Социальные факторы здоровьесберегающего поведения в семье: теоретический анализ
Секция: Социология
XXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Социальные факторы здоровьесберегающего поведения в семье: теоретический анализ
Здоровьесберегающее поведение – это определённый набор осознанных действий, которые мы называем здоровьесберегающими практиками, которые направлены на сохранение, поддержание и укрепление здоровья. В свою очередь, формирование здоровьесберегающего поведения – длительный процесс, который происходит на протяжении всей жизни человека. На него оказывает влияние множество различных факторов: биологические (состояние здоровья, генетика, и т.д.), психологические (установки и мотивация к заботе о здоровье) и социальные. Последняя группа представляет особый интерес для социологов, поскольку здоровьесберегающее поведение – это, прежде всего, поведение социальное.
Основы его формирования закладываются в детском возрасте. На этом этапе важна роль семьи, поскольку в этой среде начинается социальная жизнь ребёнка. Семья – это микромодель общества, которая накапливает и передаёт через поколения ценности, установки, модели поведения. В том числе семья призвана обеспечивать сохранение здоровья и благополучия её членов. Особенно ярко это проявляется по отношению к детям со стороны родителей. Рассмотрим факторы, формирующие здоровьесберегающее поведение в семье.
Прежде всего, отметим, что важной детерминантой формирования здоровьесберегающего поведения в семье является социализация. Особенно сильное влияние на последующую жизнь индивида оказывает первичная социализация в семье. Родители и другие взрослые члены семьи активно участвуют в выработке стратегий поведения детей, которые основаны на определённых поведенческих стереотипах, личностных и социальных установках. Кроме того, в процессе социализации подрастающему поколению транслируются определённые ценности. Поэтому необходимым представляется подробнее рассмотреть ценность здоровья внутри семьи как фактор формирования здоровьесберегающего поведения.
Как и любая социальная группа, семья имеет свою собственную систему ценностей, которая формируется в связи с общепринятыми социальными нормами. Семья как агент социализации транслирует собственные ценности будущим поколениям. В этой связи её деятельность представляется наиболее эффективной, поскольку семья является референтной группой для субъекта социализации – ребёнка. Дети, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, эффективнее всего перенимают те ценности, которые передаются внутри семьи, нежели другими агентами, такими как школа, сверстники, СМИ.
Ценность здоровья является важной в совокупности всех социальных ценностей. Поэтому во многих семьях она является основной. В случаях, когда здоровье как ценность важно для родителей, с большей вероятностью оно будет иметь высокую значимость и для детей. Отечественный исследователь Т. Б. Юшачкова изучала место здоровья в системе ценностей детей и их родителей, а затем сравнивала результаты в этих группах. Она сделала вывод о том, что дети родителей, которые высоко ценят здоровье, также придают большую значимость этой ценности. Т.е. родители в ходе процесса социализации передают свои ценностные установки детям. Причём процесс передачи носит осознанный и целенаправленный характер. Как показало упомянутое исследование, «дети, высоко ценящие здоровье, также выше оценивают его значимость для родителей» [3, с. 427]. Т.е. они осознают, что для их родителей важно, чтобы они и члены их семьи были здоровыми, а значит, ценность здоровья действительно формируется осознанно.
Однако нельзя не отметить тот факт, что в настоящее время в сознании людей здоровье всё больше начало восприниматься не только как ценность, но и как ресурс. Один из отечественных авторов подтверждает этот факт следующим выводом: «для граждан собственное здоровье и здоровье своих детей ценно не само по себе, а как средство достижения жизненных целей» [2, с. 113]. В качестве примера он приводит здоровье школьников как средство достижения успехов в учёбе. С одной стороны, такая позиция не учитывает здоровье как необходимость для того, чтобы прожить долгую счастливую жизнь – личностные мотивы оставаться здоровым. Но с другой стороны значимость здоровья как такового не отрицается, а напротив, подчёркивается. Поэтому можно утверждать, что тенденция восприятия здоровья как ресурса является вполне закономерной в контексте общества.
