Статья:

Сравнительный анализ навыков словоизменения существительных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития

Конференция: XXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Ефремова О.В. Сравнительный анализ навыков словоизменения существительных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(27). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/4(27).pdf (дата обращения: 25.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Сравнительный анализ навыков словоизменения существительных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития

Ефремова Олеся Викторовна
магистрант, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, РФ, г. Красноярск
Мамаева Анастасия Викторовна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, РФ, г. Красноярск

 

COMPARATIVE ANALYSIS OF NOUN INFLECTION SKILLS WITHIN ELDER PRESCHOOL CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION AND COMMON SPEECH IMPEDIMENT

 

Olesya Efremova

Master`s degree,  Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafieva, Russia, Krasnoyarsk

Mamaevа Anastasya Viktorovna

Assistant professor, candidate of pedagogical sciences, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafieva, Russia, Krasnoyarsk

 

Аннотация. В статье описаны особенности навыков словоизменения существительных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития. Выявлены ошибки: грубые и  по типу «сверхгенерализации».

Abstract. The article describes the features  of noun inflection skills within elder preschool children with mental retardation, General speech underdevelopment. The errors were revealed: gross and of the type of «super-generalization».

 

Ключевые слова: грамматический строй речи; общее недоразвитие речи; задержка психического развития; старший дошкольный возраст.

Keywords: grammatical structure of speech;  general underdevelopment of speech; mental retardation; preschool age children.

 

При проведении констатирующего эксперимента использовались общепринятые в логопедии методы и приемы диагностики грамматического строя [1, 2], стимульный материал Иншаковой О.Б. и Руслановой Н.С. Для обработки результатов констатирующего эксперимента использовалась балльная оценка, разработанная Фотековой Т.А. [3].

Авторский вклад заключался в определении общей стратегии обследования и разработке типов заданий. Первый тип заданий: употребление грамматической формы («скажи»), второй тип заданий: исправление ошибок в чужой речи («Исправь ошибку»), третий тип заданий: понимание («Покажи картинку»).

Нами был проведен констатирующий эксперимент с детьми 5-6 лет, имеющие заключения: (общее недоразвитие речи III уровня, IV уровня; задержка психического развития; норма речевого развития), в котором приняли участие 30 человек. Эксперимент проводился на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №312 Цветик-Семицветик» (г. Красноярск).

Обратимся к анализу результатов 1 блока – обследование словоизменения существительных, к 1 типу задания – умение употреблять существительные в правильной грамматической форме. Результаты представлены в гистограмме (рис.1).

 

Рисунок 1. Распределение испытуемых на группы в зависимости от умения употреблять существительные в правильной грамматической форме (%)

 

Наиболее успешно с заданием на употребление имени существительного справились испытуемые из контрольной группы. В то время как, сопоставляя количественные данные двух экспериментальных групп  – лучшие результаты представили испытуемые из ЭГ 2 (общее недоразвитие III и IV уровня) – далее ОНР, в отличие от ЭГ 1(задержка речевого развития) далее ЗПР.

У двух экспериментальных групп встречались общие ошибки по типу «сверхгенерализации», к таким ошибкам относятся чередования основ в сложных словах (ухо - «ухи»), употребление главенствующего окончания «Ы». У детей с ЗПР встречались специфические ошибки. Например, к таким ошибкам мы отнесем лексические ошибки -  замена существительного глаголом, замена существительного частью слова.

Обратимся к анализу результатов 1 блока – обследование словоизменения существительных, ко 2 типу задания – умение исправлять существительные в чужой речи. Результаты представлены в гистограмме (рис. 2).

 

Рисунок 2. Распределение испытуемых на группы в зависимости от умения исправлять ошибки существительных в чужой речи (%)

 

Лучше всего с заданием на исправление ошибок в чужой речи существительных справилась контрольная группа. В то время как, сопоставляя количественные данные двух экспериментальных групп  – лучшие результаты представили испытуемые из ЭГ 2 (общее недоразвитие III и IV уровня) в отличие от ЭГ 1(задержка речевого развития).

Сопоставляя результаты, мы пришли к выводу, что  участники двух экспериментальных групп справляются лучше с заданием на определение грубых ошибок. К таким ошибкам мы относим употребление существительного в начальной форме и замена окончаний между числами и замена окончаний между падежами. Однако определять негрубые аграмматизмы – детям с ЗПР –  достаточно проблематично.  

Обратимся к анализу результатов 1 блока – обследование словоизменения существительных, к 3 типу заданий – умение понимать существительные в правильной грамматической форме. Результаты представлены в гистограмме (рис. 3).

 

Рисунок 3. Распределение испытуемых на группы в зависимости от умения понимать существительные в правильной грамматической форме(%)

 

Сопоставляя количественные данные двух экспериментальных групп  – лучшие результаты представили испытуемые из ЭГ 2 (общее недоразвитие III и IV уровня) в отличие от ЭГ 1(задержка речевого развития). Слова, используемые в повседневной жизни с главенствующими окончаниями «Ы» и «И» не вызвали затруднения. Хорошие результаты показали пробы с ударностью на последнем слоге: «шары-шары», «дом-дома». Вызвали затруднения сложные слова («море-моря», «чудо – чудеса») и слова с ударением не на последнем слоге, что делает их для звучания в речи не отчетливыми («окно-окна»). Таким образом, лучше всего дошкольники справляются с заданиями на понимание существительных в правильной грамматической формы. Промежуточным звеном является умение дошкольников употреблять существительные. В то время как хуже всего испытуемые справляются с заданием на умение исправлять ошибки в чужой речи. Следовательно,  важным моментом является формирование у детей критического мышления, которое является основой для становления теоретического мышления и необходимо для социальной и учебной успешности дошкольника в младшем школьном возрасте.

 

Список литературы:
1. Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с задержкой    психического развития. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. — 80 с  
2. Русланова Н.С. Дидактический материал для развития лексико-грамматических категорий у детей 5–7 лет: М.: Аркти, 2007. — 32 с.
3. Фотекова Т. А., Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. М.:  Айрис-пресс М, 2007. —174 с.