Статья:

Игровой метод в профилактике стоматологических заболеваний у детей

Конференция: IV Студенческая международная научно-практическая конференция «Естественные и медицинские науки. Студенческий научный форум»

Секция: Медицина и фармацевтика

Выходные данные
Богдашкина А.Ю. Игровой метод в профилактике стоматологических заболеваний у детей // Естественные и медицинские науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. IV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(4). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_nature/4(4).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Игровой метод в профилактике стоматологических заболеваний у детей

Богдашкина Анастасия Юрьевна
студент ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Минздрава России, РФ, г. Нижний Новгород
Леванов Владимир Михайлович
научный руководитель, д-р.мед. наук, доцент, ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Минздрава России, РФ, г. Нижний Новгород

 

Стоматологическая заболеваемость среди детского населения составляет от 75 до 95%. Распространенность кариеса зубов существенно растёт у детей с 3 до 6 лет, развившаяся форма кариеса зубов наиболее выражена в 4-летнем возрасте [4]. В возрасте 6-7 лет распространенность кариеса временных зубов составляет от 60% до 76,3% при интенсивности от 1,5 до 2,0[3].

При этом по данным опроса только 2% детей регулярно чистили зубы 2 раза в день, в то время как 48,5% - реже, чем 1 раз в день,а49,5% - вообще не чистили.  Индекс КПУ составил: у детей 2-5 лет кп=1-3, а у детей в возрасте 6-7 лет КПУ+кп= 2-5 [2].

Поэтому обучение детей гигиене полости рта следует начинать с 2-4-летнего возраста. При этом необходимо учитывать возрастные психологические особенности этой группы детей:внушаемость, склонность к подражанию, коллективным занятиям и осмотрам. Основной задачей гигиенического воспитания является сообщение детям элементарных сведений о гигиене полости рта и формирование на их основе умений, навыков и привычек, воспитание культуры поведения, прежде всего – в отношении регулярной чистки зубов и правильного питания.

Знания, навыки и полезные привычки, которые ребенок получает в детстве, в основном - в возрасте четырех-шести лет, остаются с ним на всю жизнь, поэтому значимость правильного и своевременного гигиенического воспитания с раннего возраста огромна [1].

Ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста является игра, которая формирует у него качества, необходимые для будущей жизни. Память в дошкольном возрасте носит непроизвольный характер -  ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес, оставляетположительные впечатления и эмоции. Навыки по уходу за полостью рта также хорошо усваиваются в игре, и поэтому целесообразно вводить элементы игры в процесс гигиенического обучения детей для выработки гигиенических привычек и навыков, формирования устойчивых мотиваций  [5].

В дальнейшем ихнужно постепенно закреплять, углублять полученные знания и навыки чистки зубов, а также формировать из них в систему знаний и умений, которые малыши смогут использовать в последующей жизни.

Одним из условий, определяющих творческое отношение детей к игре, является грамотный подбор её содержания, оборудованияи оснащения. При этом игровые технологии и методики должны применяться  дифференцированно, с учётом возрастных групп.

Детям от двух до четырёх лет адекватно проводить занятия в виде игр, сказок, кукольных театров с такимиизвестными людям старшего поколения героями, как КоролеваЗубная щетка, Мойдодыр, Зубная паста, Зуб и другие. Правила игры должны быть простыми, а каждая история - короткой (в этом возрасте сложно долго концентрировать внимание на одном действии), но наглядной и убедительной для малышей. Желательно, чтобы цикл включал несколько практических занятий. Этонаучит малышей правильно чистить зубыза счёт повторения и закрепления полученных мануальных навыков.

