Статья:

Архитектоника журналистского материала, на примере построения художественного мира в романе «Замок» О.Ф. Кафки.

Конференция: XLVII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Филология

Выходные данные
Мурзагалиева Т.Е. Архитектоника журналистского материала, на примере построения художественного мира в романе «Замок» О.Ф. Кафки. // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(46). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/7(46).pdf (дата обращения: 15.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Архитектоника журналистского материала, на примере построения художественного мира в романе «Замок» О.Ф. Кафки.

Мурзагалиева Томирис Ердосовна
студент 3 курса Гуманитарного института, специальность журналистика, Владимирского государственного университета имени А.Г. и Н.Г. Столетовых, РФ г. Владимир

 

В статье анализируется внешней форма организации произведения – архитектоника, так как композиционное построение любого материала (в частности журналистского) предполагает четкую структурную организацию.

Понятие архитектоники широко применяется в различных видах искусства. Так, например, в литературе данный термин обозначает построение произведения как единого целого, взаимосвязь составляющих его частей и элементов, определяемых идеей произведения. Архитектоника включает соотношение частей произведения, расположение и взаимную связь его компонентов, образующих художественное единство. В понятие архитектоники входит как внешняя структура произведения, так и деление его на части, та или иная последовательность, группировка элементов.

Архитектоника[1] – общее построение произведения. Понятие архитектоники близко к понятию композиции в литературе, но различие между этими понятиями легко устанавливается в связи с тем характером, который они соответственно имеют в архитектуре и живописи (а отсюда с необходимыми модификациями и в литературе) понимается распределение фигур, выбор положения, «драпировка» и т.п.; вообще композиционное изучение произведения сводится к изучению отдельных его деталей для установления по ним характера целого и обратно.

Эти детали сами по себе в архитектонике не имеют такого значения. Перенесенные в литературу из архитектуры, которая по самому своему существу требует строжайшего внимания, прежде всего, к соотношению частей (даже безотносительно к их внутреннему значению), - ибо в противном случае построение окажется зыбким, - понятие «архитектоники» и в литературе сохраняет такое же значение. Явственнее всего архитектоника литературного произведения проявляется в его сюжете к фабуле.

Прочность повествовательной ткани произведения сюжета и ясность выписываемого на ней узора-фабулы свидетельствуют об архитектонической слаженности» произведения.

Одно из внешних проявлений архитектоники произведения – разбивка на главы и действия. Архитектоническая связь между главами обычно устанавливается тем, что новая глава вводит какой-нибудь новый член сюжетной установки или сплетает какую-нибудь новую петлю в фабулаторный узор. Российский ученый М. Бахтин внес свое понимание в определение «архитектоники». В противоположность формалистам, которые, распространяя понятие композиции на художественную форму как конечный результат этой операции, обозначали архитектонику в качестве всего лишь внешнего оформления текста. М. Бахтин в своей работе «Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве», отождествил композицию с формой произведения, противопоставив ей архитектонику в качестве содержания. Предпринимая критику формалистской интерпретации композиции с её тенденцией недооценивать смысловой значительности всех без исключения элементов, входящих в художественную конструкцию, М. Бахтин интерпретирует понятие архитектоники в качестве эстетического способа освоения действительности. Способ художественного видения материализуется в композиции, которую Бахтин, сводит к конечному состоянию всех элементов, образующих конструкцию литературного текста. Произведение возникает как результат претворения исходного творческого замысла, имеющего архитектоническое устройство, посредством применения необходимых приемов композиции. С помощью подобного истолкования понятия архитектоники М. Бахтин произвел в противовес идеям формалистов реабилитацию смысловой составляющей произведения, фактически противопоставив композицию и архитектонику как форму и содержание.

Прежде чем приступать к исследованию архитектоники, для начала проанализируем произведение. Роман «Замок» написан в 1922 году, считается незаконченным произведением, относится к значимым философским романам 20-го века.

