Статья:

Нарушение зрения у студентов 1-6 курса ЮУГМУ

Конференция: XII Студенческая международная научно-практическая конференция «Естественные и медицинские науки. Студенческий научный форум»

Секция: Медицина и фармацевтика

Выходные данные
Сажина А.С., Якупова Л.М. Нарушение зрения у студентов 1-6 курса ЮУГМУ // Естественные и медицинские науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(12). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_nature/1(12).pdf (дата обращения: 24.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Нарушение зрения у студентов 1-6 курса ЮУГМУ

Сажина Ангелина Сергеевна
студент, ФГБОУ ВО ЮУГМУ, Россия, г. Челябинск
Якупова Лейсан Маратовна
студент, ФГБОУ ВО ЮУГМУ, Россия, г. Челябинск
Авилов Олег Валентинович
научный руководитель, д-р мед. наук, профессор, Россия, г. Челябинск

 

Аннотация. Обоснование: Актуальность темы изменения зрения неоспорима, так как с каждым годом количество людей, в большей степени студентов, с ослабленным зрением растёт. Но большинство уделяют внимание данной проблеме только после приобретения недуга Цель: Целью нашего исследования является выявление среди студентов людей с нарушением зрения, а также субъектов, находящихся в группе риска по патологии зрения. Оценка степени их информированности о своем заболевании, динамике состояния функции органа зрения и уровень контроля заболевания. Так же, дополнительным звеном нашего исследования было выявление астигматизма среди студентов. Методы: Анкета, состоящая из 15 вопросов, с ответами «да» и «нет»,  включающих в себя как общую информацию об опрашиваемом, так и специфические вопросы, позволяющие выявить людей с исследуемой патологией,  осведомленных о своем заболевании, а так же, студентов с недиагностированным астигматизмом. Последние вопросы составлялись на основе скриннинговых тестов проводимых офтальмологами для выявления групп риска больных астигматизмом. Результаты: Всего было опрошено 323 человека, среди которых 54 юноши (16,72%) и 269 девушек (83,28%). 35 человек с 1 курса (10,83%),  студентов 2 курса – 54 (16,72%), студентов 3 курса- 62 (19,20%), на 4 курсе 87 человек (26,93%), на 5 курсе опрошено 36 человек  (11,15%) и  49 человек среди студентов 6 курса (15,17%). Имеют проблемы со зрением 70,59% от общей популяции.

Заключение: В ходе нашего исследования было выявлено, что доля студентов с патологией зрения  составляет больше половины всех опрошенных. Это в очередной раз подчеркивает актуальность темы нашего исследования  – зрение большинства студентов уязвлено, патология прочно укоренилась в популяции и требуется принять необходимые меры для исправления ситуации.   

Ключевые слова: астигматизм; студенты; миопия; аномалии рефракции.

 

Обоснование. Нарушения зрение — это неспособность глаза приспособиться к инстинктивному физиологическому акту видения. Близорукость, или миопия, дальнозоркость, или гиперметропия, астигматизм — основные виды нарушения зрения. Так же,сюда относится весь перечень глазных заболеваний, которые приводят к ухудшению остроты зрения.[4]Актуальность темы изменения зрения неоспорима, так как с каждым годом количество людей, в большей степени студентов, с ослабленным зрением растёт. Но большинство уделяют внимание данной проблеме только после приобретения недуга.[8] Исходя из этого, оптимальной группой лиц для исследования данной проблемы, являются студенты, в частности медицинских университетов, у которых объективно отмечаются повышенные зрительные нагрузки. Об этом свидетельствует и наличие подобных исследований в других вузах нашей страны: Красноярск, Оренбург, Нижний Новгород, Ижевск и за рубежом:Индия, Румыния, Португалия и Китай.В этих работах отражается, что студенты находятся в группе риска развития аметропий, нарушение зрения является одной из ведущих жалоб на здоровье у обучающихся вузов, доля патологии неуклонно растет.

