Статья:

Коммуникация в современной лингвистике.

Конференция: XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Филология

Выходные данные
Хан Д.В., Дорджиева Б.В., Лиджиева О.С. [и др.] Коммуникация в современной лингвистике. // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(39). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/11(39).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Коммуникация в современной лингвистике.

Хан Дарина Владиленовна
студент, ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова», РФ, г. Элиста
Дорджиева Булгун Викторовна
студент, ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова», РФ, г. Элиста
Лиджиева Ольга Сергеевна
студент, ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова», РФ, г. Элиста
Олядыкова Булгун Бадмаевна
студент, ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова», РФ, г. Элиста

 

В данной статье представляется рассмотрение направлений в осваивании понятия коммуникации. Также рассматриваются определения данного явления, представленные в разных словарях по некоторым областям современной науки: лингвистики, психологии, философии, социологии. Помимо этого статья содержит понятия общения и коммуникации, выделяя и изображая главные признаки их дифференцирования.

Термин «коммуникация» (от лат. communicatio «делаю общим, связываю») получил широкое употребление в начале 20 столетия. Современная наука использует различные по содержанию, однако в тоже время равнозначные для нашего исследования определения: 1) коммуникация как средство связи любых предметов духовного и материального мира, 2) коммуникация – передача информации от индивида к индивиду, 3) коммуникация в значении передача и обмен информацией в обществе с целью воздействия на него.

Приведенные определения, а это лишь малая их часть, указывают на многоаспектность понятия «коммуникация». Оно активно применяется в социальных, биологических, а также технических науках.

В данной статье мы рассмотрим, по нашему мнению, наиболее существенные подходы к данному понятию.

Коммуникация (основы теории коммуникации) – эффективное диахронное и синхронное взаимодействие, задача которого состоит в передачи информации от одного субъекта к другому.

Коммуникация (через призму социальных наук) – научная дисциплина, метадискурс о социальном процессе «коммуникации/ интеракции / взаимодействия», непосредственно этот процесс и его результаты.

Коммуникация (в аспекте психологии) – общение, то есть обмен информацией между живыми организмами.

Межличностная коммуникация – процесс передачи информации, а также ее интерпретация двумя или более индивидами, вступившими в контакт друг с другом. Подобная коммуникация возможна при личном взаимодействии, однако может осуществляться и с помощью электронных средств, таких как почта и телефон.

Межгрупповая коммуникация – процесс взаимодействия между людьми, обусловленный их принадлежностью к различным группам, объединенным согласно какому-либо признаку.

Публичная коммуникация – передача информации в официальной форме значи­тельному числу слушателей. Для подобного вида коммуникации характер­на информация, затрагивающая общественный интерес, с одновременным приданием ей публичного статуса. При публичной коммуникации аудитория должна находиться в поле зрения говорящего. В це­лом слушателями, как правило, является специально организованная ау­дитория, параметры которой должны быть известны говорящему. Слушатели выступают в определенной степени заинтересованной аудиторией, направленно пришедшей послушать выступающего в силу своей со­циальной роли (например, студенты, сотрудники организации, сторонники политической партии и т.д.).

Более высоким уровнем коммуникации является массовая коммуникация. Иными слова, это процесс производства и воспроизводства массового сознания средствами массовой коммуникации – периодической печатью, радиовещанием и телевидением, средствами электронной коммуникации. Она отличается от межгрупповой тем, что в массовой коммуникации отправители и получатели не объединены в группы.

Процесс коммуникации (в том числе как формы взаимодействия) подразумевается в качестве одной из основ жизни человека и общества.

Во всех интерпретациях подчеркивается процессуальность и информативность. Таким образом, обычно «коммуникация» определяется как передача информации от индивида к индивиду, осуществляемая посредством языка и других знаковых систем.

Все чаще лингвисты, рассматривая общение и коммуникацию, ставят между ними знак равенства. За пониманием трактовки коммуникации в широком смысле как общения следует признание, что основной целью общения является поддержание единства индивида и социума, диалектическое преодоление отдельности человека. Общение, выступая в роли формы человеческого взаимодействия, отражает социальную сущность коммуниканта. Тем не менее, между ними есть существенная разница.

Коммуникация используется:

1.  Для описания свойств структуры деловых и межличностных связей между людьми.

2.  Для характеристики обмена информацией в рамках общения, т.е. идеями, представлениями, установками, чувствами и т.п. Иными словами, всё это является информационной стороной общения индивида. К тому же, о коммуникации можно говорить как об обмене элементами знаковой системы, где выражены идеи, мысли, эмоциональные состояния обеих сторон общения.

Таким образом, главной функцией коммуникации является информационная. Она представляет собой обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями, которые совершаются между сторонами-коммуникантами. Результатом информационного обмена может быть как достижение какой-либо определенной цели, так и сам процесс коммуникации, подразумевающий поддержание отношений между людьми.

Психолог Б.Д. Парыгин утверждает, что любое общение между людьми происходит через обмен информацией, понимаемой в предельно широком смысле, однако есть и другая функция коммуникации, которая не укладывается в рамки утилитарного обмена безличной (деловой) информацией. Она понимается как глубинная психологическая связь субъектов общения. Эта функция состоит в передаче элементов уникальности психического состояния и личностного потенциала сторон общения. Общение, как полифонический процесс речевой, интеллектуальной и психической деятельности индивида, направлен как на передачу сообщения, так и на установление и развитие отношений с другими индивидами.

