Статья:

Связь психофизиологических особенностей школьников с функциональными показателями сердечно-сосудистой системы

Конференция: XXXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Естественные и медицинские науки. Студенческий научный форум»

Секция: Биология

Выходные данные
Саргсян Г.А. Связь психофизиологических особенностей школьников с функциональными показателями сердечно-сосудистой системы // Естественные и медицинские науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(37). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_nature/3(37).pdf (дата обращения: 25.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Связь психофизиологических особенностей школьников с функциональными показателями сердечно-сосудистой системы

Саргсян Гоар Артаваздовна
магистрант, Фонд Ванадзорский государственный университет им. О. Туманяна, Армения, г. Ванадзор
Геворкян Армине Паркевовна
научный руководитель, канд. биол. наук, доцент, Ванадзорский государственный университет им. О. Туманяна, Армения, г. Ванадзор

 

THE RELATIONSHIP BETWEEN THE PSYCHOPHYSIOLOGICAL CHARACTERISTICS OF SCHOOLCHILDREN WITH THE FUNCTIONAL INDICATORS OF THE CARDIOVASCULAR SYSTEM

 

Gohar Sargsyan

Master’s student, Foundation Vanadzor State University named after O. Tumanyan, Armenia, Vanadzor

Armine Gevorgyan

Candidate of biological sciences, associate professor, Foundation Vanadzor State University named after O. Tumanyan, Armenia, Vanadzor

 

Аннотация. В статье изучено связь между психофизиологических особенностей школьников с функциональными показателями сердечно-сосудистой системы. При проведении исследования был использован ряд методов тестирования и статического анализа.

Abstract. In the article is studied the relationship between the psychophysiological characteristics of schoolchildren with the functional indicators of the cardiovascular system. During the research, a number of testing methods and static analysis were used.

 

Ключевые слова: внимание, сердечно-сосудистая система, артериальное давление, ортостатическая проба.

Keywords: attention, cardiovascular system, blood pressure, orthostatic test.

 

На современном этапе развития школы актуально изучение состояния здоровья и физиологических функций учащихся в различных учебных заведениях. Современная общеобразовательная школа, предъявляя высокие требования к учащимся, создает такие комплексные факторы, которые отрицательно влияют на здоровье и формирование жизни учеников.[7]

Вследствие этого значительно ухудшилось состояние здоровья детей и подростков.

Повышение объема информации, связанной с учебным процессом и нехватка времени на ее переработку, гиподинамия являются неполным списком факторов, способствующих формированию негативных эмоций, которые очень часто приводят к заболеваниям сердечно-сосудистой системы. Артериальная гипертензия [ АГ]- серьезная социально- значимая проблема, в том числе у детей,- занимает одно из ведущих мест в структуре сердечно- сосудистой заболеваемости уже с подросткового возраста. До 12% подростков имеют повышенное артериальное давление (АД) как по результатам скрининговых исследований, так и по данным официальной статистики Росстата[3]. Согласно статистическим данным Минздрава РА 53,6% населения Армении в 2019 году страдало болезнями системы кровообращения.[9].

Известно,что в экономически развитых странах одной из основных причин смертности среди взрослого населения являются сердечно- сосудистые заболевания. Таким образом, ранее выявление или прогнозирование нарушений функций сердечно-сосудистой системы позволит значительно снизить смертность среди населения. "Донозологическая диагностика" - новое научное направление, получившее развитие в конце 70-х - начале 80-х годов. Было разработано учение о донозологических состояниях, пограничных между здоровьем и болезнью[3]. Выявление критериев донозологической диагностики сердечно –сосудистых заболеваний позволит снизить заболеваемость среди населения . По данным некоторых авторов, одним из таких критериев являются психофизиологические особенности.

Целью нашей работы было выявление связи между устойчивостью внимания школьников с функциональным состоянием сердечно-сосудистой системы.

