Статья:

Особенности государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды по материалам государственных органов Камчатского края

Конференция: CIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Нагорная А.Г. Особенности государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды по материалам государственных органов Камчатского края // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 34(103). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/34(103).pdf (дата обращения: 21.07.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды по материалам государственных органов Камчатского края

Нагорная Александра Геннадьевна
магистрант, Московский финансово-юридический университет, РФ г. Москва
Садовская Оксана Викторовна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, Московский финансово-юридический университет, РФ г. Москва

 

Аннотация. В статье исследованы как общие положения, которые характеризуют порядок осуществления государственного управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды в Камчатском крае, так и приведены особенности осуществления такого управления. Также нами были выявлены факторы, обуславливающие актуальность темы исследования, не учет которых приводит к ряду проблем.

 

Ключевые слова: природопользование, охрана окружающей среды, государственное управление, Камчатский край.

 

С 1988 года в России развивается комплексная система управления в области природопользования и охраны окружающей среды. В последнее время наметился позитивный процесс формирования структуры «экологической власти», разработки законодательных, а также нормативных актов, инструкций, методических материалов и др. Совершенствуется государственная система управления рациональным использованием и охраной окружающей природной среды [1, с.53].

Практически все виды деятельности на территории России – добыча, строительство, освоение недр, использование природных ресурсов, импорт продукции требуют от производителей или инвесторов тщательного изучения вопросов экологической безопасности, их согласования и утверждения.

Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами. Районы со стагнацией или спадом экономики (в том числе, в частности, территория Камчатки) имеют тенденцию к развитию специфических видов деятельности. В этой связи они ограничиваются требованиями охраны окружающей среды, но механизмы, направленные на установление и поддержание баланса между экологическими и экономическими потребностями, зачастую оказываются слабыми.

Особое место в прибрежной территории России занимает территория Камчатки. Вместе с тем в настоящее время территория Камчатки – это регион с уровнем развития ниже среднего. Она характеризуется более низким значением финансовой обеспеченности, покупательной способности населения, а также уровня потребления товаров и услуг по сравнению со средним уровнем основных макроэкономических показателей на душу населения России.

С другой стороны, здесь очень благоприятные природные ресурсы, географические условия оказывают существенное влияние на российскую экономику, развитие внешнеэкономических связей, приток иностранных инвестиций и в конечном итоге реализацию принципа самодостаточности регионального воспроизводства. Следовательно, бесспорна значимость Камчатского края как интеграционного и природоресурсного региона.

В целом государственное управление природными ресурсами и охраной окружающей среды является составной частью социального управления, являющегося одной из важнейших функций российского государства. Оно проявляется главным образом в организационной деятельности государства, его институтов, а также общественных организаций по разработке и реализации правовых актов, планов, программ, мероприятий в области рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды [4, с.5].

Также отметим основные органы, осуществляющие государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды по отдельным направлениям с учетом мероприятий, проводимых в Камчатском крае.

1. Государственный экологический надзор:

– в сфере надзора за использованием и охраной водных ресурсов в 2019 году было проведено 24 проверки за соблюдением требований природоохранного законодательства (плановые проверки), в ходе которых выявлено 21 нарушение требований в области охраны и использования водных ресурсов. Для устранения нарушений приняты соответствующие предписания;

– в области земельного надзора государственное управление осуществляет Федеральный государственный лесной надзор (лесоохрана) за землями особо охраняемых природных территорий федерального значения в соответствии со следующими положениями;

– государственный экологический надзор в регионе осуществляет Управление государственного экологического надзора Камчатского края [3, с.344].

Инспекционная служба выполняет общегосударственную функцию (региональный государственный экологический надзор) и оказывает общегосударственную услугу (подготовка и реализация документов, удостоверяющих конкретные границы размещения горных работ на локальном подземном участке, за исключением подземных участков, предоставленных по разрешениям на подземное использование, в том числе локальных подземных участков, содержащих обычные месторождения полезных ископаемых, разработка которых осуществляется взрывными работами);

– осуществление федерального государственного лесного надзора (лесоохраны) на землях лесного фонда Камчатской области.

Целью государственного лесного надзора (лесоохраны) и федерального государственного лесного пожарного надзора является обеспечение соблюдения требований лесного законодательства и требований пожарной безопасности в лесном хозяйстве.

2. Государственная экологическая экспертиза. Лицензирование.

– Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края является уполномоченным органом исполнительной власти Камчатского края, осуществляющим уполномоченные полномочия Российской Федерации в области государственной экологической экспертизы объектов на региональном уровне.