Важное отличие общения от коммуникации содержится также в способах взаимодействия индивидов. Для коммуникации свойственен широкий диапазон как лингвистических, так и паралингвистических способов установления и поддержания интеракции. Общение, в свою очередь, опираясь на познавательный и аффективно-оценочный характер, имеет межличностный способ взаимодействия людей при обмене информацией. Чаще всего для него характерно применение вербальных средств выражения чувств и эмоций, что несет в себе смысл представления общения как социально обусловленного процесса обмена чувствами и мыслями между людьми в различных сферах деятельности социума, таких как познавательная, трудовая и творческая.

С.А. Минеева и И.И. Чурилов в статье «Общение или коммуникация: чему учить в риторике диалога» понимают общение как форму деятельного, целенаправленного, свободного способа (практического и духовного) реализации потребности человека – субъекта в другом человеке – субъекте. Следует дополнить, что общение – это двусторонний процесс взаимодействия и взаимовлияния друг на друга людей, в котором устанавливается эмоциональный контакт между сторонами общения.

Любое личное воздействие имеет прямое или косвенное отношение к другим людям, так же включая физический и коммуникативный аспекты. Под коммуникативными действиями мы понимаем те действия, которые осознанно направляются на их смысловое восприятие участниками коммуникации.

Основные функции коммуникативного акта заключаются в достижении социальной общности, при этом индивидуальность каждой части остается нетронутой. В единичных процессах коммуникации может реализоваться различные функции. К примеру, информативная, управленческая и фатическая функции. Они отличаются характером сообщения, его эмоциональной окраской: побудительные (убеждение, внушение, веление, просьба); экспрессивные (возбуждение чувственного переживания); информативные (передача реальных или вымышленных сведений); фатические (утверждение и сохранение контакта).

Сложно рассматривать коммуникацию только как процесс обмена информацией, это также является и способом сотворения некоторой общности, внутри которой человек осмысливает информацию и соотносит свои смыслы со смыслами партнеров по коммуникации, формируя у обеих сторон определенный уровень взаимопонимания. При этом осуществляется не столько самовыражение и обмен уже сформированными идеями, сколько совместное созидание смысла.

Общение, в отличие от коммуникации, можно считать чисто человеческим атрибутом, задача которого состоит в удовлетворении потребности в контактах с другими индивидами. Итогом общения становятся взаимоотношения с другим индивидом, другими людьми, в то время как коммуникация безразлична к системе социальных, общественных отношений. В целом, большинство исследователей объединяет понимание общения как социального феномена, включающий в себя информационный, коммуникативный, интеракционный, нормативный, аксиологический, гносеологический, семиотический и социально-практический аспекты.

Имеет право на существование и другое видение соотношения понятий «общение» и «коммуникация», где в структуру первого входят три составляющие: коммуникация (обмен информацией), перцепция (восприятие как условие становления взаимопонимания партнеров) и интеракция (воздействие на собеседника, организация взаимодействия). Рассматривая структурно-функциональный подход, также можно выделить информационно-коммуникативную, регулятивно-коммуникативную и аффектно-коммуникативную составляющие общения. Иначе говоря, общение можно представить как процесс организации совместной деятельности и взаимоотношении включенных в нее людей. В зависимости от области изучения, таксономия видов и типов общения базируется на психолого-философских, содержательно-деятельностных и функциональных критериях.

Таким образом, есть возможность предполагать то, что коммуникация представляет собой более широкое понятие. Оно включает в себя, как деятельностный, так и механический аспекты. Общение входит именно в деятельностную когнитивную среду коммуникации, представляя собой сугубо человеческую деятельность. На основе вышесказанного ученые рассматривают коммуникацию только с точки зрения феномена человеческой дискурсивной деятельности в целях обмена информацией посредством языка как системы знаков. Именно это объясняет и оправдывает взаимозаменяемость этих терминов в контексте лингвистических исследований.

 

Список литературы:
1. Астафурова Т.Н. Лингвистические аспекты межкультурной деловой коммуникации. Волгоград, 2007.
2. Большая советская энциклопедия [Текст]: (В 30-ти т.) / ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. Т.12: – М.: 1973 – 623 с. / Яндекс Словари. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://slovari.yandex. (общение).
3. Володина Л.В., Карпухина О.К. Деловое общение и основы теории коммуникации / Учебное пособие. СПбГУТ им. М.А. Бонч-Бруевича. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://dvo.sut.ru/libr/sotciolo/volod/index.htm. Проверено 01.l2.2009. 
4. Матьяш О.И. Что такое коммуникация и нужно ли нам коммуникативное образование. / – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.russcomm.rU/rca_biblio/m/matyash01 ^^т1. 
5. Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/opredelenie-ponyatiya-kommunikatsii-v-sovremennoy-lingvistike#ixzz4S5MbNnQ9.
6. Парыгин Б.Д. Анатомия общения. СПб, 1999. 7. Пинтелеева Е.Л. Деловое общение: теория и практика. Тверь, Изд-во Твер. Гос. Техн. Ун-та, 2000. 
7. Психологическая энциклопедия / Мир словарей. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mirslovarei.com/content_psy/mezhlichnostnaja-kommunikacija-34750.html. 
8. Словарь терминов антикризисного управления / Клерк. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.klerk.ru/slovar/cris/term/66191/. 
9. Современная энциклопедия / Академик. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://dic.academic.ru/contents.nsf/enc1p. 
10. Современный словарь иностранных слов. – М., 1993. – С. 649. 16. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002 г. ISBN 5-8016-0091-4. 
11. Чурилов И.И., Минеева С.А., 2004 – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://pedsovet.perm.ru/_pdocs/253.doc. Проверено 18.01.2008.