Статья:

БУБОННАЯ ЧУМА: МЕТОДЫ И ОСОБЕННОСТИ ЛЕЧЕНИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА. ВЛИЯНИЕ НА ОБЩЕСТВО.

Конференция: LIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Естественные и медицинские науки. Студенческий научный форум»

Секция: Медицина и фармацевтика

Выходные данные
Каменев М.И., Матросова В.А. БУБОННАЯ ЧУМА: МЕТОДЫ И ОСОБЕННОСТИ ЛЕЧЕНИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА. ВЛИЯНИЕ НА ОБЩЕСТВО. // Естественные и медицинские науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(54). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_nature/8(54).pdf (дата обращения: 19.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

БУБОННАЯ ЧУМА: МЕТОДЫ И ОСОБЕННОСТИ ЛЕЧЕНИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА. ВЛИЯНИЕ НА ОБЩЕСТВО.

Каменев Марк Игоревич
студент, ФГБОУ ВО Курский государственный медицинский университет Минздрава России, РФ, г. Курск
Матросова Валерия Александровна
студент, ФГБОУ ВО Курский государственный медицинский университет Минздрава России, РФ, г. Курск
Чуйков Олег Евгеньевич
научный руководитель, канд. социол. наук. ФГБОУ ВО Курский государственный медицинский университет Минздрава России, РФ, г. Курск

 

Аннотация. В данной статье рассматривается один из примеров борьбы с пандемиями при заболевании бубонной чумой в средние века. Автор статьи освещает методы лечения, карантинные мероприятия и  последствия, повлекшие  изменения в социальной жизни людей вызванных пандемией.

 

Ключевые слова: инфекционная болезнь, трансмиссивный механизм передачи, карантин, голод, восстания.

 

Актуальность. Актуальность выбранной темы для исследования особенно важна в настоящее время, в связи с серьезными вызовами, с которыми столкнулось здравоохранение  всего мира в последнее время. Расширяется спектр патогенных организмов, увеличивается доля вирусной инфекции, появляются инфекционные заболевания неясной этиологии с высокой долей летальности и тенденцией к быстрому распространению. Все это создает напряженную эпидемическую ситуацию  и требует, в ответ, проведения адекватных эпидемиологических мероприятий.

Цель исследования - исторический анализ становления и развития карантинных мероприятий при пандемии бубонной чумы в средние века, освещение методов и особенностей лечения, рассмотрение социальных последствий.  Материалы и методы исследования. В предлагаемой работе использовались научные труды современных авторов. Методами исследования является анализ научной литературы,  а также был использован описательный метод [8; с.675].