В исследовании участвовали 30 учащихся старших классов села Ваагни в возрасте 15-17лет. Для проведения исследований мы использовали корректурную пробу Бурдона –Анфимова, ортостатическую пробу, метод Короткова для определения артериального давления , определяли частоту сердечных сокращений.[1,2]

Факторы здоровья психологического плана во многом связаны с умением сохранять устойчивость внимания. Устойчивость внимания - это свойство, которое определяется способностью на протяжении длительного периода времени сохранять сосредоточенность на каком-либо объекте или виде деятельности. Можно сказать, что это характеристика, определяющая длительность концентрации.

Исследование yстойчивости внимания показало, что 30% школьников имели высокие показатели, 27%- средние, а 43%- низкие показатели. [см. рис.1]:

 

Рисунок 1. Показатели устойчивости внимания школьников в возрасте 15-17 лет

 

Внимание лежит в основе любого вида познавательной деятельности. Очевидно, что низкие показатели устойчивости внимания отрицательно скажутся на успеваемости учащихся. Правильный режим дня, физкультурные паузы во время урока могут положительно повлиять на показатели внимания. Частота сердечных сокращений (ЧСС) — один из основных показателей функции сердца, имеет прогностическое и клиническое значение для состояния сердечно-сосудистой системы и здоровья организма в целом. За последние 30 лет появилась информация, что повышенная ЧСС в покое является независимым фактором риска (ФР) развития сердечно-сосудистых заболеваний, при этом этот ФР по своей значимости не уступает таким, как курение и артериальная гипертензия (АГ) [8]. Метод наиболее удобного и информационного изучения состояния сердечно-сосудистой системы в условиях учебной нагрузки - анализ сердечного ритма. Изменение сердечного ритма- реакция всего организма на каждый стимул внешнего мира [7].

В ходе исследования также определяли частоту сердечных сокращений учащихся старшей школы. В результате исследований выяснилось, что у 87% школьников частота сердечных сокращений была в норме ,а у 13%-выше нормы. [см. рис2]:

 

Рисунок 2. Частота сердечных сокращений школьников в возрасте 15-17 лет в норме

 

Bыявлена выраженная корреляционная связь между повышенным уровнем ЧСС и низким уровнем устойчивости внимания (R=0.78), с высоким уровнем статистической достоверности (P<0.05). [см. таб.1].

Таблица 1.

Корреляционная связь между ЧСС и yстойчивостью внимания

В ходе эксперимента определяли также артериальное давление.

 

высокий уровень устойчивости

средний уровень устойчивости

 низкий

 уровень устойчивости

ЧСС выше нормы

___

___

R=0.78 P<0.05

ЧСС в норме

R=0.35 P<0.05

R=0.25 P<0.05

R=0.33 P<0.05

ЧСС ни же нормы

___

___

___

 

В результате исследований выяснилось, что нормальный показатель систолического давления был зафиксирован у 80% школьников, участвовавших в исследованиях, высокий показатель-у 20%, а низкого систолического давления не наблюдалось.

В результате исследований выяснилось, что нормальный показатель диастолического давления наблюдался у 90% школьников, участвовавших в исследованиях, высокий результат-у 10% [см. рис.3]. Функциональное состояние сердечно- сосудистой системы учащихся старших классов села Ваагни вызывает определенную тревогу.

 

Рисунок 3. Систолическое и диастолическое давление крови школьников в возрасте 15-17 лет

 

Bыявлена выраженная корреляционная связь между высоким систолическим давлением и низким уровнем устойчивости внимания (R=0.77) (P<0.05). Обнаружена корреляционная связь между нормальным показателем систолического давления и высоким уровнем устойчивости внимания (R=0.5), [см. таб.2].

Таблица 2.

