Статья:

Институт социального партнерства в укреплении взаимодействия рынка труда и системы профессионального образования

Конференция: CIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Социология

Выходные данные
Аванесян А.С. Институт социального партнерства в укреплении взаимодействия рынка труда и системы профессионального образования // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 35(104). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/35(104).pdf (дата обращения: 23.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Институт социального партнерства в укреплении взаимодействия рынка труда и системы профессионального образования

Аванесян Анна Сергеевна
студент, Донского Государственного университета РФ, г. Ростов-на-Дону
Сидоренко Елена Николаевна
научный руководитель,

 

INSTITUTE OF SOCIAL PARTNERSHIP IN STRENGTHENING THE INTERACTION OF THE LABOR MARKET AND THE VOCATIONAL EDUCATION SYSTEM

 

Anna Avanesyan

student of Don State University, Russia, Rostov-on-Don

 

Аннотация. Социальное партнерство в профессиональном образовании выступает источником возможностей для инновационного развития. В статье рассматривается механизмы взаимодествия рынка труда и системы профессионального образования.

Abstract. Social partnership in professional education is a source of opportunities for innovative development. The article discusses the mechanisms of interaction between the labor market and the system of vocational education.

 

Ключевые слова: социальное партнерство; профессиональное образование; система; механизмы взаимодействия; инновационное развитие.

Keywords: social partnership; professional education; system; interaction mechanisms; innovative development.

 

Сегодня перед российской системой образования стоят две глобальные задачи: повышение производительности труда и стимулирование инноваций. Однако образовательная система страны в ее нынешнем состоянии не способна справиться с этими вызовами. Экономика предъявляет все более высокие требования к социальным и поведенческим навыкам (таким как решение проблем, достижение целей, коммуникативные навыки и навыки управления временем), которыми не обладают выпускники российских вузов.

Суть профессионализма заключается в предоставлении услуги в ответ на социальную потребность. Профессиональное образование – это ответ на потребности общества в квалифицированной помощи компетентных людей.

Профессиональное обучение (ПОО) имеет две основные задачи: первая - социальная: обучение и интеграция молодых людей; второй - способствовать развитию экономики и занятости. Эти две миссии объединяются, чтобы обеспечить успех системы профессионального обучения, ключевым инструментом которого является «расширение возможностей обучения на протяжении всей жизни» [3]. 

Социальные партнеры, то есть профсоюзные организации, представляющие работников, и ассоциации работодателей, являются одним из этих ключевых действующих лиц в данном процессе. Рассматриваемые здесь партнерские отношения отличаются тем, что они объединяют участников в договорные отношения между учреждениями и/или в сетевые межличностные отношения.  Само существование и представительность социальных партнеров в России не являются бесспорными на нынешнем этапе перехода к рыночной экономике. Их независимость от государства не всегда гарантирована.

Социальное партнерство развивалось на неблагоприятном фоне экономического кризиса и структурных изменений. Социальная дифференциация привела к соответствующему развитию разнообразной социальной структуры и множества различных интересов. Это имеет серьезные последствия и является причиной относительно недостаточной консолидации организационных структур социальных партнеров [2].

Именно поэтому, социальное партнерство в укреплении взаимодействия рынка труда и системы профессионального образования является актуальной темой в современном мире. Достижение этих целей предполагает использование механизма, который в социально-трудовых отношениях называется социальным партнерством.

В действительности круг партнеров здесь существенно шире, потому что процессы, которые происходят на рынке труда, охватывают интересы учебных заведений профессионального образования, участников образовательного процесса.

Исходя из выше сказанного, для дальнейшего развития профессионального образования в современных условиях важное значение приобретает партнерство учреждений профессионального образования с работодателями.

На многих предприятиях предпринимаются различные действия, направленные на оптимальное согласование друг с другом экономической эффективности и реализации принципов социальной ответственности. Конкретные программы для различных групп заинтересованных сторон являются необходимым элементом долгосрочной стратегии управления. Субъекты и принципы социального партнерства представлены на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Субъекты и принципы социального партнерства [1]

 

Социальное партнерство, реализуемое в системе образования, обладает такими основными характеристиками, как:

  • наличие двух или многосторонних открытых соглашений о совместной деятельности;
  • реализация совместной деятельности по достижению образовательных и иных целей участников социального партнерства;
  • интеграция различных видов ресурсов для достижения общих целей;
  • получение позитивных эффектов каждым участником социального партнерства.

Содержанием социального партнерства в сфере профессионального образования является его качество, критерии которого вырабатываются согласованными действиями субъектов взаимодействия. Содержание взаимодействия как составляющей социального партнерства включает, прежде всего: формирование образовательного заказа, обеспечение доступности различных видов современных производственно-технических устройств и технологий для обучающихся, получение необходимой информации, дифференцированное обучение обучающихся, это позволяет учитывать индивидуальные требования и запросы различных рыночных структур.

