Нарушение зрения у студентов 1-6 курса ЮУГМУ
Секция: Медицина и фармацевтика
XII Студенческая международная научно-практическая конференция «Естественные и медицинские науки. Студенческий научный форум»
Нарушение зрения у студентов 1-6 курса ЮУГМУ
Аннотация. Обоснование: Актуальность темы изменения зрения неоспорима, так как с каждым годом количество людей, в большей степени студентов, с ослабленным зрением растёт. Но большинство уделяют внимание данной проблеме только после приобретения недуга Цель: Целью нашего исследования является выявление среди студентов людей с нарушением зрения, а также субъектов, находящихся в группе риска по патологии зрения. Оценка степени их информированности о своем заболевании, динамике состояния функции органа зрения и уровень контроля заболевания. Так же, дополнительным звеном нашего исследования было выявление астигматизма среди студентов. Методы: Анкета, состоящая из 15 вопросов, с ответами «да» и «нет», включающих в себя как общую информацию об опрашиваемом, так и специфические вопросы, позволяющие выявить людей с исследуемой патологией, осведомленных о своем заболевании, а так же, студентов с недиагностированным астигматизмом. Последние вопросы составлялись на основе скриннинговых тестов проводимых офтальмологами для выявления групп риска больных астигматизмом. Результаты: Всего было опрошено 323 человека, среди которых 54 юноши (16,72%) и 269 девушек (83,28%). 35 человек с 1 курса (10,83%), студентов 2 курса – 54 (16,72%), студентов 3 курса- 62 (19,20%), на 4 курсе 87 человек (26,93%), на 5 курсе опрошено 36 человек (11,15%) и 49 человек среди студентов 6 курса (15,17%). Имеют проблемы со зрением 70,59% от общей популяции.
Заключение: В ходе нашего исследования было выявлено, что доля студентов с патологией зрения составляет больше половины всех опрошенных. Это в очередной раз подчеркивает актуальность темы нашего исследования – зрение большинства студентов уязвлено, патология прочно укоренилась в популяции и требуется принять необходимые меры для исправления ситуации.
Ключевые слова: астигматизм; студенты; миопия; аномалии рефракции.
Обоснование. Нарушения зрение — это неспособность глаза приспособиться к инстинктивному физиологическому акту видения. Близорукость, или миопия, дальнозоркость, или гиперметропия, астигматизм — основные виды нарушения зрения. Так же,сюда относится весь перечень глазных заболеваний, которые приводят к ухудшению остроты зрения.[4]Актуальность темы изменения зрения неоспорима, так как с каждым годом количество людей, в большей степени студентов, с ослабленным зрением растёт. Но большинство уделяют внимание данной проблеме только после приобретения недуга.[8] Исходя из этого, оптимальной группой лиц для исследования данной проблемы, являются студенты, в частности медицинских университетов, у которых объективно отмечаются повышенные зрительные нагрузки. Об этом свидетельствует и наличие подобных исследований в других вузах нашей страны: Красноярск, Оренбург, Нижний Новгород, Ижевск и за рубежом:Индия, Румыния, Португалия и Китай.В этих работах отражается, что студенты находятся в группе риска развития аметропий, нарушение зрения является одной из ведущих жалоб на здоровье у обучающихся вузов, доля патологии неуклонно растет.
Цель. Целью нашего исследования является выявление среди студентов людей с нарушением зрения, а также субъектов, находящихся в группе риска по данной патологии. Оценка степени их информированности о своем заболевания, динамике состояния функции органа зрения и уровень контроля заболевания. Так же, дополнительным звеном нашего исследования было выявление астигматизма среди студентов.
Методы. Для своей исследовательской работы, мы составили анкету, состоящую из 15 вопросов, с ответами «да» и «нет», включающих в себя как общую информацию об опрашиваемом, так и специфические вопросы, позволяющие выявить людей с исследуемой патологией, осведомленных о своем заболевании, а так же, студентов с недиагностированным астигматизмом. Последние вопросы составлялись на основе скриннинговых тестов проводимых офтальмологами для выявления групп риска больных астигматизмом.
