АЧИМОВСКИЕ ОТЛОЖЕНИЯ
Секция: Химия
LVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Естественные и медицинские науки. Студенческий научный форум»
АЧИМОВСКИЕ ОТЛОЖЕНИЯ
Ачимовские отложения — это «трудная» нефть, но у нее есть свои бесспорные преимущества: ее действительно очень много, причем часто она находится по соседству с традиционными, давно разрабатываемыми залежами — там, где уже есть и добывающие предприятия, и необходимая инфраструктура. И все это — хорошо знакомая геологам Западная Сибирь.
Нефтяные ресурсы Западной Сибири формировались в осадочных породах, миллионы лет, копившихся на дне древнего моря, которое когда-то покрывало эти территории. Наиболее качественные запасы образовались там, где когда-то находился морской шельф. Породы здесь откладывались равномерно, формируя однородные коллекторы с хорошей пористостью и проницаемостью. Добыть из них нефть несложно, и, конечно же, такие месторождения начали осваивать в первую очередь. Сегодня значительная часть этих запасов уже исчерпана. Но наряду с ними существуют и другие запасы, формировавшиеся в то же время и по соседству, но в иных, глубоководных условиях. Часть осадочных пород с мелководья смывало на глубину оползнями и турбидитными потоками. Здесь они уже не лежали ровными слоями, а образовывали так называемые конусы выноса — насыпи сложной формы, растущие от того места, где случился обвал. Крупнозернистые породы перемешивались с мелкими частицами глин, в результате чего проницаемость образовавшихся здесь коллекторов оказалась гораздо ниже. Так возникла ачимовка. Со временем рельеф менялся, море уходило, за ним смещалась и граница шельфа. Так ачимовские структуры постепенно распределялись практически по всей территории современной Западной Сибири.
Ачимовская толща обладает огромным ресурсным потенциалом. И хотя нефть из нее добывают уже достаточно давно, результаты пока нельзя назвать впечатляющими. По оценке специалистов «Газпром нефти», накопленная добыча для ачимовских запасов у всех российских нефтяных компаний сейчас составляет не более 4%. Для сравнения: аналогичный показатель по традиционным месторождениям — 22%.
Разрабатывать ачимовские залежи пробовали еще в советское время — но быстро бросили, не получив на пробуренных скважинах желаемого притока. На тот момент подходящих технологий еще не существовало, да и более привлекательных альтернатив было вполне достаточно. Сегодня взгляд на трудноизвлекаемые запасы изменился. Появились и технологии. Так, гидроразрыв пласта, проведенный на скважинах, ранее пробуренных на ачимовских залежах Северо-Самбургского месторождения, позволил увеличить их дебиты более чем в 10 раз.
Помимо большого объема ресурсов еще одна привлекательная особенность ачимовских отложений состоит в том, что они находятся по соседству с традиционными местами добычи (часто представляют собой другие пласты уже разрабатываемых месторождений), а значит, обеспечены всей необходимой инфраструктурой. Так как «легкие», привычные запасы заканчиваются, а ачимовка способна обеспечить значительный прирост ресурсной базы, она, естественно, вызывает интерес. Со временем переход на разработку нового типа ресурсов для добывающих предприятий Западной Сибири был бы вполне логичным. Однако, чтобы такой переход мог состояться, готовить его нужно уже сегодня. С этой целью в 2017 году в «Газпром нефти» был запущен проект «Большая Ачимовка».
В отличие от баженовской свиты, технологии для эффективной разработки, которой еще предстоит изобрести — или значительно видоизменить существующие, ачимовка относится к традиционным трудноизвлекаемым запасам, то есть технологии ее разработки вполне понятны и уже активно используются. «Однако они требуют дополнительной настройки, — рассказывает исполнительный директор проекта «Большая Ачимовка» Георгий Волков. — Анализируя имеющийся опыт, мы видим, что те решения, которые сегодня применяются, недостаточно эффективны. Рентабельность ачимовских проектов необходимо повышать».
