Психологическое здоровье педагога как фактор безопасности образовательной среды
Конференция: XLV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: Педагогика
XLV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Психологическое здоровье педагога как фактор безопасности образовательной среды
Безопасность образовательной среды в настоящее время выступает как недостаточно разработанное в психолого-педагогической области понятие. Это связано с тем, что проблема психологической безопасности образовательной среды как многогранное явление требует неоднозначных и разносторонних подходов при её решении.
В нашей статье под образовательной средой мы будем понимать следующее определение И. А. Баевой: это психолого-педагогическая реальность, содержащая специально организованные условия для формирования личности, а также возможности для развития, включённые в социальное и пространственно-предметное окружение, психологической сущностью которой является совокупность деятельностно-коммуникативных актов и взаимоотношений участников учебно-воспитательного процесса [1].
Люди организовывают, создают образовательную среду, оказывают на нее постоянное воздействие, но и образовательная среда влияет на каждого субъекта образовательного процесса. Чтобы справиться с данными процессами необходимо быть ответственным, креативным, но ещё и здоровым [2].
В последние время особое внимание уделяется сохранению и развитию здоровья как ресурса, который в значительной мере обеспечивает высокий уровень работоспособности педагога. Педагогическая работа связана с большой эмоциональной нагрузкой, личной ответственностью, и при этом не имеет чётко определённых критериев успеха. Хороший педагог умеет поддерживать «обратную связь» со своими учениками, находится в процессе постоянного развития. Но это возможно только в том случае, если его энергетический потенциал достаточно высок. Ведь любое заболевание, приводит к снижению жизненной активности, к уменьшению работоспособности, и тогда на развитие энергии уже не хватает. Если педагог в течение длительного времени пребывает в периоде «самосохранения», то он теряет контакт со своими учениками, что негативно сказывается не только на характере взаимоотношений в системе «учитель-ученик», но и на эффективности самого педагогического воздействия [4].
Именно психологическое здоровье в значительной степени направлено на жизненные достижения, так как оно прямо влияет на функции организма, помогает адаптироваться к различным жизненным условиям, способствует формированию чувства самоуважения и собственного достоинства, влияет на взаимоотношения с другими людьми, определяет работоспособность и материальное благополучие, даёт ощущение полноты и смысла жизни.
Согласно концепции А. Антоновского основу психологического здоровья в профессиональной среде составляют [3]: чувство соответствия между собственными возможностями и требованиями среды, адекватная оценка возможностей, переживание ситуации как важной и имеющей индивидуальный смысл и значение, чувство собственной значимости и эффективности действий, восприятие среды как значимой и доброжелательной, ожидание положительных результатов деятельности.
Зачастую плохое самочувствие педагога может быть связано с обидой, конфликтом, фрустрацией и моббингом, которые появляются в процессе взаимодействия с коллегами, учениками и их родителями [6].
Деформация педагога приводит к психическому, умственному и физическому истощению педагогов. Это проявляется в депрессивных состояниях, чувстве усталости и опустошённости, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способности видеть положительные результаты своего труда, в отрицательной жизненной установке. Психическое напряжение, приводящее к стрессу, позднее проявляется в синдроме эмоционального выгорания.
Сильная эмоциональная неустойчивость приводит к тому, что настроение падает, отчаяние, тоска и грусть становятся обычным состоянием, любая неприятность выводит из равновесия. Человек начинает испытывать чувство напряжения и тоски, пребывает в ожидании какой-либо угрозы или опасности.
Такие переживания как беспокойство, тревога, ужас, паника являются проявлением эмоционального состояния осознанного и неосознанного напряжения, связанного с реальной или часто воображаемой угрозой. Если лёгкая тревога мобилизует состояние, то чрезмерная способна парализовать всю деятельность и вызвать психосоматические заболевания [4].
Последствия длительного стресса педагога приводят к развитию педагогических фобий и маний. Фобия служит своеобразной психологической защитой. Приобретаемая учителем фобия или мания облегчает его деятельность, избавляет от негативных переживаний. Причём страх перед одним явлением часто сочетается с пристрастием к чему-то противоположному. Многие педагогические фобии и мании проявляются в процессе педагогического общения [7].
У подавляющего большинства учителей отмечается неблагополучие психоэмоционального самочувствия и истощение регулятивных процессов, обусловленные профессиональным выгоранием, неудовлетворительным состоянием психосоматического здоровья, отсутствием внешних ресурсов для его сбережения и восстановления. Недостаточное использование педагогами внутренних ресурсов для сохранения собственного здоровья свидетельствует о дефиците культуры здоровья педагогов. В силу общественной значимости педагогической деятельности понятие «культура здоровья педагога» включает наряду с личным компонентом (ценностное отношение педагога к своему здоровью, практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни) и профессиональный компонент, основу которого составляет здоровьесберегающая профессиональная деятельность. Она направлена на сохранение и развитие здоровья, воспитание здорового стиля поведения. Развитие культуры здоровья педагогов предполагает актуализацию и активизацию духовных и телесных ресурсов педагога и создания внешних резервов, как профессиональных и социальных, так и материальных [6]. Важно отметить, что общее психологическое благополучие педагогов, безусловно, связано с их социальным статусом и материальным положением.
Таким образом, важными умениями и навыками сохранения душевного здоровья являются: ценностное отношение к индивидуальному здоровью, бесконфликтное общение с окружающими, поддержание межличностных контактов, уважение права и мнения других, выражение эмоций адекватно ситуации, избегание стрессов и владение умениями снятия их последствий, выработка качеств, способствующих психической устойчивости личности [5].
Важно отметить, что педагог, обладающий психологическим здоровьем, сумеет не только гуманно выстроить систему отношений в образовательной среде, но и выбрать и осуществить такую технологию педагогической деятельности, которая позволит на основе глубокого учёта насильственной природы образования, ограничивающей и педагога, и учеников в этом пространстве, максимально её смягчить.