История заболевания насчитывает несколько тысячелетий. Первая исторически известная  пандемия чумы, так называемая «юстинианова чума»,   зафиксирована   в 527-565 гг. Охватив территорию всего  цивилизованного мира того времени пандемия привела к огромным потерям среди населения. В XIV – XV вв. от второй пандемии чумы, получившей название «черная смерть», скончалось около 60 млн. человек. Начавшись в Китае, вспышка заболевания распространилась на Ближний Восток, Египет, Крым и через Геную  была завезена в Европу. Вспышки чумы охватывали европейские города  вплоть до XVIII века. Население  Севильи, Неаполя, Марселя сократилось вдвое, потери составили от 120 до 400 тысяч человек. Лондон потерял 90 % своих жителей. Основной причиной распространения инфекционных заболеваний в средние века были антисанитарные условия проживания людей, так в крупных городах Западной Европы «весь мусор и пищевые отходы выбрасывался прямо на улицы» [6; c. 264], где разлагаясь, они  превращали воздух в зловонную и удушливую атмосферу. Распространению чумы  способствовали торговые корабли, в трюмах которых, среди товара завозились зараженные грызуны. Инфицирование человека происходило трансмиссивным путем, через укус  блох, заразившихся при кровососании грызунов. Употребление в пищу мяса инфицированных животных (алиментарный путь заражения), разделка тушек зараженных животных, а также уход за больным человеком, контакт с контаминированными  возбудителем предметами обихода способствовали распространению заболевания. Основным клиническим признаком чумы, в средние века, являлись воспаленные региональные лимфатические узлы, сливаясь, они образовывали чумной бубон. Бубонная форма является наиболее частой формой заболевания и составляет примерно 94% всех случаев чумы. При развитии заболевания лимфатические узлы увеличиваются, становятся плотными, резко болезненными, спаянными с окружающими тканями, образовывая чумной бубон. Окружающие ткани выражены тестоватым отеком, при надавливании на который остаются отпечатки пальцев. В первые дни болезни кожа над бубоном не изменена, затем, при отсутствии адекватного лечения, она приобретает багрово красный цвет. Далее, в центе бубона появляется флюктуация, и бубон вскрывается с выделением густого зеленовато-желтого гноя. После вскрытия бубона образуются длительно заживающие  язвы, с образованием грубых рубцов. Гематогенно возникают вторичные бубоны, в которых воспалительный процесс менее выражен. До развития генерализации больной бубонной формой чумы мало заразен. Инкубационный период  заболевания составляет от нескольких часов до 6 суток. Характерны выраженные симптомы интоксикации, высокая лихорадка, головная боль, ломота в мышцах, суставах, жажда. Лицо гиперемировано, одутловато, выраженная инъекция склер и конъюнктив. Язык покрыт густым белым налетом («меловой» язык). Смерть наступает от инфекционно-токсического шока. Основным методом борьбы с  чумой являются противоэпидемические мероприятия и  антибактериальная терапия. Однако первый антибиотик был получен лишь в XX веке. Возбудитель чумы был открыт в 1894 г. Александром  Йерсеном и, впоследствии, получил название  Yersinia pestis. Во время второй пандемии 1348-1352 г. были разработаны карантинные мероприятии по борьбе с чумой. Для прибывающих в город был принят определенный срок изоляции,  для кораблей он составлял тридцать дней, в течение, которого команде не разрешалось сходить на берег. Для сухопутных торговцев и путешественников карантинный  срок составлял сорок дней. Производился комплекс  мероприятий по дезинфекции: сжигались вещи и дома заболевших. В городе разжигали костры, с помощью различных благовоний пытались дезинфицировать воздух. Создавались специальные отряды обходившие город в поисках заболевших людей. Дома заразившихся заколачивались, с целью изоляции и предотвращения распространения заболевания. Город, в котором бушевала чума, полностью закрывался и на пути в город устраивались преграды. Методы лечения чумы в средние века были скудными, они включали в себя: вскрытие и прижигание бубона, кровопускание, наложение пластырей из шкур земноводных (ящериц, жаб). Применялись различные травы. Пользовался популярностью териак, представляющий собой настойку лекарственных трав на винной или медовой основе. Благодаря Парацельсу начали появляться неорганические лекарства: сера, ртуть, соли металлов. Не имея представлений об истинных причинах появления пандемии, в медицинских и общественных кругах, распространялись мнения: от кары небесной до неизвестных флюидов вызывающих заболевание. Впервые приблизился к разгадке причин заболевания чумы и других инфекционных заболеваний  венецианский врач Джироламо Фракасторо. На основе многочисленных исследований и наблюдений он выдвинул версию, «что главный путь распространения этих болезней – мельчайшие материальные частицы «семена болезней»» [2; c. 91]. Фракасторо выделил три пути распространения инфекций: контактный – после контакта с больным, через зараженные предметы и воздушный. Свои наблюдения Д. Фракасторо изложил в трехтомном труде « О контагии, контагиозных болезнях и лечении» (1546) [2; c. 92]. Талантливый венецианский врач, так же ввел термины «инфекция» и «дезинфекция». Ги де Шолиак (1300-1368) считается «отцом хирургии» Франции. Он, одним из первых, начал проводить вскрытия умерших от чумы, с целью изучения болезни. Пандемии  влияли также на общественный и культурный ландшафт этноса средневековья. Это влияние способствовало реформированию социальной сферы. Во время пандемий менялся привычный уклад жизни, происходило разрушающее действие на психику людей – вызывая ужас перед смертью.  Пандемии способствовали модификации мировоззрения. Рушился абсолютный авторитет церкви, что в свою очередь приводило к глубокому духовному кризису, религиозной и национальной нетерпимости. В намеренном распространении чумы обвиняли некоторые категории населения. Подозрение падало, например, на прокаженных, чья болезнь, как считали современники, ввергала их в состояние злобы и безумия. Вину за распространение эпидемии общественное мнение зачастую возлагало на евреев, чьи гигиенические правила (бани и обливания) давали им некоторую защиту от заражения. Поэтому «черная смерть» повлекла за собой вспышку антисемитизма: евреев обвиняли в злонамеренном отравлении колодцев с целью вызвать мор. «Черная смерть» и вызванные ею волны антисемитизма были причинами массового бегства евреев[4, с 96].  Широко распространялись ереси, паника и страх порождали массовые самоубийства. Во Франции и Германии распространилось движение флагеллатов, которые пропагандировали публичные исповеди и самобичевания. Потеря специалистов в центрах культурной и научной жизни приводила к изменению  традиционной культуры. Огромные потери населения разрушали хозяйства, провинции, города и вместе с тем налаженные торговые связи. Из-за недостатка рабочих в сельском хозяйстве пахотные земли зарастали, происходил падеж скота, повышались цены на продукты. Последовал резкий экономический спад. Происходила  миграция населения, из опустошенных деревень люди, в поисках работы, прибывали в города, что привело к урбанизации. Неконтролируемый приток людей в города усугублял такую социальную проблему  как нищета.  Иная ситуация наблюдалась в сельском хозяйстве. Недостаток рабочих рук вызвал  обесценивание земли. Землевладельцы были вынуждены   предоставлять крестьянам землю в  свободное пользование в обмен на ренту, производить дополнительные выплаты. Благосостояние крестьян возрастало. Феодалам для содержания землевладений  приходилось устраиваться на государственную службу, чтобы избежать  обнищания. Феодальный уклад жизни разрушался. Королевские власти, в борьбе с экономическим кризисом и для сохранения иерархии феодального общества  издавали указы об обязательной трудовой повинности активного мужского и женского населения. Оплата по  найму, как правило, была заниженной, выплаты крестьянству замораживалась на уровне до пандемических времен.  В 1351 г. в Англии Эдуард III издается статут «О рабочих», в котором впервые детально регламентируется  оплата труда   и  прием на работу. Статут также прописывал обязательство не покидать без явных  причин рабочую должность по месту   жительства. Целью данной статьи было увеличение роста населения в определенных краях и контроль над миграцией. Устанавливались фиксированные цены на основные товары пищевого, столярного, текстильного производства. Нарушителям грозило тюремное заключение, или  штраф. Для осуществления штрафных мер создавались специальные суды, вводились новые должностные обязанности. Констебли и бейлифы (судебные приставы) должны были контролировать исполнение статута  и докладывать суду о нарушениях. Одна из статей статута запрещала взятки. Вводился новый налог «пятнадцатой деньги». С деревень взыскивался образовавшийся денежный излишек и выплачивался ближайшим бедным деревням. В борьбе с нищетой власти издавали указ о запрете милостыни и попрошайничества. Нарушителей жестоко наказывали ударами плетью.  Принятые законы, не смотря на положительные стороны, приводили к  нарастанию классовых разногласий  и бунтам. Восстание во Франции в 1358 г., восстание Уота Тайлера в Англии в 1381 г. Штрафы существенно снижали доход рабочего населения. В то время как высшие и средние слои населения обогащались. Недовольство вызывали репрессивные меры при нарушении статута. В поисках новых источников доходов стала быстрыми темпами развиваться международная торговля. Началась эпоха географических открытий,  становление колониальной системы мира и экспансии европейцев. Борьба с пандемией привела к изменению отношения людей к болезни. Принятые государственной властью меры помогли эффективно бороться с болезнью. Теоцентрический взгляд на болезнь пошатнулся, люди стали осознавать важность самостоятельного принятия решений в борьбе с болезнями. Начали развиваться светские медицинские учреждения. В заключении можно сказать, что пандемия чумы в средние века способствовала трансформации во всех социальных сферах жизни человека. В медицине пандемия привела к развитию карантинных мероприятий, поиску более эффективных методов лечения. Показала, что возникновение и распространение болезни является сложным процессом, который включает в себя не только биологический фактор, наличие возбудителя, но и социальный, пренебрежение норм санитарии и личной гигиены.  Разрушительные последствия пандемии в социальной сфере: голод, запустение, нищета способствовали  разработке мер регулирующих трудовые и экономические отношения. Миграция населения вызвала бурный рост городов, который стимулировал развитие промышленности.  Таким образом, пандемия способствовала развитию рабочего законодательства, разработке мер по преодолению демографического кризиса, урегулированию социальных и правовых отношений, расширению международной торговли и развитию медицинских учреждений приближенных к современным.

