Особенности государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды по материалам государственных органов Камчатского края
Конференция: CIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
![](https://nauchforum.ru/themes/mix_and_match/images/logo.jpg)
CIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Особенности государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды по материалам государственных органов Камчатского края
Аннотация. В статье исследованы как общие положения, которые характеризуют порядок осуществления государственного управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды в Камчатском крае, так и приведены особенности осуществления такого управления. Также нами были выявлены факторы, обуславливающие актуальность темы исследования, не учет которых приводит к ряду проблем.
Ключевые слова: природопользование, охрана окружающей среды, государственное управление, Камчатский край.
С 1988 года в России развивается комплексная система управления в области природопользования и охраны окружающей среды. В последнее время наметился позитивный процесс формирования структуры «экологической власти», разработки законодательных, а также нормативных актов, инструкций, методических материалов и др. Совершенствуется государственная система управления рациональным использованием и охраной окружающей природной среды [1, с.53].
Практически все виды деятельности на территории России – добыча, строительство, освоение недр, использование природных ресурсов, импорт продукции требуют от производителей или инвесторов тщательного изучения вопросов экологической безопасности, их согласования и утверждения.
Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами. Районы со стагнацией или спадом экономики (в том числе, в частности, территория Камчатки) имеют тенденцию к развитию специфических видов деятельности. В этой связи они ограничиваются требованиями охраны окружающей среды, но механизмы, направленные на установление и поддержание баланса между экологическими и экономическими потребностями, зачастую оказываются слабыми.
Особое место в прибрежной территории России занимает территория Камчатки. Вместе с тем в настоящее время территория Камчатки – это регион с уровнем развития ниже среднего. Она характеризуется более низким значением финансовой обеспеченности, покупательной способности населения, а также уровня потребления товаров и услуг по сравнению со средним уровнем основных макроэкономических показателей на душу населения России.
С другой стороны, здесь очень благоприятные природные ресурсы, географические условия оказывают существенное влияние на российскую экономику, развитие внешнеэкономических связей, приток иностранных инвестиций и в конечном итоге реализацию принципа самодостаточности регионального воспроизводства. Следовательно, бесспорна значимость Камчатского края как интеграционного и природоресурсного региона.
В целом государственное управление природными ресурсами и охраной окружающей среды является составной частью социального управления, являющегося одной из важнейших функций российского государства. Оно проявляется главным образом в организационной деятельности государства, его институтов, а также общественных организаций по разработке и реализации правовых актов, планов, программ, мероприятий в области рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды [4, с.5].
Также отметим основные органы, осуществляющие государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды по отдельным направлениям с учетом мероприятий, проводимых в Камчатском крае.
1. Государственный экологический надзор:
– в сфере надзора за использованием и охраной водных ресурсов в 2019 году было проведено 24 проверки за соблюдением требований природоохранного законодательства (плановые проверки), в ходе которых выявлено 21 нарушение требований в области охраны и использования водных ресурсов. Для устранения нарушений приняты соответствующие предписания;
– в области земельного надзора государственное управление осуществляет Федеральный государственный лесной надзор (лесоохрана) за землями особо охраняемых природных территорий федерального значения в соответствии со следующими положениями;
– государственный экологический надзор в регионе осуществляет Управление государственного экологического надзора Камчатского края [3, с.344].
Инспекционная служба выполняет общегосударственную функцию (региональный государственный экологический надзор) и оказывает общегосударственную услугу (подготовка и реализация документов, удостоверяющих конкретные границы размещения горных работ на локальном подземном участке, за исключением подземных участков, предоставленных по разрешениям на подземное использование, в том числе локальных подземных участков, содержащих обычные месторождения полезных ископаемых, разработка которых осуществляется взрывными работами);
– осуществление федерального государственного лесного надзора (лесоохраны) на землях лесного фонда Камчатской области.
Целью государственного лесного надзора (лесоохраны) и федерального государственного лесного пожарного надзора является обеспечение соблюдения требований лесного законодательства и требований пожарной безопасности в лесном хозяйстве.
2. Государственная экологическая экспертиза. Лицензирование.
– Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края является уполномоченным органом исполнительной власти Камчатского края, осуществляющим уполномоченные полномочия Российской Федерации в области государственной экологической экспертизы объектов на региональном уровне.
