Статья:

Физиолого-гигиеническая характеристика сна студентов

Конференция: XLV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: естественные и медицинские науки»

Секция: Медицина и фармацевтика

Выходные данные
Пыль Е.О., Старикова Т.Н. Физиолого-гигиеническая характеристика сна студентов // Молодежный научный форум: Естественные и медицинские науки: электр. сб. ст. по мат. XLV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(45). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_nature/5(44).pdf (дата обращения: 26.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 12 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Физиолого-гигиеническая характеристика сна студентов

Пыль Елена Олеговна
студент Новосибирского Государственного Медицинского Университета, РФ, г. Новосибирск
Старикова Татьяна Николаевна
студент Новосибирского Государственного Медицинского Университета, РФ, г. Новосибирск
Галузо Наталья Анатольевна
научный руководитель, канд. мед. наук, доц. кафедры гигиены и экологии Новосибирского государственного медицинского университета, РФ, г. Новосибирск
Семенова Вера Николаевна
научный руководитель, канд. мед. наук, доц. кафедры гигиены и экологии Новосибирского государственного медицинского университета, РФ, г. Новосибирск

 

Актуальность

Сон – это естественный физиологический процесс, которому мы посвящаем немалую часть жизни. Важнейшие функции сна для человеческого организма – обеспечение восстановления организма, переработка и хранение полученной за день информации, восстановление иммунитета, приспособление к смене дня и ночи. Отсутствие сна и его нарушения негативно влияют на человеческий организм. Не случайно одной из наиболее бурно развивающихся областей нейронаук и медицины XXI века является сомнология (наука о сне), имеющая исключительно важные фундаментальные и прикладные аспекты. Достаточно много разнообразных нарушений сна. В настоящее время наибольшие диагностические и лечебные возможности сомнологии развиваются в таких направлениях, как инсомнии, гиперсомнии, синдром «апноэ во сне» и другие нарушения дыхания во сне, синдром «беспокойных ног», синдром периодических движений в конечностях и другие двигательные нарушения во сне, парасомнии, дневная сонливость, импотенция, эпилепсия. Перечень этих направлений свидетельствует о том, что речь идёт об очень распространённых проблемах, имеющих большое значение для современной медицины. В частности, одно из самых распространенных нарушений – инсомния, которая для 12–22% популяции является клинической проблемой.

Здоровый сон – залог физического и психического здоровья. Весьма существенны как медицинские, так и социальные последствия нарушений сна (например, производительность труда, травматизм)

Студенты представляют значимую социально-демографическую группу нашей страны, здоровье которой формируется под влиянием комплекса факторов. В перечне последних немаловажное место занимает режим дня со всеми его компонентами, среди которых и сон. Получение профессионального образования сопряжено со значительными затратами времени как на аудиторную, так и самостоятельную работу. В студенческой среде особое место занимают будущие медики.

Цель – представить характеристику сна студентов – медиков.

Объект и методы исследования.

Для получения информации использовали общепринятый информативный и доступный метод – анкетирование. Анкета состояла из двух блоков («паспортная» и основная части) и включала 10 вопросов.

В исследовании приняли участие три группы, по 50 человек, студентов 1, 3 и 6 курса Новосибирского государственного медицинского университета. Анкетирование проведено с соблюдением необходимых требований – наличие информированного согласия.

Результаты

Анализ результатов показал следующее:

Во-первых, недостаточную продолжительность ночного сна. Конкретная продолжительность сна сугубо индивидуальна и зависит от характера предшествующей деятельности, общего состояния человека, возраста, времени года, особенностей высшей нервной деятельности человека и других факторов. Тем не менее считается, что эта величина для молодых людей в возрасте 18-21 год должна составлять около 8 часов. Значительная часть (75%) первокурсников и выпускников в среднем спят 3–4 часа и лишь четверть – 5–7 часов. Данное явление вполне объяснимо – в режим дня первокурсников вносит существенные коррективы адаптационный период, а выпускники обеспокоены подготовкой к Итоговой Государственной аттестации и первичной аккредитации, а также предстоящим трудоустройством. Что касается студентов третьего курса, то они могут позволить себе спать 8–9 часов (87%), но при этом каждый десятый (13%) не досыпает (продолжительность 3–4 часа). Почти все респонденты признаются в том, что не высыпаются «всегда» или «часто».

Во-вторых, как ни парадоксально, для более чем половины (65%) студентов характерно наличие дневного сна, пятая часть может иногда прилечь днем, только каждый десятый (11,5%) не ложится спать в дневное время. Не высыпающиеся в ночное время студенты дневной сон используют как компенсацию. Продолжительность дневного сна различна:

· почти 85% третьего курса спят днем 3 часа и более, 10% тратят на сон 1-2 часа и всего 5% спят 30 минут и меньше;

· дневной сон 35% первокурсников составляет более 3 часов, для оставшихся двух третей – 1–2 часа;

· 55%выпускников может поспать днем около 1–2 часов, 30% позволяют поспать 3 часа и более и около 15%, спят около 30 минут.