Для детей в возрасте пяти-семи лет занятия могут проводиться в виде мультфильмов, детских фильмов, уроков. Обычно в этом возрасте дети уже встречались со стоматологом и знают азы ухода за полостью рта. Рассказывая детям о значении органов полости рта (зубов, языка, губ и других), рациональной гигиены полости рта, нужно обращать внимания на выбор зубной пасты и зубной щетки. На протяжении увлекательной беседы необходимо выяснить, имеет ли ребенок свои предметы и средства гигиены (зубною щетку, зубную пасту и другие), сколько раз он чистит зубы, какой пастой (детской или взрослой). Игровую профилактику в форме уроков здоровья необходимо делать динамичной, выделяя санитарно-просветительскую и практическую части. Можно показывать стандартный метод чистки зубов на муляжах любимых героев из мультфильмов.

Тем самым, задачи игровой профилактики включают:

- доведение  информации  о  необходимости  гигиены  полости рта;

- обучение правилам гигиены полости рта;

- создание у ребёнка мотивации к поддержанию стоматологического здоровья.

Неоценимую роль в доведении и подсознательном принятии информации в дошкольном возрасте играют мультфильмы.Назовём лишь некоторые из них.

"Легенда о Зубном королевстве" - это прекрасная обучающая сказка, которая в легкой и непринуждённой форме знакомит малышей, а также их родителей, с основными правилами ухода за зубами, почему нужно чистить зубы каждый день, а также рассказывает о вредных привычках, вредной еде для зубов. Всего за пятнадцать минутдети узнают, что такое кариес и зубной налёт, и как с ними бороться в повседневной жизни.

В мультфильме «Зубные защитники» демонстрируется, как защитить зубы от кариеса, сколько времени нужно чистить зубы, чтобы кариес ни смог поселиться на зубах, чем так вредны сахар, конфеты, почему у каждого должна быть своя зубная щетка, и почему важно регулярное посещение стоматолога.

«Кругосветное путешествие за ослепительными улыбками», как и предыдущие мультфильмы, расскажет ребенку о том, как правильно заботиться о своих зубах, чтобы всегда иметь здоровую и ослепительную улыбку. Ребенку станет понятно, почему чипсы и конфеты - это плохая еда для зубов, что нужно знать о зубной пасте и зубной щетке, и что зубы нужно беречь.

В мультфильме «Смешарики. Новые зубы» всем известные герои расскажут о молочных зубах, и о том, что молочные зубы выпадают для того, чтобы на его месте вырос новый коренной зуб.

"Добрый доктор Стоматолог" - мультфильм для детей о здоровом образе жизни, гигиене и правильной чистке зубов. Он отвечает на вопросы: «Когда и как нужно чистить детям зубки?»«Зачем ходить на регулярные осмотры стоматолога?»«Какие продукты полезны для зубов, а какие вредны?»

В обучении правилам гигиены полости рта и создании устойчивой  мотивации к здоровому образу жизни ведущая роль принадлежит играм. Можно выделить дватипа игр, которые могут применяться в профилактике:

1.Задания, в которых проигрываются различные ситуации, которые могут встретиться в реальной жизни.У таких игр существует определенный сценарий.Медицинский работник или педагог обучает основам ухода за полостью рта с помощью различных сценок, творческих заданий, в которых участвуют дети.

2.Игры соревновательного характера, содержащие организационные установки и правила для достижения успеха, величина которого определяется по количественным (кто быстрее, кто правильнее, у кого меньше ошибок) и по качественным критериям (кто точнее, кто интереснее, кто разнообразнее). Такие игры необходимо применять для закрепления результатов с помощью конкурсов на качество выполняемой чистки зубов, по результатам которыхразбираются ошибки и недочеты, чтобы ребенок мог понять, что он выполнял неправильно.

Чтобы игра была эффективной,нужно выполнятьрядусловий:

- игра должна вызывать у ребенка интерес и желание в нее играть;

- правила игры должны быть понятны для детей соответствующих возрастных групп;

- действия игры должны быть похожи на ситуации из реальной жизни, чтобы дети могли понять, в какой конкретной ситуациинеобходимо применить знания, которые они получили во время игры;

- игра не должна вызывать негативных эмоций, так как они могут отбить у ребенка желание выполнять действие в реальной жизни;

- несмотря на то,что в игре есть определенные правила, ребенку предоставляется свобода выбора действий, не должно быть жёсткого сценария.