Цель. Целью нашего исследования является выявление среди студентов людей с нарушением зрения, а также субъектов, находящихся в группе риска по данной патологии. Оценка степени их информированности о своем заболевания, динамике состояния функции органа зрения и уровень контроля заболевания. Так же, дополнительным звеном нашего исследования было выявление астигматизма среди студентов.

Методы. Для своей исследовательской работы, мы составили анкету, состоящую из 15 вопросов, с ответами «да» и «нет»,  включающих в себя как общую информацию об опрашиваемом, так и специфические вопросы, позволяющие выявить людей с исследуемой патологией,  осведомленных о своем заболевании, а так же, студентов с недиагностированным астигматизмом. Последние вопросы составлялись на основе скриннинговых тестов проводимых офтальмологами для выявления групп риска больных астигматизмом.

Так же мы не обошли стороной вопросы профилактики аметропий, коррекции остроты зрения, информированности о специфике данной аномалии рефракции, динамике нарушения зрения и частоты диспансеризации. Анкетирование было проведено среди студентов 1-6 курса ЮУГМУ. Анкета распространялась как на бумажном носителе, так и в электронном варианте.

Анализ в подгруппах. Формирование подгрупп проводилось на основании пола и курса обучения, а так же наличие или отсутствие патологии зрения.

Основной исход исследования. В ходе исследования выяснено, что проблемы со зрением имеет 70,59% студентов. Раз в полгода врача-офтальмолога посещает 15,17%. Раз в год – большинство – 55,13%. Раз в два года – 7,12% и реже чем раз в два года – 21,98%. 

Критерии соответствия

Перечислить и при необходимости охарактеризовать (например, указав пороговые значения для количественных признаков) предварительно (до начала исследования) сформулированные критерии включения, невключения и исключения участников из исследования.

Статистический анализ

Принципы расчета размера выборки: описать процедуру расчета размера выборки или представить иное обоснование размера выборки (если таковое имеется). При отсутствии подобных оснований указать, что размер выборки предварительно не рассчитывался.

Методы статистического анализа данных: а) указатьпакет статистических программ, который применяли для анализа результатов исследования (разработчик, страна происхождения); б) отметить формат представления количественных данных; в) описать статистические критерии, использованные при анализе данных.

Результаты.

Объекты исследования. Всего было опрошено 323 человека, среди которых 54 юноши (16,72%)  и 269 девушек (83,28%). 10,83% - 35 человек с 1 курса,  16,72% студентов 2 курса- 54, 19,20% - студентов 3 курса- 62, 26,93% на 4 курсе 87 человек, 11,15% на 5 курсе опрошено 36 человек  и 15,17% - 49 человек среди студентов 6 курса.

Основные результаты исследования. По итогам нашего опроса  проблема со зрением была выявлена у 225 студентов (70,59%). Среди них за помощью к специалистам обращались лишь 188 что составляет – 70,4%.

Так же мы выяснили, что среди всех опрошенных диагноз астигматизм стоит у 67 студентов – 27,09%.

Профилактикой нарушения зрения из всех опрошеных занимается 274 человека.  64 студента используют гимнастику, 62- принимают витамины, 87 делают перерывы во время работы, 12 студентов используют очки-тренажеры, 18- правильно питаются, 31 студент занимается физической активность. Большинство студентов выбирали несколько вариантов ответа в данном вопросе, однако 169 человек ничего не делают для поддержания своего зрения  и коррекции имеющихся нарушений. Положительную динамику отмечают лишь 79 человек – 24,45%.

Из методов специфической профилактики о наличии астигматических линз известно 144 студентам из всех опрошенных – 44,58%.

Мы проанализировали частоту обращения студентами врача-офтальмолога. Из всех опрошенных 49 студентов посещаю специалиста раз в пол года – 15,17%, 180 человек - раз в год 55,13% . 7,12% - 23 человека-раз в два года и 21,98% - 71 человек-реже чем раз в два года. При этом 223 студента отмечают у себя снижение остроты зрения – 69,04%.