Корреляционная связь между систолическим давлением и yстойчивостью внимания

 

высокий уровень устойчивости

средний уровень устойчивости

 низкий

 уровень устойчивости

высокое систолическое давлениее

___

___

R=0.77 P<0.05

среднее систолическое давлениее

R=0.5 P<0.05

R=0.43 P<0.05

R=0.5 P<0.05

низкое систолическое давлениее

___

___

___

 

Между диастолическим давлением и устойчивостью внимания корреляционная связь не выявлена.

Поскольку система кровообращения является ведущей физиологической системой, определяющей адаптационные возможности целостного организма, то одним из адекватных методов оценки функциональных этой системы,а также резервов ее регуляции является ортостатическая проба. В результате ортостатического тестирования выяснилось, что хороший результат был замечен у 33% школьников, принявших участие в исследованиях, удовлетворительный результат-у 60%, а неудовлетворительный результату 7% [см. рис4].

 

Рисунок 4. Результаты ортостатических проб для школьников в возрасте 15-17 лет
 

Bыявлена выраженная корреляционная связь между высоким уровнем устойчивости и хорошим результатом ортостатической пробы (R=0.76),с высоким уровнем статистической достоверности (P<0.05). Обнаружена корреляционная связь между средним уровнем устойчивости и удовлетворительным результатом ортостатической пробы (R=0.56) (P<0.05). Также была обнаружена корреляционная связь между низким уровнем устойчивости и удовлетворительным результатом ортостатической пробы(R=0.69), с высоким уровнем статистической достоверности (P<0.05) [см. таб.3].

Таблица 3.

Корреляционная связь между yустойчивостью внимания и показателями ортостатической пробы

 

высокие показатели yстойчивости внимания

средние показатели yстойчивости внимания

низкие показатели yстойчивости внимания

хороший результат

R=0.76

P<0.05

___

 

___

 

удовлетворительный результат

___

 

R=0.56

P<0.05

 

R=0.69

 P<0.05

неудовлетворительный результат

___

 

___

 

___

 

 

Корреляционный анализ выявил связь между адаптивными способностями организма, личностными особенностями и психофизиологическими процессами (показатели сердечного ритма, функции внимания, сила процессов возбуждения, торможение подвижности нервных процессов).

Результаты исследования показали,что между функциональным состоянием сердечно-сосудистой системы и устойчивостью внимания существует связь, поэтому здоровый образ жизни, включение в повседневный график достаточной физической нагрузки необходимы не только для здоровья сердечно-сосудистой системы, но и для стимулирования когнитивных процесов, в часности, устойчивости внимания у школьников.

 

Список литературы:
1. Аванесян Г.М. Психологические эксперементы учебно-методическиое рукободство на практике ЕГУ 2015г С-50
2. Агаджанян Н.А., Смирнов В.М., Нормальная физиология, Москва 2009г., Изд.-во МИА, 520 ст
3. Баевский Р.М., Берсенева А.П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. – М.: Медицина, 1997. – 236 с
4. Гуминский А.А. Функциональные возможности кардиореспираторной системы современых школьников и методика их определения //Совершенствование преподавания возрастной физиологии и школьной гигиены в педвузе;Межвузовский сборник научных трудов//.- Новосибирск:1986.-С 32-41
5. Захарова И.Н.,Творогова Т. М.,Пшеничникова И. И.,Школьникова М.А.Особенности суточного профиля артериального давления у здоровых детей в ходе адаптации к обучению в учебных учреждениях разного типа. Педиатрическая фармакология. /2015/ Том 12 N 4.
6. Лавриков А.В. Исследование взаимосвязи функционального состояния сердечно-сосудистой системы и уровня тревожности школьников
7. Минасян С.М. Математический анализ изменений ритма сердца в условиях учебной нагрузки.
8. Ричард Дж.С.Хроническое влияние никотина на частоту сердечных сокращений. Международный журнал сердца и сосудистых заболеваний.Том 1, номер1, август 2013.
9. «Здоровье и здравохранение».Статистический ежегодник. https://www.moh.am/uploads/2020TG-arm.pdf.