Статья:

Освещение проблем благотворительности в современных отечественных СМИ

Конференция: XLVII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Филология

Выходные данные
Янюк Г.Н. Освещение проблем благотворительности в современных отечественных СМИ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(46). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/7(46).pdf (дата обращения: 25.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 7 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Освещение проблем благотворительности в современных отечественных СМИ

Янюк Галина Николаевна
студент, Московский государственный институт культуры, РФ, г. Москва
Коломийцева Елена Юрьевна
научный руководитель, д-р филол. наук, проф., Московский государственный институт культуры, РФ, г. Москва

 

Сегодня теме благотворительности уделяется много внимания в СМИ. Уже стали привычными заголовки на страницах печатных и интернет- изданий, видеосюжеты и телепередачи на телевидении, а также программы на радио, где звучат призывы о помощи или рассказывается о добрых делах людей.

История благотворительности в России имеет много примеров великих дел меценатов и благотворителей для пользы общества, образования, становления научных и образовательных институтов.

Примеры прошлого в настоящем должны дать толчок для людей совершать поступки на поприще благих дел. Подрастающее поколение, молодежь, которая большее время проводит в сети Интернет, должна знать культуру общества, которое хочет и может помочь другим, и подражать ей.

Сам феномен благотворительности формировался и развивался в нашей стране неравномерно. До 1917 года это мыслилось почетным и значимым делом, было широко распространено среди обеспеченных слоев населения. В советское время благотворительная деятельность не поддерживалась и полностью перешла в обязанности государственных структур [1].

В царской России благотворительная деятельность была утверждена на законодательном уровне. Граждане, занимающиеся данным видом деятельности, считались государственными служащими. Это способствовало тому, что практически к началу ХХ века в России 95% благотворительных учреждений были общественными и только 5% – государственными. Такое официальное признание и подтверждение статуса (создание рабочих мест) способствовало укреплению роли благотворительности. На сегодняшний же день нет такого огромного количества общественных образований, отсутствует пропаганда и поддержка на законодательном уровне фондов, благотворительных организаций [2].

В такой ситуации нельзя недооценивать роль средств массовой информации. Подчас именно от мастерства журналиста, от его умения рассказать историю человека, которому нужна помощь, зависит успех благотворительного проекта.

Если сравнивать современную периодику с дореволюционной, то не хватает регулярного информирования о добрых делах. В обществе наблюдается недоверие и осторожность в освещении благотворительности, особенно корпоративной. В некоторых случаях можно говорить о недостаточной компетенции журналистов в этой области, нужны специальные курсы в институтах о проблемах освещения благотворительности в СМИ.

В изданиях XIX века, важным критерием было информировать о делах милосердия, современной же прессе необходим яркий информационный повод, который должен быть адаптирован по тематике конкретного издания.

Существует проблема, что на страницах российских изданий, особенно региональных мало информации о милосердии современных граждан. Для ее решения необходимо в регионах создавать тематические рубрики в печатных СМИ. Постепенно в разных уголках страны создаются волонтерские центры и проводятся благотворительные акции, хочется верить, что журналисты потянуться освещать их деятельность.

Есть мнение, что специальных умений, которые требуются для работы с благотворительными темами, нет, достаточно быть хорошим журналистом, задача которого в этой ситуации – как можно проще и доступнее изложить в материале суть проблемы, пояснить, почему это важно, в чем конкретно нужна помощь и каким способом можно помочь.

Однако мы считаем, что, работая с темой благотворительности, журналист должен быть готов сам совершить добрый поступок для незнакомого ему человека. И тогда слова журналиста – написанные или произнесенные в эфире – будут всегда попадать в цель. А значит, еще одной спасённой жизнью на земле станет больше.

Слова «Испытано на себе» должны стать девизом журналистов, пишущих на благотворительные темы. Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон однажды сказал: «Пишешь о тех, кто занимается с бездомными, приди хотя бы раз в месяц и помоги бездомным. Пишешь о сестрах милосердия? Запишись добровольцем, помоги ухаживать за больными. Мне кажется, это было бы очень хорошо» [3].