Так же мы включили в свою анкету вопросы, которые косвенно указывают на наличие у студентов астигматизма.  Среди всех опрошенных на вопрос о возникновении жалоб астеноптического характера при чтении, работе за компьютером или просмотре телевизора положительно ответили  220 человек, что составляет  68,11%.  В тесте со звездой Сименса у151 студента – 46,75%  граница четкой линии видимости лучей не представляет ли собой окружность.  У 28,17% -  91 студента  под определенным углом видимое становится четче. 

Обсуждение. Проведенное нами анкетирование в первую очередь касается общих аспектов нарушения зрения: во-первых, мы выделили преобладание среди  всех опрошенных доли людей с недетализированной патологией зрения над здоровыми. Это в очередной раз подчеркивает актуальность темы нашего исследования  – зрение большинства студентов уязвлено, патология прочно укоренилась в популяции и требуется принять необходимые меры для исправления ситуации.  Неутешительны также данные о диспансеризации: большая часть студентов не посещает врачей-офтальмологов, не контролирует течение своего заболевания.

Для решения данной проблемы необходимо проведение санитарно-просветительской работы среди студентов: например организация семинаров, посвященных данной теме, а так же сознание наглядных пособий в виде плакатов и постерных сессий. Так же целесообразно введение обязательного ежегодного осмотра офтальмолога: мы советуем обратить внимание на то, что окулист не входит в перечень специалистов, осмотр которых требуется для получения санитарной книжки или медицинского осмотра. Соответственно посещение офтальмолога остается на усмотрение студента, который в силу своей загруженности, разумеется, пренебрегает данным фактом. Так же возможна организация специального однодневного проекта  по аналогии с тестированием на ВИЧ, проводимым на базе университета. Проект заключался бы в бесплатной экспресс-проверке зрения и консультации офтальмолога среди всех желающих. Таким образом студенты бы не затрачивали время на получение талона и ожидание приема, и за короткое время бы получали информацию о состоянии своего зрения.[7]

Опасения вызывает так же тот факт, что большая доля опрошенных студентов не занимается профилактикой аметропий, не выполняет глазной гимнастики и не соблюдает режим работы и отдыха. Профилактика астигматизма состоит в рациональном распределении зрительных нагрузок, их чередовании со специальными упражнениями для глаз и физической активностью, предотвращение травм и воспалений роговицы. Большое число студентов отмечает неэффективность проводимых профилактических мероприятий. Это может быть связано с недостаточной информированностью о том, как именно нужно совершать те или иные действия, направленные на предупреждение развития патологии зрения.[3]

Для решения данных проблем мы предлагаем введение  одно-двухминутной гимнастики для глаз как обязательный элемент завершения лекций или практических занятий. Это не окажет существенного влияния на течение учебного процесса, а возможно даже и возымеет положительный эффект – даже краткая смена деятельности повышает внимание и работоспособность. Данное мероприятие, для лучшей организации, требует участия преподавательского состава или назначение специальной должности ответственного за гимнастику студента, наряду со старостой группы или потока, под руководством которого и будет проводиться данный вид профилактики аметропий. Кроме того, студенты, заинтересованные в состоянии своего здоровья, будут обучены правильным профилактическим мерам и смогут внести их в свою жизнь. [6]