Данная работа проводится в соответствии с Административным регламентом предоставления государственных услуг Министерством природных ресурсов и экологии Камчатского края по организации и проведению государственной экологической экспертизы региональных объектов;
– в целях обеспечения государственной разрешительной системы использования подземных территорий местного значения в 2019 году Министерством природных ресурсов и экологии Камчатского края в установленном порядке подготавливается, утверждается порядок использования подземных территорий местного значения;
– в Камчатском крае создан институт оценки регулирующего воздействия. Основными задачами института ОРВ являются: повышение качества регулирования и обеспечение прозрачности принятия решений; сокращение количества неэффективных нормативных актов, формирующих условия для ведения бизнеса и инвестирования [3, с.346].
Задачи, поставленные перед органами, уполномоченными в области природопользования, можно разделить на несколько комплексных групп:
1 группа: определить основные направления экологической политики, создать правовую и экономическую базу для регулирования охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
2 группа: планирование, финансирование, материально-техническое обеспечение природоохранных программ, координация природоохранной деятельности;
3 группа: учет и оценка природных ресурсов, прогнозирование состояния окружающей среды, ведение кадастров природных ресурсов и мониторинг состояния окружающей среды;
4 группа: утверждение критериев опасного воздействия, использование природных ресурсов, сброса опасных веществ и затрат на их утилизацию.
Согласно статье 6 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды», реализация федеральной политики в области экологического развития на территории субъектов Российской Федерации осуществляется с учетом ее географических, природных, социально-экономических и иных особенностей.
Однако есть и некоторые проблемы в сфере государственного управления природными ресурсами Камчатского края. Это связано с тем, что формирование современной экологической политики в Камчатском крае определяется следующими основными факторами (обычно не учитываемыми).
1) Камчатский край является высокодотационным регионом, то есть в основном дотационным за счет бюджета Российской Федерации. Однако в случае крайне ограниченных бюджетных средств в Камчатском крае выделение средств необходимо для поддержания среды регионального значения.
2) Ведущая роль в экономике Камчатского края принадлежит рыбному хозяйству, доля которого в общем объеме промышленной продукции Камчатского края превышает 55%. В то же время экономика региона в настоящее время диверсифицируется от единой структурной экономики к экономике, сочетающей устойчивое использование всех имеющихся ресурсов. Масштабы использования минерально-сырьевых и гидроэнергетических ресурсов постоянно расширяются [2, с.45].
3) Интенсивное развитие и возрастание роли в социально-экономическом развитии региона, наряду с добывающей промышленностью, минерально-сырьевыми ресурсами, туризма, опирающегося на уникальный природно- рекреационный потенциал Камчатки.
4) Возрастает роль человеческого фактора. С одной стороны, качество профессиональной подготовки определяет эффективность деятельности в области охраны окружающей среды в Камчатском крае. С другой стороны, влияние мирового экономического кризиса сказалось и на благосостоянии жителей Камчатского края, которые потеряли работу и вынуждены были искать способ выжить в течение многих лет.
5) Значительный интерес международных фондов и общественных экологических организаций к охране уникальности Камчатского края создал возможности, с одной стороны, для привлечения дополнительных финансовых ресурсов для охраны природы Камчатки, с другой стороны, для содействия обмену идеями, использованию передового международного опыта, совместной работе российских и зарубежных специалистов в области охраны окружающей среды [2, с.45].
6) В то же время на территории Камчатки, в России в целом, в результате стремления к интенсификации экономического роста произошло значительное снижение экологических требований и ограничений. Планируемые количественные и качественные показатели экономического развития приводят к снижению показателей в области охраны окружающей среды, корректировке экологических программ и планов развития.
Таким образом, для наиболее эффективного управления природными ресурсами полуострова Камчатского края и оптимизации региональной системы в современных условиях необходимо стремиться к принятию соответствующих решений по рациональному использованию природного потенциала региона и поддержанию обязательных условий уникальной природы и биоразнообразия.
Формирование стратегических направлений в области освоения и рационального использования природных ресурсов Камчатского края должно основываться на комплексном анализе современного состояния и проблем развития, в тесном взаимодействии с общими направлениями социально-экономического развития страны и региона.
![](/sites/default/files/publ_rinc.png)