Так же мы не обошли стороной вопросы профилактики аметропий, коррекции остроты зрения, информированности о специфике данной аномалии рефракции, динамике нарушения зрения и частоты диспансеризации. Анкетирование было проведено среди студентов 1-6 курса ЮУГМУ. Анкета распространялась как на бумажном носителе, так и в электронном варианте.
Анализ в подгруппах. Формирование подгрупп проводилось на основании пола и курса обучения, а так же наличие или отсутствие патологии зрения.
Основной исход исследования. В ходе исследования выяснено, что проблемы со зрением имеет 70,59% студентов. Раз в полгода врача-офтальмолога посещает 15,17%. Раз в год – большинство – 55,13%. Раз в два года – 7,12% и реже чем раз в два года – 21,98%.
Критерии соответствия
Перечислить и при необходимости охарактеризовать (например, указав пороговые значения для количественных признаков) предварительно (до начала исследования) сформулированные критерии включения, невключения и исключения участников из исследования.
Статистический анализ
Принципы расчета размера выборки: описать процедуру расчета размера выборки или представить иное обоснование размера выборки (если таковое имеется). При отсутствии подобных оснований указать, что размер выборки предварительно не рассчитывался.
Методы статистического анализа данных: а) указатьпакет статистических программ, который применяли для анализа результатов исследования (разработчик, страна происхождения); б) отметить формат представления количественных данных; в) описать статистические критерии, использованные при анализе данных.
Результаты.
Объекты исследования. Всего было опрошено 323 человека, среди которых 54 юноши (16,72%) и 269 девушек (83,28%). 10,83% - 35 человек с 1 курса, 16,72% студентов 2 курса- 54, 19,20% - студентов 3 курса- 62, 26,93% на 4 курсе 87 человек, 11,15% на 5 курсе опрошено 36 человек и 15,17% - 49 человек среди студентов 6 курса.
Основные результаты исследования. По итогам нашего опроса проблема со зрением была выявлена у 225 студентов (70,59%). Среди них за помощью к специалистам обращались лишь 188 что составляет – 70,4%.
Так же мы выяснили, что среди всех опрошенных диагноз астигматизм стоит у 67 студентов – 27,09%.
Профилактикой нарушения зрения из всех опрошеных занимается 274 человека. 64 студента используют гимнастику, 62- принимают витамины, 87 делают перерывы во время работы, 12 студентов используют очки-тренажеры, 18- правильно питаются, 31 студент занимается физической активность. Большинство студентов выбирали несколько вариантов ответа в данном вопросе, однако 169 человек ничего не делают для поддержания своего зрения и коррекции имеющихся нарушений. Положительную динамику отмечают лишь 79 человек – 24,45%.
Из методов специфической профилактики о наличии астигматических линз известно 144 студентам из всех опрошенных – 44,58%.
Мы проанализировали частоту обращения студентами врача-офтальмолога. Из всех опрошенных 49 студентов посещаю специалиста раз в пол года – 15,17%, 180 человек - раз в год 55,13% . 7,12% - 23 человека-раз в два года и 21,98% - 71 человек-реже чем раз в два года. При этом 223 студента отмечают у себя снижение остроты зрения – 69,04%.
Так же мы включили в свою анкету вопросы, которые косвенно указывают на наличие у студентов астигматизма. Среди всех опрошенных на вопрос о возникновении жалоб астеноптического характера при чтении, работе за компьютером или просмотре телевизора положительно ответили 220 человек, что составляет 68,11%. В тесте со звездой Сименса у151 студента – 46,75% граница четкой линии видимости лучей не представляет ли собой окружность. У 28,17% - 91 студента под определенным углом видимое становится четче.
Обсуждение. Проведенное нами анкетирование в первую очередь касается общих аспектов нарушения зрения: во-первых, мы выделили преобладание среди всех опрошенных доли людей с недетализированной патологией зрения над здоровыми. Это в очередной раз подчеркивает актуальность темы нашего исследования – зрение большинства студентов уязвлено, патология прочно укоренилась в популяции и требуется принять необходимые меры для исправления ситуации. Неутешительны также данные о диспансеризации: большая часть студентов не посещает врачей-офтальмологов, не контролирует течение своего заболевания.
