школа по-прежнему является одним из самых действенных социальных институтов, то на педагогов возлагается непростая задача – воспитать и обучить поколение людей убеждённых, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть коротким и ёмким словом «патриот».

Таблица 1.

Система патриотического воспитания в школе

Для педагога:

Для обучающихся:

Апробированная система патриотического воспитания адекватная для работы со старшеклассниками в условиях школы старшей ступени

Повышение уровня саморазвития обучающегося, его учебной мотивации и активной гражданско-патриотической жизненной позиции

Комплекс эффективных технологий, форм и методов для дальнейшего применения в УВП

Формирование у школьников достаточной компетентности для активного сознательного участия в социальной, политической и идеологической жизни территории и страны, в которой проживает

 

Взаимодействие патриотического воспитания и традиционного школьников с раннего возраста позволяет сформировать гуманное отношение детей к родине, умение уважать и ценить события прошлого и современные достижения нашей страны, представление о значимости России и ее ценности. Ведь патриотизм имеет характерные черты – веротерпимость, законопослушность, трепетную любовь к родной природе. Самое главное – самостоятельно школа не сможет справиться с патриотическим воспитанием. Все это поможет вырастить поколение, готовое к подвигу, готовое отстаивать интересы своей страны. Здесь должна присутствовать поддержка и участие семьи, а именно со стороны родителей.

Формирование российских граждан патриотическим сознанием является одним из приоритетных факторов единения нации. Все это начинается с семьи и со школы. В связи с этим одним из важнейших направлений воспитательной работы в школе, начиная с первого и заканчивая выпускном классом, обозначено гражданско-патриотического воспитание.

У младших школьников представления постепенно расширяются о явлениях жизни формируется к концу 1–2 класса. Этому способствует овладение детьми нравственными суждениями оценками, понятиями, а также познавательный интерес к окружающему миру.

Характерной чертой воспитания у детей патриотизма является слитность нравственных чувств и знаний.

В традиционном воспитании нравственные качества формируются на личном примере родителей, на примерах древних богатырей эпоса олонхо, что выражалась в поступках героев в борьбе со злом. Все эти предания переходили их уст в уста из поколения в поколение. Юноши готовились стать сильными, смелыми, ловкими, чтобы вырасти защитниками очага, семьи, родных, близких и в конце концов защитниками родины.

Особенности патриотического воспитания младших школьников

Младшие школьники – это дети 7–10 лет, деятельность детей заключается в основном в играх, увлекательных мероприятиях- это главная особенность патриотического воспитания младших школьников. Основные мероприятия, направленные на формирование патриотизма: классные часы, деловые игры, встречи с ветеранами, беседы, викторины, смотры-конкурсы, коллективные творческие дела, соревнования, выставки, экскурсии, походы, поездки, знакомство с историческим прошлым малой родины, ее традициями. Удачно применяются народные игры и состязания готовящие детей не только физически, но и главным образом нравственно.

Особенности патриотического воспитания младших школьников

Младшие школьники – это дети 7–10 лет, деятельность детей заключается в основном в играх, увлекательных мероприятиях – это главная особенность патриотического воспитания младших школьников. Основные мероприятия, направленные на формирование патриотизма: классные часы, деловые игры, встречи с ветеранами, беседы, викторины, смотры-конкурсы, коллективные творческие дела, соревнования, выставки, экскурсии, походы, поездки, знакомство с историческим прошлым малой родины, ее традициями. Удачно применяются народные игры и состязания готовящие детей не только физически, но и главным образом нравственно.

Особенности патриотического воспитания младших школьников

Младшие школьники – это дети 7–10 лет, деятельность детей заключается в основном в играх, увлекательных мероприятиях- это главная особенность патриотического воспитания младших школьников. Основные мероприятия, направленные на формирование патриотизма: классные часы, деловые игры, встречи с ветеранами, беседы, викторины, смотры-конкурсы, коллективные творческие дела, соревнования, выставки, экскурсии, походы, поездки, знакомство с историческим прошлым малой родины, ее традициями. Удачно применяются народные игры и состязания готовящие детей не только физически, но и главным образом нравственно.

Своеобразие проявления и особенности формирования патриотизма у младших школьников. Базовым этапом формирования у детей патриотизма следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения и взаимоотношений.

Чувства играют определенную роль в патриотическом воспитании детей, однако нравственные чувства дошкольников отличаются конкретностью, недостаточной прочностью и устойчивостью.

Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества – это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества необходимо формировать в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов. Героическая борьба, подвиги лучших сынов Отечества должны стать основой патриотического воспитания. Рассказывая о героических личностях, необходимо подчеркивать их нравственные устои и мотивы их действий, так как это может затронуть душу ребенка.

В воспитании так же важно участие семьи – ведь в истории практически каждой есть моменты, связанные с подвигом во время войны. Рассказывая своим детям о бабушках и дедушках вы так же воспитываете маленького патриота. Походы с семьей в традиционные праздники, национальные соревнования, театры и на концерты тоже входит в воспитании маленького патриота. Таким образом именно родители сами должны быть патриотами и быть примером для своих детей.

 

Список литературы:
1. Касимова Т.А., Яковлев Д.С. Патриотическое воспитание школьников. Метод. Пособие. – М., 2006 г.
2. Сергин А.А., Петров С.В. Подготовка учащихся безопасной жизнедеятельности в условиях Северо-Востока России – Северо-Восточный фед. ун-т им. М.К. Аммосова. Ин-т физ. культуры и спорта; МПГУ / Под общей ред. засл. деятеля науки, проф. Р.И. Айзмана. – Якутск: Издательско-полиграфический комплекс СВФУ, 2011. – С. 7–8 – ISBN 97-5-75-13-1483-5.
3. Шамаев Н.К. Нравственное развитие школьников в процессе традиционного физического воспитания. – М: Academia, 2000. – 172 c.