Своим исследованием мы бы хотели привлечь внимание к данной проблеме, найти пути ее решения. Зрение даёт людям 90 % информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой повседневной деятельности: работы, учебы, отдыха.  Расстройство работы зрительного анализатора приводит к формированию преград для большого количества видов занятости, в частности для будущего медицинского специалиста. Разумеется, данные нарушения, в большей доле корректируются очками и линзами, однако это несравнимо с адекватно функционирующим зрительным анализатором: очки не могут обеспечить стопроцентное зрение, создают искажение и ограничивают боковое зрение.[1] Так же, при постоянном ношении очков, они натирают уши и переносицу. В медицине не редки ситуации немедленного реагирования – резкие движения во время оказания медицинской помощи могут привести к падению очков или смещению их с фокусного положения. Так же, возможно попадание на линзы, например, биологических жидкостей. Соответственно, снижается и эффективность выполняемой работы. Контактные линзы так же имеют свои минусы. Данное средство для коррекции зрения дорогостояще, требующее внимания и ухода, а так же способно травмировать роговицу, что в свою очередь может привести к воспалительному процессу в глазу. Срок использования линз не должен превышать 10 часов в сутки – порой проводимая операция или рабочая смена врачей значительно превышает это время. [11]

Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что острота зрения на прямую влияет на профессиональную деятельность и качество жизни человека. Каждому из нас должно понимать, как это важно — оберегать и сохранять своё зрение и именно поэтому нельзя оставлять данные вопросы без должного внимания.

Заключение. Проводя данное исследование, мы проанализировали большое количество статей на эту тему, и пришли к выводу, что проблема нарушения зрения у студентов стоит остро в различных учебных заведениях. Не стоит забывать, что нынешние обучающиеся люди – будущие специалисты, расстройство зрения будет сказываться на комфорте в работе, что в очередной раз подчеркивает необходимость диагностики и профилактики аметропий до начала профессиональной деятельности.   

 
Список литературы:
1. Аветисов С.Э. Оптическая коррекция зрения. / С.Э. Аветисов, Ю.З. Розенблюм. -  М.: Медицин, 1981. – C.90.
2. Апрелев А.Е. Частота миопии и функциональные показатели органа зрения у студентов медицинского вуза / А.Е Апрелев, Н.П. Сетко, Р.В. Коршунова // Практическая медицина.  - 2017. – № 21.- С. 21-24 
3. Астахов Ю.С. Внутриглазные кровоизлияния (этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение): Пособие для врачей-интернов и клинических ординаторов  / Ю.С. Астахов, С.Н. Тульцева.  – Издательство СпбГМУ, 2003. – С.44
4. Безкоровайная И. М. Состояние зрительных функций у студентов медицинского вуза / И.М. Безкоровайная // Вестник проблем биологии и медицины. Том 1. – 2013 – № 104. - С.108-110. 
5. Кайыржанова Н.Б. Распространенность аномалий рефракции у студентов первого курса Государственного медицинского университета города Семей / Н.Б. Кайыржанова, А.О. Мысаев, К.А. Тлеубаев, А.К Ахметов  // Наука и Здравоохранение - 2016. - №2.- С. 129-138. 
6. Козина Е. В. Состояние остроты зрения и рефракции глаз у студентов медицинского вуза / Е.В. Козина, В.И Поспелов, В.Т. Гололобов,В.И. Лазаренко,П.М. Балашов, И.А. Кох, Т.Ф. Кочетова, Д.С Каскаева // Сибирское медицинское обозрение  - 2015. - №3. -  С. 88-92. 
7. Копаевой В.Г. Глазные болезни: учебник / В.Г. Копаева. -  М: Медицина  - 2002. – С.560  
8. Мошетова Л.К. Офтальмология: Клинические рекомендации. / Л.К. Мошетова,  А.П. Нестерова, Е.А. Егорова. -  ГЭОТАР-МЕДИА – 2006. – С.219-223.
9. Нугуманова А.М. Изучение влияния мультимедийных технологий преподавания на состояние зрительного анализатора у студентов медицинского университета / А.М. Нугуманова, Г.Х. Хамитова //  Практическая медицина – 2013. - №70. - С.81-83
10. Толмачев Д.А. Влияние учебной нагрузки на зрение студентов медицинских вузов/ Д.А. Толмачев, Л.К Кузьмина, Г.С. Никифорова  // Синергия наук  -  2017. − №11. - С. 689 − 693.