Качественная оценка структуры здоровья студентов СОГМА
Секция: Медицина и фармацевтика
II Студенческая международная научно-практическая конференция «Естественные и медицинские науки. Студенческий научный форум»
Качественная оценка структуры здоровья студентов СОГМА
Актуальность. Обучение в вузе сопряжено с постоянным психоэмоциональным напряжением, большим потоком информации, нарушениями режима труда, отдыха и питания. Постоянное умственное напряжение создает предпосылки для срыва гомеостатических систем, что влечет за собой развитие различных заболеваний, а также манифестаций скрытых патологических процессов, особенно в периоды сдачи зачетов и экзаменов. В результате у студентов происходит дестабилизация механизмов саморегуляции функций органов и систем с последующим развитием доклинических и клинических нарушений здоровья [3, с. 32-38; 5, с. 30-31; 6, с. 1]. По разным статистическим данным примерно у 50-75% студентов наблюдаются доклинические нарушения со стороны ССС, нервной системы, желудочно-кишечного тракта, системы дыхания. Патологические десинхронозы составляют основу патогенеза доклинических нарушений здоровья. Этим объясняется комплексный подход к изучению развития патологических десинхронозов при доклинических нарушениях здоровья, а также при различных патологических состояниях. Различают следующие состояния, характеризующие структуру здоровья: успешная адаптация (УА), физиологический десинхроноз (ФД), патологический десинхроноз (ПД).
Успешная адаптация – состояние гармоничности физиологических функций, в структуре биоритмов преобладают циркадианные ритмы.
Физиологический десинхроноз – состояние напряжения адаптации, носит приспособительный характер, снижается количество достоверных циркадианных ритмов до 50%, повышается количество ультра- и инфрадианных.
Патологический десинхроноз – состояние неудовлетворительной адаптации, снижение емкости адаптационных возможностей биосистемы, снижается количество достоверных ритмов ниже 50%, среди достоверных преобладают ультрадианные, присутствуют доклинические нарушения здоровья.
В сохранении здоровья студентов и профилактики развития заболеваний оптимальным методом является мониторинг функциональных резервов, донозологическая диагностика заболеваний и своевременная коррекция этих нарушений [2, с. 94-96; 7, с. 255].
Цель исследования. Изучить и оценить результаты индивидуального и группового хроноанализа временной организации физиологических функций студентов-медиков СОГМА с последующим анализом качества здоровья.
Материалы и методы. В период весенней семестровой и зачетной учебной деятельности 2017 года мы провели обследование 92 студентов-добровольцев 3 курса СОГМА в возрасте от 19 до 21 года. Среди обследованных студентов было 60 девушек и 32 юношей. Хрономедицинские методы включали ауторитмометрию, суточное холтеровское мониторирование (СМАД). На протяжении 3-х суток путем многократных самоизмерений изучали биологические ритмы интегральных показателей ССС (систолического, диастолического, среднего и пульсового артериального давления, пульса), температуры аксиллярной. При изучении восприятия времени и пространства нами была использована серия тестов: единицей времени служила «индивидуальная минута» (ИМ), единицей измерения пространства – «индивидуальный дециметр» (ИД). При одновременном их отмеривании регистрировались соответственно ИМ хронотопа (ИМХ) и ИД хронотопа (ИДХ). Тестирование проводили при открытых и закрытых глазах. Анализ результатов исследования проводили с помощью электронных таблиц Microsoft Excell, программы оценки биоритмов RHYTHM [1. c. 15], пакета хроноанализа СМАД.
Результаты исследования. Анализ результатов биоритмологического исследования позволил распределить студентов-медиков в зависимости от качества здоровья на 3 группы или уровня здоровья: I уровень – студенты с успешной адаптацией (22%); II уровень – студенты с напряжением адаптации (27%) – физиологическим десинхронозом; III уровень – студенты с перенапряжением адаптации – патологическим десинхронозом (51%) – доклиническим нарушением здоровья. Рассмотрим показатели САД справа и слева в этих группах здоровья (рис.1) [4. с. 11-22].
Рисунок 1. Распределение уровней здоровья (по показателям САД)
При групповом гендерном анализе выявлено, что в группе с УА преобладают юноши – 13%, девушек только 9%. Среди лиц с ФД преобладают девушки – 18,1% против 8,9% у юношей. ПД чаще выявляется у девушек – 32,4 % против 18,6 % у юношей (рис. 2).
Рисунок 2. Групповой гендерный хроноанализ
Хроноанализ в группах здоровья показал, что у лиц с УА доля циркадианных (ЦД) ритмов составила 57,9%, в группе с ФД – 45,9%, в группе с ПД – 45,3%. В группе у лиц с ПД преобладают ультрадианные (УД) ритмы по сравнению с группой УА и ФД. Также у лиц с ПД доля инфрадианных (ИД) ритмов снижается в 3раз (рис. 3).
Рисунок 3. Групповой хроноанализ по данным ауторитмометрии (показатели биоритмов)
Длительность индивидуальной минуты (ИМ) – один из критериев организации биологических ритмов. У здоровых людей величина ИМ является относительно стойким показателем, характеризующим эндогенную организацию времени и адаптивные способности организма.
Длительность индивидуальной минуты (ИМ) определяют по методу Халберга (1969). Для этого по команде экспериментатора испытуемый начинает счет секунд про себя (от 1 до 60). Цифру 60 испытуемый произносит вслух. Истинное время фиксируют при помощи секундомера. Для надежности определяют ИМ 2 – 3 раза. Средний показатель заносится в протокол.
При ФД отмечено замедление восприятия времени на 24%. При ПД – на 15%. В рамках оценки пространственно-временной характеристики по ИМ ХТ ускоряется восприятие времени на 9,5% в контроле. При ФД - замедление ИМ на 28,4%, при ПД – на 27% (рис. 4).
Рисунок 4. Групповой хроноанализ по данным ауторитмометрии (показатели ИМ, ХТ ИМ)
Во 2-й и 3-й группе по результатам СМАД отмечаются нарушения структуры биоритмов АД с формированием нарушенного контура регуляции АД и в дневное и в ночное время суток (рис. 5, 6).
А.
Б.
Рисунок 5. (А, Б) Индивидуальный хроноанализ по СМАД (норма)
А.
Б.
Рисунок 6. (А, Б) Индивидуальный хроноанализ по СМАД (десинхроноз)
Выводы. Результаты исследования позволили выявить почти у 50% обследованных нарушения в структуре временной организации физиологических и психофизиологических функций в виде патологических десинхронозов, что позволяет разработать индивидуальные и групповые программы фитохроно- и психокоррекции.