Для пояснения сказанного выше приведём примеры некоторых игр.

Дидактическая игра «Что вредно, что полезно».

На один мольберт прикрепляется картинка здорового зуба, а на второй- картинка больного зуба.Педагог говорит: «Ребята, чтобы зубы были здоровыми и красивыми, за ними нужно не только ухаживать, но и знать, что вредно, а что полезно для зубов.Если мой совет хороший, вы похлопайте в ладоши и скажите «да-да-да!», на неправильный совет говорите «нет-нет-нет!» и топайте ногами».Далее приводится несколько примеров, на которые дети должны реагировать.

При другом варианте этой же игры на столе лежат различные продукты. Воспитатель по очереди называет продукты, а дети раскладывают их в две корзинки по признаку пользы или вреда для зубов.

Для формированиянавыка полоскания полости рта проводятся такие тематические игры, как«Молчанка» с водой во рту, «Пускание пузырей» и т.д.

Дляразвития понимания необходимости гигиенических процедур по уходу за полостью рта проводятсяигры«Уроки Мойдодыра», «Для чего нужно чистить зубы», «Чтобы наши зубы не болели никогда».

Дидактическая игра "Предметы индивидуального пользования".В ней воспитатель достает из сундучка картинки, а дети классифицируют изображённые на них предметы (например зубная паста, зубная щетка, расческа, кукла, полотенце, машина, мячик, носовой платок, карандаши, обувь, бусы, шляпа, губка, мыло), раскладывая на два стола: одними предметами можно делиться и предлагать друг другу, а другие - предметы индивидуального пользования, ими может пользоваться только тот, кому они принадлежат.

Таким образом, профилактика стоматологических заболеваний с помощью игры у детей дошкольного возраста имеет множество плюсов. Если ребенок будет заинтересован игрой, то информация будет усваиваться лучше и быстрее. Во время игры дети учатся общаться друг с другом. Ребенок во время игры развивает фантазию, так как ему приходится проигрывать разные ситуации. У детей в процессе игры идет формирование мотивации по отношению к гигиене полости рта, а также здоровому образу жизни в целом. Приобретённые навыки могут сохраняться в течение всей жизни, а сформированные мотивации позволяют человеку в дальнейшем следовать здоровому образу жизни на основе внутренних убеждений, сформированных в детстве.

 

Список литературы:
1. Архипова О.В., Олейничук В.С, Боженко В.С. Игровая форма обучения в гигиеническом воспитании дошкольников / Актуальные проблемы профилактической стоматологии» Материалы международной научно-практической конференции студентов 18.04.2017 г., Москва.- М., 2017. - С.14-15. 
2. Галичев Д.А. Игровые технологии в профилактике стоматологических заболеваний в детском возрасте / В сб.: Медицина завтрашнего дня: Материалы XIII межрегиональной научно-практической конференции молодых ученых, часть II, Чита, 22-25 апреля 2014 г. - Чита: РИЦ ЧГМА, 2014. – С.6-7.
3. Детская терапевтическая стоматология: Национальное руководство / под ред. В.К. Леонтьева, Л.П. Кисельниковой. - М., 2017. - 952 с.
4. Клинико-статистический анализ стоматологических заболеваний у детей дошкольного возраста, проживающих в условиях крупного промышленного города / А.Х. Низамов,  Ю.Ю. Якимова,  Р.Г. Шакиров  и др. // Казанский медицинский журнал, 2006. - N 1. - С.67-69.
5. Терехова Т.Н., Козловская Л.В., Полиенко А.Г. Познавательно-игровая форма стоматологических санитарно-просветительских проектов как эффективный способ формирования гигиенической мотивации дошкольников. // Современная стоматология, 2012. - № 2 (55). - С.70a-72.