«Замок» состоит из 25 глав, стоит отметить, что последние пять глав (21–25) не имеют названий. Думаю, автор не называет главы для того, чтобы читатель сам смог их обозначить. Также можно предположить, что автор не успел назвать главы, так как не закончил своё произведение. В романе существуют несколько проблем: изображение буржуазного общества, конфликт между государством и обществом, отсутствие опоры и утрата веры в Бога кроме глобальных проблем Кафка затрагивает личные проблемы: несовместимость творчества и личного счастья, поиск собственного «Я», отчуждение от общества.

В романе идет преобладание фантастического, но и реальное в нём присутствует: художественное пространство ограничено Деревней и самим Замком, но художественное время меняется хаотично, без причин и следствий. Мы знаем лишь, то, что в данное время длится зима, и сколько она еще продлится нам не известно. Зима – это одна из сторон жизни человека, которая погружена в холод. Этот период сопровождается снежными препятствиями, которые человек должен преодолеть.

Тема отчужденности одна из главных в романе. Главный герой землемер К. – чужой в деревне. Изначально роман был написан от первого лица, т.е. не случайно имя землемера начинается на К. Герой, как и автор, находится в противоречии с обществом. А для того, чтобы К. приняли в деревне, надо, чтобы К. принял их жизненный уклад. Бессознательное подчинение нормам и правилам ведёт к абсурду, потому что правильно выстроенные законы и морали не будут губить человека и тормозить его развитие.

В романе «Замок» четко подчеркнут сновидческий характер: таинственность, расплывчатость, двуликость. Таинственный край с загадочным замком, непонятные конторы, но в то же время живые люди, окружающие предметы и привычный быт. Сама личность героя загадочна, мы не знаем его прошлое, происхождение. Землемер ночует в неудобных местах, нарушая свой сон. И вокруг происходящие действия изменяются не только от хода событий, но и от самих персонажей (от их впечатлений). Например: описание Кламма у каждого оно разное; Ольга, Фрида, хозяйка гостиницы – у них противоположные взгляды на вещи. События сюжета воспроизводятся самим К. или другими героями. Все мнения накладываются друг на друга и вырисовывают общую картину, создавая многоликость. Замок – символ нечистой силы, порабощающий население деревни. В свою очередь само население строит свою жизнь вокруг зла. Ф. Кафка в лице землемера олицетворяет освободительную силу, значит еще, есть надежда на светлое будущее.

После общего анализа романа, рассмотрим внешнее строение замка и близлежащей деревни.

Из каких частей состоит Замок? Первое – это сам Замок, куда не могут попасть посторонние. Второе – это Деревня, где находится Замок.

Деревня и Замок – это обособленный мир, существующий по своим законам (закон, который сами жители не могут объяснить). Данный мирок не имеет понятия, что находится и происходит за его пределами. Есть два упоминания о других мирах – 1) К. припомнил свой городок: «Он был ничуть не хуже этого так называемого Замка; 2)это просьба Фриды о переезде в другое место (Испания, Юная Франция). В романе отсутствует описание природы и других строений. Несмотря на то, что Замок и Деревня находятся рядом, но существуют порознь.

Вначале, когда прибыл, К. увидел: деревню под покровом снега, туман из-за которого не было видно Замковой горы, деревянный мост и проезжую дорогу в Деревню.

Перейдем к строению Замка и окружающей территории. Домишки отличались от изб только тем, что были построены из камня, да и то штукатурка на них отлепилась, кладка крушилась. Главная башня Замка – однообразное круглое строение с маленькими окнами, с выступающим карнизом. По дороге располагались: сельская церковь, скорее часовня; школа, низкий дом. Также существовала главная улица Деревни – вела не к замковой дороге, а только приближалась к ней. Сама величина Деревни была бесконечно длинной, гостиницу и постоялый двор можно выделить, как две основы на которых держится Деревня. Внешне заведения особо не отличаются, но расположение разное, т.к. гостиница являлась частью замка, примыкала к нему (двор четырехугольный, охваченный с трех сторон домом, высокая белая стена). Позже мы узнаём от Ольги, что есть множество дорог, ведущих к Замку.

Наиболее подробно о внутреннем строении мы узнаем из пятой главы «У старосты», а также из уст Ольги.