Для решения данной проблемы необходимо проведение санитарно-просветительской работы среди студентов: например организация семинаров, посвященных данной теме, а так же сознание наглядных пособий в виде плакатов и постерных сессий. Так же целесообразно введение обязательного ежегодного осмотра офтальмолога: мы советуем обратить внимание на то, что окулист не входит в перечень специалистов, осмотр которых требуется для получения санитарной книжки или медицинского осмотра. Соответственно посещение офтальмолога остается на усмотрение студента, который в силу своей загруженности, разумеется, пренебрегает данным фактом. Так же возможна организация специального однодневного проекта по аналогии с тестированием на ВИЧ, проводимым на базе университета. Проект заключался бы в бесплатной экспресс-проверке зрения и консультации офтальмолога среди всех желающих. Таким образом студенты бы не затрачивали время на получение талона и ожидание приема, и за короткое время бы получали информацию о состоянии своего зрения.[7]
Опасения вызывает так же тот факт, что большая доля опрошенных студентов не занимается профилактикой аметропий, не выполняет глазной гимнастики и не соблюдает режим работы и отдыха. Профилактика астигматизма состоит в рациональном распределении зрительных нагрузок, их чередовании со специальными упражнениями для глаз и физической активностью, предотвращение травм и воспалений роговицы. Большое число студентов отмечает неэффективность проводимых профилактических мероприятий. Это может быть связано с недостаточной информированностью о том, как именно нужно совершать те или иные действия, направленные на предупреждение развития патологии зрения.[3]
Для решения данных проблем мы предлагаем введение одно-двухминутной гимнастики для глаз как обязательный элемент завершения лекций или практических занятий. Это не окажет существенного влияния на течение учебного процесса, а возможно даже и возымеет положительный эффект – даже краткая смена деятельности повышает внимание и работоспособность. Данное мероприятие, для лучшей организации, требует участия преподавательского состава или назначение специальной должности ответственного за гимнастику студента, наряду со старостой группы или потока, под руководством которого и будет проводиться данный вид профилактики аметропий. Кроме того, студенты, заинтересованные в состоянии своего здоровья, будут обучены правильным профилактическим мерам и смогут внести их в свою жизнь. [6]
Своим исследованием мы бы хотели привлечь внимание к данной проблеме, найти пути ее решения. Зрение даёт людям 90 % информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой повседневной деятельности: работы, учебы, отдыха. Расстройство работы зрительного анализатора приводит к формированию преград для большого количества видов занятости, в частности для будущего медицинского специалиста. Разумеется, данные нарушения, в большей доле корректируются очками и линзами, однако это несравнимо с адекватно функционирующим зрительным анализатором: очки не могут обеспечить стопроцентное зрение, создают искажение и ограничивают боковое зрение.[1] Так же, при постоянном ношении очков, они натирают уши и переносицу. В медицине не редки ситуации немедленного реагирования – резкие движения во время оказания медицинской помощи могут привести к падению очков или смещению их с фокусного положения. Так же, возможно попадание на линзы, например, биологических жидкостей. Соответственно, снижается и эффективность выполняемой работы. Контактные линзы так же имеют свои минусы. Данное средство для коррекции зрения дорогостояще, требующее внимания и ухода, а так же способно травмировать роговицу, что в свою очередь может привести к воспалительному процессу в глазу. Срок использования линз не должен превышать 10 часов в сутки – порой проводимая операция или рабочая смена врачей значительно превышает это время. [11]
Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что острота зрения на прямую влияет на профессиональную деятельность и качество жизни человека. Каждому из нас должно понимать, как это важно — оберегать и сохранять своё зрение и именно поэтому нельзя оставлять данные вопросы без должного внимания.
Заключение. Проводя данное исследование, мы проанализировали большое количество статей на эту тему, и пришли к выводу, что проблема нарушения зрения у студентов стоит остро в различных учебных заведениях. Не стоит забывать, что нынешние обучающиеся люди – будущие специалисты, расстройство зрения будет сказываться на комфорте в работе, что в очередной раз подчеркивает необходимость диагностики и профилактики аметропий до начала профессиональной деятельности.