Данная работа проводится в соответствии с Административным регламентом предоставления государственных услуг Министерством природных ресурсов и экологии Камчатского края по организации и проведению государственной экологической экспертизы региональных объектов;

– в целях обеспечения государственной разрешительной системы использования подземных территорий местного значения в 2019 году Министерством природных ресурсов и экологии Камчатского края в установленном порядке подготавливается, утверждается порядок использования подземных территорий местного значения;

– в Камчатском крае создан институт оценки регулирующего воздействия. Основными задачами института ОРВ являются: повышение качества регулирования и обеспечение прозрачности принятия решений; сокращение количества неэффективных нормативных актов, формирующих условия для ведения бизнеса и инвестирования [3, с.346].

Задачи, поставленные перед органами, уполномоченными в области природопользования, можно разделить на несколько комплексных групп:

1 группа: определить основные направления экологической политики, создать правовую и экономическую базу для регулирования охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

2 группа: планирование, финансирование, материально-техническое обеспечение природоохранных программ, координация природоохранной деятельности;

3 группа: учет и оценка природных ресурсов, прогнозирование состояния окружающей среды, ведение кадастров природных ресурсов и мониторинг состояния окружающей среды;

4 группа: утверждение критериев опасного воздействия, использование природных ресурсов, сброса опасных веществ и затрат на их утилизацию.

Согласно статье 6 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды», реализация федеральной политики в области экологического развития на территории субъектов Российской Федерации осуществляется с учетом ее географических, природных, социально-экономических и иных особенностей.

Однако есть и некоторые проблемы в сфере государственного управления природными ресурсами Камчатского края. Это связано с тем, что формирование современной экологической политики в Камчатском крае определяется следующими основными факторами (обычно не учитываемыми).

1) Камчатский край является высокодотационным регионом, то есть в основном дотационным за счет бюджета Российской Федерации. Однако в случае крайне ограниченных бюджетных средств в Камчатском крае выделение средств необходимо для поддержания среды регионального значения.

2) Ведущая роль в экономике Камчатского края принадлежит рыбному хозяйству, доля которого в общем объеме промышленной продукции Камчатского края превышает 55%. В то же время экономика региона в настоящее время диверсифицируется от единой структурной экономики к экономике, сочетающей устойчивое использование всех имеющихся ресурсов. Масштабы использования минерально-сырьевых и гидроэнергетических ресурсов постоянно расширяются [2, с.45].

3) Интенсивное развитие и возрастание роли в социально-экономическом развитии региона, наряду с добывающей промышленностью, минерально-сырьевыми ресурсами, туризма, опирающегося на уникальный природно- рекреационный потенциал Камчатки.

4) Возрастает роль человеческого фактора. С одной стороны, качество профессиональной подготовки определяет эффективность деятельности в области охраны окружающей среды в Камчатском крае. С другой стороны, влияние мирового экономического кризиса сказалось и на благосостоянии жителей Камчатского края, которые потеряли работу и вынуждены были искать способ выжить в течение многих лет.

5) Значительный интерес международных фондов и общественных экологических организаций к охране уникальности Камчатского края создал возможности, с одной стороны, для привлечения дополнительных финансовых ресурсов для охраны природы Камчатки, с другой стороны, для содействия обмену идеями, использованию передового международного опыта, совместной работе российских и зарубежных специалистов в области охраны окружающей среды [2, с.45].

6) В то же время на территории Камчатки, в России в целом, в результате стремления к интенсификации экономического роста произошло значительное снижение экологических требований и ограничений. Планируемые количественные и качественные показатели экономического развития приводят к снижению показателей в области охраны окружающей среды, корректировке экологических программ и планов развития.

Таким образом, для наиболее эффективного управления природными ресурсами полуострова Камчатского края и оптимизации региональной системы в современных условиях необходимо стремиться к принятию соответствующих решений по рациональному использованию природного потенциала региона и поддержанию обязательных условий уникальной природы и биоразнообразия.

Формирование стратегических направлений в области освоения и рационального использования природных ресурсов Камчатского края должно основываться на комплексном анализе современного состояния и проблем развития, в тесном взаимодействии с общими направлениями социально-экономического развития страны и региона.

 

Список литературы:
1. Бачило, И.А. Структуры в системе государственного управления / И.А. Бачило // Государство и право. – 2018. – № 5. – С. 53–59.
2. Голубева, Е.И., Завадская, А.В. Потенциал устойчивого развития рекреационного природопользования на особо охраняемых природных территориях Камчатского края / Е.И. Голубева, А.В. Завадская // Вестник Национальной академии туризма. – 2016. – № 4. – С. 43-47.
3. Доклад о состоянии окружающей среды в Камчатском крае в 2019 году. – Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края. – Петропавловск-Камчатский, 2020. – 403 с. 4. Жмотов, А.И. Государственное управление в области охраны природы: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.06 / А.И. Жмотов. – Саратов, 2015. – 16 с.