Лёгкое общение с властями, быстрое решение проблем, четкий порядок во всем – это ложь. Пример в тексте – встречи со старостой. На деле существует множество разных инстанций, которые ничего не знают друг о друге, путают и теряют распоряжения. В документации полный беспорядок, хаос. Само хранение в шкафу и амбаре, говорит о безалаберности. В следующих главах говорится о том, что документы подают аккуратно на завтрак. Чиновники исправляют ошибки, а бесхозный документ просто разрывают на кусочки, т.к. нет хозяина. Такая абсурдность пронизывает весь роман. Дела рассматривают огромное количество времени, но никаких логических решений не следует.

Главную тайну внутреннего скелета Замка открывает Ольга, приводя различные между собой описания. Замок – это огромная канцелярия, комната, разделенная на конторки. Одна часть узкая, что там не могут разминуться два человека. Вторая широкая часть, предназначенная для слуг, посыльных и просителей. За конторками есть столы, за ними сидят писари, которые под диктовку записывают за чиновниками. В свою очередь чиновники читают раскрытые большие книги, меняются своими местами, диктуют, что-нибудь писарям из этих книг. Также вокруг много документов, бумаг, которые периодически рассматриваются. Еще одной составляющей внутреннего строения являются телефонные звонки. Звонки не прекращаются, но в самой трубке слышно пение, т.е. дозвониться из Деревни в Замок невозможно, при этом нет доказательств, что говоришь с конкретным человеком.

Сложная законодательная система Замка лишена «обратной связи». Чиновники только отдают распоряжения, но их не волнует, решаются ли эти распоряжения и каково их будущее положение. По каждой незначительной мелочи составляются акты и донесения, которые даже не рассматриваются. Чиновники почти не имеют диалога с внешним миром. Они избегают встреч с местным населением Деревни. Двойная атмосфера бюрократии, где реальный мир переплетается с нереальным, преобладает в романе. Настоящее здесь постоянно теряет твердое очертание, исчезает перед героем. Землемер К. пытается проникнуть в Замок, но в полной мере не может осуществить своей цели: дорога приводит к началу пути. К. почти добивается встречи с начальником Кламмом, но тот постоянно убегает от него, даже тогда, когда встреча наполовину осуществлена (реальная ситуация – в мире бюрократии встретиться с «нужным человеком», от которого «зависит» важное дело, в большинстве случаев не осуществима).

Жители Деревни изолированы от внешнего мира, тем самым они загнаны в тупик. «Замку не нужно ничего специально предпринимать: созданная им система срабатывает безукоризненно». Тем не менее, общество и государство – это жизненное устройство, созданное самими людьми, на их подчинение или оппозиции держится этот мир. Если бы граждане Деревни не относились к Замку как к неоспоримой власти, то его функционирование прекратилось бы навсегда. Иерархическая лестница выстроена так, что над каждым начальником есть еще более жестокий начальник. Из общего строения роман, видно, в чем состоит конфликт: общество мучается в системе, которую сами выстроили.

Роман остался незавершенным, он заканчивается на половине предложения. По свидетельству Макса Брода (друг Ф. Кафки), Замок встретит Землемера на пороге смерти. Смерть – это не отрицательное истолкование дела, так как, что-то в этом романе могло бы логически закончиться (иметь конечный результат). Таким образом, несовершенство человека и его любопытство являются источником трагического исхода.

Лучше и легче прочитываются те материалы, которые имеют четкую структурную организацию, так как позволяют ориентироваться в пространстве текста, дают возможность вернуться к вторичному прочтению. Для этого применяют такие приёмы: вставка лида, последовательное деление на главы, и т.д. В данном случае, автор показывает сложный, фантастический и многогранный мир, с помощью построения текста романа: 1) резкие окончание глав, 2) неожиданные переходы, 3) незаконченность романа. Главное воссоздать общую картину и не понимать всё буквально.

 

Список литературы:
1. Я. Зунделович. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-ух т./ Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. – М.; Л.: Д. Френкель, 1925.
2. Ф. Кафка «Замок» под ред. А.В. Гулыга. Изд. «Наука», 1990. – 380 с.