Статья:

КОРРЕЛЯЦИЯ ПСИХОЭМОЦИОЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ

Конференция: XLVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Естественные и медицинские науки. Студенческий научный форум»

Секция: Медицина и фармацевтика

Выходные данные
Берулава М.З., Даниелян Э.С. КОРРЕЛЯЦИЯ ПСИХОЭМОЦИОЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ // Естественные и медицинские науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XLVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(46). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_nature/12(46).pdf (дата обращения: 09.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

КОРРЕЛЯЦИЯ ПСИХОЭМОЦИОЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ

Берулава Марта Зазаевна
студент, Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова, РФ, Москва
Даниелян Эмма Суреновна
студент, Ростовский государственный медицинский университет, РФ, г. Ростов-на-Дону
Мкртычева Каринэ Борисовна
научный руководитель, канд. соц. наук, доцент, Ростовский государственный медицинский университет, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

Ключевые слова: здоровый образ жизни, физическая активность, астенические расстройства, психоэмоциональное состояние.

 

Актуальность: С каждым годом, с нарастанием напряженности ритма жизни, изменением структуры ценностей и «виртуализацией» жизни населения, оптимальная физическая активность стала терять свою значимость для современного общества. Гиподинамия и вынужденное длительное статичное положение за рабочим столом отражается на функционировании многих систем организма человека, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной. При длительном пребывании в сидячем положении дыхание становится менее глубоким, обмен веществ замедляется, происходит застой   крови   в   нижних конечностях , что , в свою очередь , ведет к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация, повышается раздражительность и появляется апатия.

Физическая активность – это какое-либо движение тела, производимое скелетными мышцами, которое требует затрат энергии, включая активность во время работы, игр, выполнения домашней работы, поездок и рекреационных занятий [1]. Еще в 1974 году П.Ф. Лесгафт – анатом, врач, педагог, создатель научной системы физического воспитания, рассматривал физические упражнения как средство не только физического, но и интеллектуального, нравственного и эстетического развития человека. П. Ф. Лесгафт утверждал, что физическое образование – целенаправленное формирование организма и личности под воздействием как естественных, так и специально подобранных движений, физических упражнений, которые со временем постоянно усложняются, становятся напряжённее, требуют большей самостоятельности и волевых проявлений человека [2]. Современные исследования, которые проводились с 2016 года по 2020 год, также говорят о положительном влиянии физической нагрузки на развитие силы, подвижности и уравновешенности нервных процессов, способствованию хорошей работы органов пищеварения, активации деятельности печени и почек, желез внутренней секреции. [3,4].

По данным Всемирной организации Здравоохранения в глобальном масштабе отсутствие физической активности является основной причиной приблизительно 21–25% случаев рака молочной железы и толстой кишки, 27% случаев диабета и приблизительно 30% случаев ишемической болезни сердца[5]. Ряд факторов, обусловленных окружающей средой, связанных с урбанизацией, могут препятствовать повышению уровня физической активности людей. Среди них следующие факторы: опасения подвергнуться насилию и стать жертвой преступления на улицах, интенсивное движение транспорта, плохое качество воздуха, его загрязнение, отсутствие парков, тротуаров и спортивных/рекреационных сооружений [1].

Однако недостаточная физическая активность может привести к серьезным последствиям – особенно повышается риск развития сердечно-сосудистых патологий, сахарного диабета и других неинфекционных заболеваний. Физические нагрузки напрямую влияют на нервную систему, в связи с чем недостаток или полное отсутствие активности приводит к психоэмоциональным нарушениям. В частности увеличивается риск развития астенических расстройств (АР) и повышение уровня субъективного одиночества. Реактивная форма (физическая и психическая) АР обратима и возникает у исходно здоровых лиц при воздействии условно–патогенных физических факторов. Им наиболее подвержены лица со сниженными адаптивными возможностями, например, студенты, жизнь которых характеризуется напряженным ритмом, снижением физической активности, высокими психоэмоциональными нагрузками, нарушением режима сна и бодрствования[6]. Данное исследование направлено на определение роли физической нагрузки на общее состояние студенческой молодёжи г. Ростов-на-Дону.

Цель исследования: изучить влияние физической активности на психоэмоциональное состояние студентов г. Ростов-на-Дону.

Материалы и методы. В качестве материалов использовались научно-информационные источники, находящиеся в открытом доступе, содержание которых подвергалось вторичному анализу и синтезу. Базисом к научному исследованию послужили результаты прикладных исследований в сфере изучения астенических расстройств и проявлений тревоги и депрессии среди студенческой молодежи г. Ростова-на-Дону. Исследование проводилось на базе РостГМУ с октября 2018 г. по январь 2020г. Выборочная совокупность составила n=350 студентов. Дизайн исследования: 1-ый этап - вторичный анализ материалов по данной проблематике; 2-ой этап – прикладной: социологический опрос и анализ полученных данных (октябрь 2018- январь 2020 г.). Для статистического анализа данных была использована программа Microsoft(Office)Excel.

Результаты и обсуждение. При оценке по шкале Multidimensional Fatigue Inventory – 20 было выявлено, что признаки астенических расстройств наблюдались у 97,7% опрошенных. При этом наблюдалась заметная корреляция между физической формы АР и физической активностью в неделю (r=0.6). Это говорит о том, что студенты, которые занимались спортом 4 и более раз в неделю, менее склонны к проявлениям физической формы АР (2,3 %). У другой части студентов, в жизни которых отсутствует достаточная физическая активность, помимо физической формы АР присутствует психическая форма, которая является реактивной. Если не придерживаться рекомендаций, реактивная форма может перейти в патологическую, а в дальнейшим к серьезным психическим нарушениям. От недостатка физической активности страдает психоэмоциональное состояние, что может привести к повышению уровня тревоги и депрессии, а это, в свою очередь, является причиной субъективного одиночества [7].

Выводы:

  1. Оптимальная физическая нагрузка снижает у студентов вероятность проявлений психоэмоциональных нарушений, так как наблюдается заметная корреляция между физической формой АР и уровнем физической активностью(r=0.6).
  2. Студенты, ведущие здоровый образ жизни, менее склонны к проявлениям тревоги и депрессии.
  3. Двигательная активность является одним из основных фактором психоэмоциональной стабильности, так как повышает толерантность по отношению к раздражительности и утомляемости.

 

Список литературы:
1. Физическая активность // Всемирная организация Здравоохранения URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/physical-activity 
Лесгафт П.Ф. и его вклад в систему физического воспитания в России // Student URL: https://student.zoomru.ru/pedagog/lesgaft-pf-i-ego-vklad/ 282227.3343542.s1.html
2. А.М. Задоя Влияние физической активности на внутренние органы человека // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2018.
3. Глобальная стратегия по питанию, физической активности и здоровью // Всемирная организация Здравоохранения URL: https:// www.who.int/dietphysicalactivity/pa/ru/
4. Воробьева О.В. Многогранность феномена астении // Русский медицинский журнал. 2016. №13.
5. Даниелян Э.С., Берулава М.З. Проблема субъективного одиночества в студенческой среде // ИНК-73. Ростов-на-Дону: 2019.
6. Глобальные рекомендации по физической активности для здоровья // Всемирная организация здравоохранения URL: https://www.who.int/dietphysicalactivity/publications/9789241599979/ru/