Динамика изменений гигиены питания и показателей ИМТ у студентов медицинских вузов во время пандемии и самоизоляции
Секция: Медицина и фармацевтика
XXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Естественные и медицинские науки. Студенческий научный форум»
Динамика изменений гигиены питания и показателей ИМТ у студентов медицинских вузов во время пандемии и самоизоляции
Актуальность:
Для студентов проблема питания стоит особенно остро. Большинство молодых людей с пренебрежением относится к своему здоровью. Они иногда забывают, что питание является одним из наиболее активных и важных факторов внешней среды, которое оказывает разнообразное влияние на организм человека: обеспечивает его рост, развитие, сохранение здоровья, трудоспособности и оптимальной продолжительности жизни. Все это обеспечивается ежедневным, регулируемым приёмом пищи с определённым набором пищевых продуктов. Особенно питание играет огромную роль во время пандемии, когда иммунитет снижен и необходимы питательные вещества, повышающие его.
Цель работы: Изучить динамику изменений гигиены питания и показателей ИМТ у студентов во время пандемии.
Задачи:
-Рассмотреть гигиену питания студентов до и во время пандемии
-Провести сравнительный анализ изменения ИМТ после периода самоизоляции
Материал и методы:
Анкетирование проводили среди студентов 2-3 курсов Кировского Государственного Медицинского Университета (КирГМУ) и Сыктывкарского Государственного Университета (СГУ). Всего опрошено 232 человека, в том числе среди учащихся КирГМУ 188 человек, среди учащихся СГУ 44 человека. В анкеты были включены вопросы, касающиеся режима питания, набора продуктов, употребляемых в пищу, досуга, общей занятости и вида деятельности во время пандемии.
Парный t-критерий Стьюдента для зависимых совокупностей просчитывали через онлайн сервис StartTech.
Все опрошенные были разделены на 2 основные группы и 1 контрольную группу. Контрольная группа составила 76 человек. Группа №1 – студенты, чья ИМТ после периода самоизоляции уменьшилась. Группу № 1 составили 58 студентов. Группа № 2 – студенты, чья ИМТ увеличилась после самоизоляции. Группу № 2 составили 98 студентов. За значение признака до эксперимента приняли следующие параметры, где 0- норма ИМТ, -1 – недостаточная ИМТ, -2 – уменьшенная ИМТ, 1- избыточная ИМТ, 2- ожирение 1 степени. За значение признака после эксперимента приняли следующие значения, где 0- ИМТ не изменилась, -1 – уменьшение веса на 1-3кг, -2- уменьшение веса на 3 и более кг, 1- увеличение веса на 1-3 кг, 2- увеличение веса на 3 и более кг.
Результаты и обсуждение:
Среди опрошенных студентов 50% учащиеся 2 курса, 50% 3 курса. Из них 89,1% - женского пола, 18,1% - мужского пола. До карантина и дистанционного обучения 55,2% студентов придерживались интуитивного и смешанного питания, 31% питались без ограничений, 12,9% старались придерживаться правильного питания без жесткого нормирования, 0,9%- правильного питания с соблюдением строгой диеты. Согласно анкетным данным, 67,2% студентов не имеют проблем с весом (ИМТ в пределах нормы), 0,9% страдают от уменьшенного веса (ИМТ менее 16), 12,1% студентов отмечает недостаточный вес, у 17,2% избыточная масса тела, 2,6% студентов страдают от ожирения 1 степени. Ожирение 2 и 3 степени по результатам тестирования отмечено не было. Во время карантина и дистанционного обучения 77,6% проживали в родном городе с семьей, 3,4% находились в родном городе, в собственной квартире без семьи, 12,9% проживали за пределами родного города в квартире, 0,9% проживали в родном городе в общежитии, а 5,2% находились в чужом городе в общежитии. По данным опроса, 61,2% учащихся во время пандемии занимались учебой, социальная жизнь не была активной. 31,9% студентов занимались так же учебой, однако имели активную социальную жизнь. 2,6% во время пандемии не занимались учебой и работой. 0,9% занимались исключительно работой. 3,4% студентов совмещали учебу и работу. Из общего числа опрошенных, 47,4% учащихся отметили изменения характера питания во время карантина и изоляции. 28,4% студентов отметили, что их рацион не изменился. 24,1% не заметили изменений. Среди тех студентов, которые отметили изменения в характере питания, 15% отметили, что перестали придерживаться правильного питания, 30% отметили, что их питание стало более рациональным и правильным. 63,3% отметили, что приемов пищи стало больше, а 23,3% указали, что приемов пищи стало меньше в сравнении с периодом до карантина. Среди тех студентов, которые отметили отсутствие изменений в характере питания, 26,2% указали, что остались на интуитивном смешанном питании с преобладанием вредных привычек, 21,3% студентов отметили, что остались на правильном питании. 21,3% студентов питались 1-3 раза в день, 68,9% отметили 3-5 приемов пищи в день, а 4,9% студентов принимали пищу 6 и более раз. При оценке анкетных данных, выявлено, что 50,9% готовили пищу самостоятельно, не прибегая к службам доставки, 25% студентов отметили, что крайне редко питались фастфудом, 21,6% иногда пользовались службой доставки продуктов. 1,7% часто пользовались услугами доставки готовых продуктов питания, 0,9% отметили, что постоянно пользовались услугами службы доставки. Согласно полученным данным, 35,3% учащихся отметили сохранение исходного веса, 13,8% отметили снижение веса в пределах 1-3кг, 10,3% отметили снижение массы тела от 3 и более кг. 30,2% отметили прибавку в весе в пределах 1-3кг, 10,3% отметили прибавление веса 3 и более кг. 54,3% студента не довольны качеством своего питания и планируют корректировку рациона. 45,7% студентов удовлетворены качеством своего питания.
Изменение ИМТ после периода самоизоляции и карантина проводили по парному t-критерию Стьюдента для зависимых совокупностей. За контрольную группу брали студентов, у которых ИМТ не изменилась. Среднее значение признака до эксперимента составляет 0,078 ± 0,661 (m= ± 0,061). Среднее значение признака после эксперимента составляет 0.181±1.108 (m = ±0.103). Число степеней свободы (f) равно 115. Парный t-критерий Стьюдента равен 0,894. Критическое значение t-критерия Стьюдента при данном числе степеней свободы составляет 1,984. tнабл < tкрит, изменения признака статистически не значимы (p=0.373).