Побудить к действию читателей, вдохновить на добрый поступок и самому стать участником этого общего доброго дела – вот главная задача журналиста, освещающего тему благотворительности в СМИ.

Журналист, который пишет о благотворительности, должен быть максимально сосредоточен на проблемах людей, которым требуется срочная помощь, а не над вопросом самовыражения. Из благотворительных журналистских материалов не должно сквозить эгоцентричное журналистское «я».

Самое важное в благотворительном материале – это вызвать у аудитории желание чуда. Не только пришедшего извне, сверху, но и спрятанное, чаще всего даже неосознаваемое желание самому совершить это чудо, а также вызвать желание видеть немедленный результат (чем больше ты делаешь, тем ближе результат). Ожидание и даже требование немедленного результата – необходимое условие массовой общественной поддержки [4].

Для того чтобы выполнить оба этих условия, нужно, во-первых, создать «историю». То есть, написать ту самую главную информацию, на основании которой человек примет решение – будет он следить за проблемой указанного человека или группы лиц или нет. Другими словами, нужно заинтересовать человека. И, во-вторых, надо выбрать «эффективную» информацию, то есть ту, которая будет максимально полезна для нуждающихся, например, информация о дате и времени проведения акций по сбору средств. Это необходимо потому, что очень часто журналист не может регулярно и много сообщать об одном субъекте, например, в силу редкого выхода издания (теле/радиопрограммы) [7].

 В последнее время мы часто слышим о том, что общество уже готово к социальным переменам, расположено направлять силы на благотворительность, помогать ближним. Но как определить такую готовность общества? На наш взгляд, ее установление становится возможным благодаря журналистскому материалу, ведь, как мы уже отмечали выше, если СМИ сформируют положительное общественное мнение, в социуме разовьётся привычка помогать. Поэтому, на наш взгляд, целесообразно говорить не о готовности общества к переменам, а о реальных действиях, которые необходимо предпринимать для того, чтобы желающих помочь с каждым днем становилось все больше.

Однако, к сожалению, публикация статей, трансляция телевизионных передач и радиоэфиров, посвященных этой теме, носит периодический характер. Это можно объяснить тем, что представители академического сообщества сами не раз принимали участие в мероприятиях, связанных с памятными датами и праздниками, в которых преследовались благотворительные цели. Также они являются аналитиками в области взаимоотношений государства и общества, и подчеркивают, что у государства нет оформленных представлений об институте благотворительности.

Сегодня благотворительность – это специальные фонды, которые олицетворяют известные личности. Мы узнаем в них знаменитых актеров, бизнесменов, патриарха и даже первое лицо страны – президента России. Это привлекает к благотворительности все большее внимание. Название благотворительной организации появляется «на слуху», что может подвигнуть людей пожертвовать, например, проходя мимо прозрачного ящика. Однако чтобы повлиять принципиально на разум человека и поменять его мышление в лучшую сторону, нужно демонстрировать ему информацию о пользе благотворительности постоянно, и здесь на первый план выходят средства массовой информации.

 

Список литературы:
1. Власов П.В. Благотворительность и милосердие в России. – М., 2001.
2. Единый информационный ресурс московской благотворительности – [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.mosblago.ru/groups/show-43-194.htm (Дата обращения: 2.04.2017).
3. Епископ Пантелеимон: «Причастие к страданиям других людей делает нас христианами – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/98088.html. (Дата обращения: 14.04.2017). 
4. Лошак А.Б. Беседы о социальной журналистике – [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://yarcenter.ru/articles/society/beseda-o-sotsialnoy-zhurnalistike-44677/ (Дата обращения: 10.04.2017).
5. Панюшкин В.В. Мы – не боги… // Найди меня, мама! Материалы в помощь журналисту. – М.: АНО-Студио-Диалог, 2006. – С. 89. 
6. Таратута М.А. Не хочется, не колется и мама не велит, или Почему СМИ равнодушны к корпоративной благотворительности // Бизнес и общество. – 2006. – № 3 (34).
7. Фролова Т.И. Российская пресса и благотворительность в культурно-исторической перспективе // Благотворительность и СМИ: Информационный бюллетень. – М.: Агентство социальной информации, 2005. – С. 11.