 
Список литературы:
1. Елисеева Ю.Ю. Полный справочник инфекциониста / Ю.Ю. Елисеева. – Саратов: Научная книга, 2019. – 989 с.
2. Лисицын Ю.П. История медицины / Ю.П. Лисицын. – М.: ГЕОТАР-МЕД, 2004. – 400 с.
3. Мельников Д.А. Становление благотворительной помощи в Англии в средние века. [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru
4. Пашков К.А. История медицины в музейных коллекциях: учебное пособие / К.А. Пашков, Е.Е. Бергер. – М.: Печатный дом «Магистраль», 2018. – 200 с.  
5. Сорокина Т.С. История медицины / Т.С. Сорокина. – М.: Академия, 2008. – 560 с.
6. Смирнова Д.О., Чуйков О.Е., Абрамов А.П. Национальные проекты как инструмент государственной социальной политики в Российской Федерации//Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. - 2020. - Т. 10. - № 2. - С. 165-174.
7. Уваров П.Ю. Всемирная история: в 6 т. Т. 2 / П.Ю. Уваров. – Ин-т всеобщ. истории РАН. – М.: Наука, 2012. – 894 с.
8. Ющук Н.Д. Инфекционные болезни / Н.Д. Ющук., Ю.Я. Венгеров.  – М.: Медицина, 2003. – 544 с.  
9. Abramov А.Р., Chuikov O.Е., Pyaseckaya E.N., Svechnikov V.A. Educational system of Victor N. Soroka-Rosinsky: from coercion to voluntariness//European Journal of Contemporary Education. - 2019. - Т. 8.    - № 1. - P. 254-262.