Статья:

Состояние здоровья школьников при переходе к предметному обучению

Конференция: XVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Естественные и медицинские науки. Студенческий научный форум»

Секция: Медицина и фармацевтика

Выходные данные
Сорокин В.М. Состояние здоровья школьников при переходе к предметному обучению // Естественные и медицинские науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(16). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_nature/5(16).pdf (дата обращения: 28.01.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 3 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Состояние здоровья школьников при переходе к предметному обучению

Сорокин Виктор Михайлович
студент, БУ «Ханты-Мансийская государственная медицинская академия», РФ, г. Ханты – Мансийск
Трегуб Нина Васильевна
научный руководитель, канд. мед. наук, БУ «Ханты-Мансийская государственная медицинская академия», РФ, г. Ханты – Мансийск

 

STATE OF HEALTH OF SCHOOLCHILDREN IN TRANSITION TO SUBJECT TRAINING

 

Victor Sorokin

student, BU "Khanty-Mansiysk State Medical Academy", Russia, Khanty - Mansiysk

Nina Tregub

supervisor, cand. honey. of sciences, BU "Khanty-Mansiysk State Medical Academy", Russia, Khanty - Mansiysk

 

Аннотация. По данным Минздрава России, большую тревогу вызывает тенденция к ухудшению показателей состояния здоровья детей школьного возраста в процессе их обучения. При переходе к предметному обучению в 10-11 лет учащаются отклонения в состоянии здоровья. Представлен анализ отклонений в состоянии здоровья школьников, выявленных при помощи изучения медицинских карт учащихся.

Abstract: According to the Ministry of Health of Russia, the tendency towards the deterioration of health indicators of school – age children in the process of their education is causing great concern. During the switching to subject learning at age of 10 – 11 years deviations in the state of health increase. The analysis of deviations in the health status of schoolchildren, identified by studying the medical records of students, is presented.

 

Ключевые слова:  дети, состояние здоровья, группы здоровья.

Keywords: Children, health, health groups.

 

Особую тревогу в последнее время вызывает состояние здоровья школьников, у которых отмечается снижение функциональных возможностей организма, выраженный рост хронических заболеваний.

По данным Кунцевич С.А. (2010), среди детей 6-9 лет число абсолютно здоровых не превышает 10-12%. Негативная ситуация усугубляется в периоды «критического возраста» - 1 класс, 4-5 классы, в связи с переходом к предметному обучению, 9 класс.

Цель работы – изучить состояние здоровья детей при их переходе к предметному обучению в школе.

Для достижения цели мы поставили задачу - провести анализ первичной медицинской документации - медицинских карт школьника (ф.026/у), в которые заносятся результаты профилактических медицинских осмотров.

Материалы и методы. Был проведен анализ медицинских карт 92 детей (50 девочек, 42 мальчика) в возрасте 6-7 лет при поступлении их в первый класс школы и в возрасте 10-11 лет (4 класс школы) при переходе к предметному обучению. Профилактические медицинские осмотры проводились в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения РФ от 21 декабря 2012 г. № 1346н «О Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них» в целях своевременного выявления патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития.

В результате проведенного анализа было установлено следующее.

Только 15 человек из 92 (16,3%) поступили в первый класс без каких-либо диагнозов. У остальных первоклассников были выявлены следующие заболевания.

У 1/3 детей (34 чел.) - кариес; у 1/5 (16 чел.) – нарушения зрения, главным образом, миопия; у такого же количества детей – изменения нервной системы резидуального характера (у 10 из них с речевыми нарушениями); у 9 перво-классников (1/10 часть) – нарушение осанки. У 26 детей при инструмен-тальном обследовании была диагностирована малая аномалия развития сердца - аномальная хорда левого желудочка. Только по 1 ребенку было с ранее диагностированным ожирением, бронхиальной астмой, хроническим пиелонефритом и 4 человека с врожденным пороком сердца.

По окончании медицинского осмотра педиатром была определена  группа здоровья (ГЗ) детей. К ГЗ I было отнесено 15 чел. – здоровые дети (16,3%); к ГЗ II (функциональные нарушения) – 73 ребенка (77,2 %); к ГЗ III (хрони-ческие заболевания) - 6 человек (6,5%).

К концу 4 года обучения только 5 человек из 15 (1/3) остались здоровыми, остальные дети пополнили собой II и III группу здоровья. Чаще всего у одного ребенка диагностировались по нескольку заболеваний.  По количеству детей с патологией по-прежнему лидировал кариес, но уже у половины детей (48 чел. из 92); на втором месте – нарушения зрения, их число увеличилось в два раза – 33 чел (36%). На третьем месте оказались нарушения опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, плоскостопие, сколиоз) количество которых увеличилось в три раза по сравнению с первым классом - 28 чел. или 30.4%. Вдвое уменьшилось число детей с нарушениями в нервной системе, но увеличилось количество школьников с ожирением (их стало 12 чел. (13%), при этом преобладали девочки (8 чел.). У 3 детей была диагностирована вегетососудистая дистония; увеличилось число детей с хроническими заболеваниями с 6 до 9 за счет хронического ринита (2 чел.) и гломерулонефрита (1 чел.). Количество детей с аномальной хордой левого желудочка осталось прежним (26 чел.).

Изменилась численность групп здоровья у детей 10-11 лет: ГЗ I (здоровые дети) уменьшилась в три раза - до 5 чел, (5.4%); ГЗ II (заболевания функцио-нального характера) увеличилась - 78 чел. (84.8%), ГЗ III (хронические забо-левания) увеличилась до 9 чел (9.8%).

Таким образом, проведенный анализ подтверждает данные Малиевского В.А. с соавт. (2014), Томилова А. Б (2017)   о том, что при переходе к предметному обучению в 10-11 лет учащаются отклонения в состоянии здоровья. Это объясняется, прежде всего, углубленным изучением  предме-тов, а значит,  повышенным объемом образовательной нагрузки в условиях дефицита учебного времени;  значительным психоэмоциональным напряже-нием, в то время как уменьшаются продолжительность сна, объем двигатель-ной активности и время пребывания на свежем воздухе.    Сказанное показы-вает необходимость  не только планирования мероприятий в школе, направ-ленных на сохранение и укрепление здоровья (физкультурные паузы, упраж-нения для глаз, релаксационные упражнения и др.), мониторинг состояния здоровья с целью оценки эффективности реабилитационных мероприятий, но и проведения оздоровительных мероприятий в отношении будущих первоклассников.

 

Список литературы:
1. Кунцевич С.А. Обоснование мер профилактики отклонений в состоянии здоровья школьников 10-11 лет на этапе перехода их к предметному обучению. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата медицинских наук. Хабаровск, 2010
2. Малиевский В.А., Баширова Г.И., Клишо Г.К. Комплексная оценка адаптации первоклассников к школьному обучению. «Медицина и здраво-охранение». Уфа, 2014. 
3. Зверь Н. Л., Кошелев А. Н. Состояние здоровья первоклассников и профилактика его нарушений // Научно-методический журнал «Концепт». 2017. Т. 34. С. 127–132
4. Томилов А. Б. Физиологические аспекты школьной адаптации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 34.  С. 175–180