Другой фактор, формирующий здоровьесберегающее поведение в семье – первичный социальный контроль. Он основан на реализации потребностей и интересов института, который его осуществляет. Основная цель социального контроля – сформировать такое поведение индивида, которое соответствует социальным нормам, и одновременно с этим убрать или свести к минимуму поведение, нарушающее эти нормы.
В этой связи семья как институт первичного социального контроля формирует основы здоровьесберегающего поведения. Забота о здоровье – своём и окружающих людей, является социально одобряемой нормой. Вместе с этим другое поведение, которое мы называем здоровьеразрушающим – такие практики как вредные привычки, малоподвижный образ жизни, нездоровое питание и т.п., не одобряется в обществе. Социальный контроль со стороны семьи предполагает поощрение здоровьесберегающих практик и наказание за их невыполнение, а также за осуществление здоровьеразрушаюших практик. Таким образом, родители и другие старшие члены семьи внедряют в сознание подрастающего поколения ценностные установки и нормы здоровьесбережения.
Ещё одним важным фактором формирования здоровьесберегающего поведения в семье является образ жизни родителей. Первый жизненный опыт индивид получает в семье, которая выступает для него референтной группой. Это значит, ближайшие родственники, в частности, родители, а также их образ жизни, являются авторитетными для ребёнка. Он начинает подражать своим авторитетам, копировать и перенимать их повседневные привычки.
Так, в случае, если у родителей выражена потребность в сохранении и укреплении собственного здоровья, например, они ведут здоровый образ жизни, то для ребёнка такое поведение будет считаться нормой. Однако важное условие для того, чтобы ребёнок стал подражать родителям и реализовывать на практике такие привычки – регулярность их повторения. Например, если в семье только в определённый сезон практикуют катание на лыжах и коньках, а в остальное время не прибегают к другим физическим нагрузкам, то сформировать у ребёнка привычку регулярно заниматься спортом, таким образом, не получится.
Группа отечественных исследователей отмечает, что «забота о здоровье детей складывается в условиях конкретной семьи силами родителей и ближних родственников. В этом процессе основополагающим следует считать отношение семьи к охране здоровья детей» [1, с. 57]. Родители, которые заинтересованы в сохранении собственного здоровья, проявляют такую заинтересованность и по отношению к здоровью своих детей. В таких семьях транслируются нормы здоровьесбережения. Происходит это тогда, когда родители приобщают ребёнка к здоровьесберегающим практикам. Так ребёнок не только видит пример со стороны родителей, но и получает опыт заботы о своём здоровье.
Тот факт, что образ жизни родителей как образец для подражания со стороны ребёнка имеет большое значение в формировании здоровьесберегающего поведения, можно потвердеть противоположным положением. Нездоровый образ жизни родителей, в том числе вредные привычки также транслируются в семье. Те же отечественные исследователи, изучая связь образа жизни родителей и здоровья детей, сделали следующий вывод: «Антитабачное воспитание детей и подростков в условиях курения в семье не результативно. Пример курения родителей является пусковым механизмом в приобщении детей и подростков к курению» [1, с. 60]. Любое поведение родителей по отношению к своему здоровью, их привычки – вредные или полезные для здоровья, становятся объектом подражания со стороны детей. Бесполезным является прививать детям положительное отношение к здоровым привычкам и негативное к нездоровым, если на практике действия родителей противоречат их словам.
Итак, поскольку для здоровьесберегающего поведения характерны отдельные целенаправленные практики, семья несёт ответственность не только за вербальное представление важности здоровьесберегающих практик, но и за личный пример, который необходим для того, чтобы привычка заботиться о своём здоровье и здоровье окружающих людей стала нормой.
Таким образом, основы здоровьесберегающего поведения закладываются в детском возрасте в процессе социализации, важным агентом которой на данном этапе жизнедеятельности является семья. Внутри неё нами были выделены такие социальные факторы, влияющие на формирование данного типа поведения, как ценностные ориентации семьи, социальный контроль и образ жизни родителей. Все они представляются в равной степени важными и в то же время невозможными в отрыве от процесса социализации.
То, каким образом социализация происходит в других институтах и как она трансформирует сформировавшиеся в семье модели здоровьесберегающего поведения детей – перспектива для возможности более глубокого изучения данной темы.