В третьих, полученная характеристика свидетельствует о несоблюдении известных, несложных, физиологически обоснованных, практически проверенных основ гигиены сна, несмотря на стопроцентную осведомленность. Помимо продолжительности сна важную роль играет его качество, определяемое рядом моментов. Мы выделили следующие:

· время отхода ко сну – лишь каждый двадцатый – десятый (5.6% обучающихся на третьем и шестом курсах; 10% первокурсников) представителей нашей выборки ложатся спать вовремя, в одно и тоже время;

· и, как следствие нарушения цикличности, трудности просыпания и засыпания. Среди студентов первого курса всего лишь 35% студентов не составляет труда проснуться с утра, 60% встают с трудом, для остальных 5% утреннее пробуждение представляет хоть и небольшие, но трудности. 69% третьекурсников просыпаются с трудом, из них 21% встают с небольшими трудностями, а остальные 31% встают по утрам без особых проблем. Результаты шестого курса ненамного отличаются от третьего – 73% очень трудно поднимаются утром, небольшие трудности при подъёме испытывают 25% и всего 2% могут вставать без особых усилий;

· организация времени перед сном – 60–70% респондентов посвящают это время просмотру телепередач.

Таким образом, студенты медицинского университета не всегда соблюдают правила здорового сна, только малая часть их умеет правильно организовать свой сон. Несмотря на высокую осведомленность респондентов в данной проблеме, мы сочли целесообразным напомнить всем правила здорового сна, а некоторым - составить режим дня

Рекомендации:

1) Лучший способ обеспечить хороший ночной сон заключается в точном соблюдении его режима. Для поддержания нормального «Хода» биологических часов необходимо вставать и ложиться в одно и то же время. Ложиться желательно не позже 22 часов. В это время организм расслаблен, нервная система отдыхает, уснуть можно легко. Самое полезное время для сна – с одиннадцати часов вечера до пяти часов утра.

2) Целесообразно решить все накопившиеся за день проблемы до отхода ко сну или отложить их решение на завтра.

3) Физическая нагрузка – один из наиболее антистрессорных средств. Лучшее время для занятий с 17 до 20 часов. Следует, однако, прекратить занятие спортом минимум за 90 минут до отхода ко сну.

4) Избегайте приемов пищи позже чем за 2–3 часа до сна. Старайтесь не употреблять за ужином продуктов, которые приводят к газообразованию. Также не стоит ложиться спать голодными. Постарайтесь принимать кофеин и кофеинсодержащие продукты не позднее чем за 6-8 часов до сна.

5) Никотин, содержащийся в сигаретах, обладает большим стимулирующим эффектом, чем кофеин. Прекращение курения заметно может улучшить ваш сон. По крайней мере, постарайтесь не курить за 2 часа до сна.

6) Соблюдайте умеренность в потребление спиртных напитков. Малые дозы алкоголя (1 Бокал вина) оказывают неплохое успокаивающее действие, однако увеличение дозы алкоголя может существенно уменьшить длительность глубоких стадий сна и обусловить прерывистый, не освежающий сон.

7) Выбирайте удобный матрас от известных марок, так вы сможете быть уверены, что при изготовлении матраса не использовались вредные компоненты для здоровья. Каждые 3 месяца переворачивайте матрас.

8) Чтобы мозг мог полностью расслабился, не включайте в комнате телевизор и избегайте дневного сна. Если вы ложитесь спать днем, то старайтесь это делать в одно и тоже время и спать не более одного часа.

Студенты тратят большую часть своего времени на подготовку к занятиям, вследствие этого нуждаются в качественном и продолжительном сне. Нарушение сна сказывается на результатах психо-эмоциональной и физической активности, приводит к депрессиям, снижению резистентности организма к факторам инфекционной и неинфекционной этиологии. Нарушение сна отражается на необходимых для умственной деятельности процессах – память, мышление, внимание и т.п., что, естественно, отрицательно сказывается на результатах учебы.

 

Список литературы:
1. Буров М.А., «Секреты здорового сна: как победить бессонницу?», Минск, 2006г.
2. Левин Я.И., Полуэктов М.Г, (ред.) Сомнология и медицина сна. Избранные лекции. – М.: Медфорум, 2013, 430 с.
3. Левин Я. И., С.И. Посохов, И. Г. Ханунов «Ночной сон при депрессии», Москва, 2007г.
4. Литература под ред. Б.И. Ткаченко: Нормальная физиология человека. – М.: Медицина, 2005.