Сторонами социального партнерства – социальными партнерами – являются представители работников и работодателя, а также их организаций, при этом работодатель и представители работников являются сторонами партнерства на уровне работодателя (или, в соответствующих случаях, на рабочем месте). Механизмами регулирования отношений между социальными партнёрами выступает система социальных норм и правил, а также процедур их реализации; система нормативов, основывающаяся на оценке эффективности связей; система социального контроля за соблюдением установленных правил [4]. Чтобы иметь возможность гибко реагировать на эти требования, система образования должна быть проницаемой со всех сторон и на всех уровнях и обеспечивать поступление, перевод и продвижение по службе на протяжении всей жизни. Для этого необходимо расширение доступ к высшему образованию, кредитование результатов обучения и опыта на университетских курсах, разработка новых концепций преподавания и обучения или современных моделей и форм обучения, учитывающих потребности работающих людей и их работодателей.

Исходя из вышеизложенного, мы можем рассматривать социальное партнерство в профессиональном образовании как механизм инновационного развития системы профессионального образования, который обеспечивает согласование и эффективное выполнение социального заказа на профессиональные кадры на всех уровнях. Образование и инновации неразрывно связаны. Многие исследования доказывают важность образования и повышения квалификации для инновационных возможностей и производительности для предприятий и экономик.

В профессиональном обучении термин «инновации» был введен, в частности, в результате исследования квалификаций, которое в первую очередь касается влияния новых событий в экономике на квалификацию сотрудников. Здесь были и есть прежде всего растущие области занятости, представляющие особый интерес для профессионального обучения. С одной стороны, можно заметить, что многие инновации приводят к сокращению традиционных рабочих мест, а с другой стороны, тенденция к повышению квалификации не ослабевает. Системы высшего образования во всем мире сталкиваются с тремя новыми тенденциями: массовизацией и маркетизацией высшего образования, что приводит к распространению подхода, ориентированного на студентов, и растущим значением современных цифровых технологий. Преимущества и недостатки этих изменений (особенно маркетизации он) являются спорными. Однако очевидно, что в свете этих изменений потребность в профессионализме со стороны академиков возросла и стала необходимым условием конкурентоспособности вуза и карьерного роста отдельного человека.Тем не менее, исследования показывают, что, несмотря на это ожидание, участие ученых в профессиональном развитии является нечастым и происходит бессистемно [5].

И для того, чтобы изменить ситуацию, нам нужно использовать международный опыт и стимулировать университеты к созданию инновационных компаний. Тогда соответствующие навыки вполне могут быть развиты.

Подчеркнем, что под механизмом инновационного развития профессионального образования мы понимаем совокупность фиксированных отношений, норм, методов деятельности и процедур, обеспечивающих реализацию инновационных программ профессионального обучения. Скорость технологических инноваций может ускорять требования к профессиональному развитию, но она также предоставляет больше возможностей для получения передовых знаний. Практически все виды программ повышения квалификации теперь являются виртуальными. Есть семинары, просматриваемые в интернете, конференции, проводимые в облаке, и дипломы, полученные с вашего рабочего стола. Технологические инновации оказывают значительное влияние на образовательные системы всех уровней. Онлайн-курсы, учебные пособия, образовательные программы, инструменты социальных сетей и другие новые технологии разрушают традиционную классную среду. Понимание воздействия технологических инноваций на учащихся, учителей и школы имеет решающее значение для разработки стратегий и методов управления и использования технологий в образовании.

Инновационное развитие профессионального образования связано с:

  • процессами создания и распространения педагогических новшеств и новшеств в области производства, науки, технологий;
  • модернизацией образовательной системы в соответствии с целями и задачами инновационной стратегии государства;
  • развитием путей, способов, форм интеграции профессионального образования с научными и производственными структурами;
  • созданием единой образовательной и информационной среды образовательной организации и региона [6].

Механизм инновационного развития образования обеспечивает высокий уровень образовательной, научно-исследовательской, практической, международной активности всех участников образовательного процесса и позволяет направлять ресурсы образовательной организации на инновационное развитие через постоянный мониторинг социальных потребностей, своевременное обновление содержания обучения, интеграцию образовательной, научно-практической деятельности и академической мобильности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что социальное партнерство в области профессионально-технического образования является одновременно источником возможностей для инновационного развития и механизмом взаимодействия, необходимого для такого развития.  В рамках социального партнерства профессионально-технические учебные заведения обновляют содержание профессионально-технической подготовки, осуществляют эффективную практическую подготовку, осуществляют взаимовыгодные проектные мероприятия и создают материально-техническую базу.

 

Список литературы:
1. Задорина М.А., Тесленко И.В. Реализация социального партнерства в профессиональном образовании в свердловско й области: проблемы и перспективы регулирования // Фундаментальные исследования. – 2015. - № 2. - С. 2895-2899.
2. Рашидова А.И. Социальное партнерство в профессиональном образовании // Universum: вестник Герценовского университета. – 2012. - №2. - С. 31-33.
3. Маркова С.М. Социальное партнёрство в вузе / С.М. Маркова, Е.П. Седых, Т.С. Юртаева. - Н. Новгород: Изд-во ВГИПУ, 2009. - 312 с.
4. Прохорова М.П. Подготовка педагогов профессионального обучения к инновационной деятельности в вузе: автореферат дисс. к.п.н. Нижний Новгород, 2004.- – 23 с.
5. Прохорова М.П. Инновационные процессы профессионально-педагогическом образовании // Наука и школа. - 2011. - №5 - С. 4-6.
6. Прохорова М.П. Инновационная деятельность педагога профессионального обучения // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2008. - Т. 14. - №1. - С. 68-72.