Причина, по которой разработка ачимовских залежей часто терпит неудачу, в сложном геологическом строении, которое, в свою очередь, связано с особенностями их формирования. Из конусов выноса осадочных пород образовались сложные по форме ловушки, и правильно очертить их границы, а затем охватить эффективной сеткой скважин — нетривиальная задача. Ситуацию усугубляют плохие фильтрационно-емкостные свойства (ФЕС) коллекторов, которые вдобавок могут сильно варьироваться от скважины к скважине.
Проницаемость пластов редко превышает 1 мД, в то время как для «хороших» месторождений этот показатель составляет десятки мД. Кроме того, большое количество прослоев песчаника и глин в продуктивных пластах, а также отсутствие четких границ между нефтью и водой затрудняют интерпретацию данных геофизических исследований (ГИС) и выбор наиболее перспективных пластов для бурения.
В качестве базовой технологии для разработки ачимовских отложений «Газпром нефть» использует горизонтальные скважины с многостадийным гидроразрывом пласта (МГРП).
Однако частой проблемой после МГРП становятся значительные притоки воды. «Причину этого еще предстоит выяснить.
Она может заключаться как в изначально высокой обводненности запасов, так и в том, что трещины ГРП прорываются в соседние водоносные пласты», — отмечает специалист отдела сопровождения проекта «Большая Ачимовка» Научно-технического центра «Газпром нефти» Эмиль Фаттахов.
Другой негативный фактор — быстрое падение объемов добычи: 60–80% за первый год эксплуатации скважины. Это существенно сказывается на рентабельности.
Сложности возникают и с поддержанием пластового давления с помощью заводнения. В низкопроницаемом коллекторе закачка воды не приносит желаемых результатов. В качестве альтернативы сегодня рассматривается возможность закачки газа для смешивающегося вытеснения. «Еще один возможный путь — максимально сократить сроки окупаемости скважин, снизив их себестоимость. Это позволит обойтись без методов увеличения нефтеотдачи, сосредоточившись на бурении большого количества скважин», — полагает Георгий Волков.
Опыт некоторых зарубежных нефтяных компаний говорит о том, что успешная разработка месторождений с подобными фильтрационно-емкостными свойствами возможна, нужно лишь правильно подобрать технологии. Самое главное препятствие сегодня — недостаток качественной информации. Большинство скважин были пробурены еще в советское время, когда ачимовские отложения не считались перспективными, поэтому они плохо изучены, керна мало, а геофизические исследования проводились лишь самыми простыми методами.
Поэтому даже имеющиеся данные требуют актуализации и проверки.
На всей территории, где располагается ачимовская толща, выделяют три больших региональных кластера: северный, восточный и западный. На севере расположены более мощные залежи, однако добыча здесь осложняется большими глубинами, высокими пластовыми давлениями и большим газосодержанием. В восточном и западном кластерах пласты с меньшей мощностью, с прослоями песчаников и глин и с большим содержанием воды.
В рамках проекта «Большая Ачимовка» в первую очередь предполагается создать региональную модель ачимовской толщи: выделить в ней типовые зоны и определить приоритетные объекты для вовлечения в разработку.
Затем на пилотных участках будут отобраны и протестированы технологические решения, которые в результате свяжут с определенными зонами и геологическими условиями.
Кроме того, планируется запустить ряд технологических проектов, посвященных поиску ответов на разнообразные ачимовские вызовы.
Так, под задачи «Большой Ачимовки» актуализируются проекты по созданию региональной петрофизической модели, геофизическим исследованиям скважин и цифровым исследованиям керна. Будет подобран оптимальный комплекс исследований, который позволит с наименьшими затратами получать данные, достаточные для эффективной разработки ачимовских залежей. Сократить затраты на массированное бурение разведочных скважин, извлечение керна и проведение ГИС помогут современные цифровые технологии.
Еще один проект проект был запущен в 2017 году. Его задача — проанализировать имеющиеся данные сейсмических исследований ачимовской толщи, выделить и типизировать определенные объекты, образы, характерные для таких отложений, и научить искусственный интеллект находить их в большом объеме информации.
Этот подход позволит существенно повысить точность интерпретации результатов исследования и прогнозирования коллекторских свойств ачимовских пластов. Он уже показал свою эффективность во время сейсмических исследований на Северо-Самбургском месторождении.