Оценка эффективности бизнес-процесса с помощью подсчета KPI
Конференция: CVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Технические науки
CVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Оценка эффективности бизнес-процесса с помощью подсчета KPI
Оценка эффективности бизнес-процессов представляет собой относительно новое и малоизученное научное направление.
Бизнес-процесс – это совокупность действий, преобразующих ресурсы, имеющиеся на входе, в продукты или услуги, получаемые на выходе, представляющие определенную ценность для потребителей.
Оценка эффективности бизнес-процессов проводится с целью определения нерентабельных бизнес-процессов, выявления проблемных мест, путей совершенствования бизнес-процессов, увеличения прибыли и сокращения расходов, повышения эффективности деятельности всей организации, поддержки принятия решений при инвестировании, реструктуризации организации.
KPI (Key Performance Indicators) в переводе с английского – числовые показатели эффективности, которые помогают измерить степень достижения поставленных целей, действенность работы процесса.
Рассмотрим подход к оценке на примере процесса управления инцидентами. Инцидент – незапланированное прерывание услуги или снижение ее качества.
Назначение процесса управления инцидентами - это восстановление нормальной работы услуги в кратчайшие сроки и минимизация негативного влияния на работу бизнеса.
Показатели KPI для процесса управления инцидентами представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Пример показателей KPI для процесса
Фактор успеха |
KPI |
Вес KPI |
|
стандартизация методов и процедур обработки инцидентов |
к.1 |
число и доля некорректно эскалированных инцидентов |
25% |
обеспечение согласованного качества услуги |
к.2 |
количество повторно открытых заявок |
35% |
к.3 |
доля инцидентов обработанных в согласованные сроки
|
30% |
|
скорейшее разрешение инцидентов и минимизация влияния |
к.4 |
доля инцидентов, обработанных на первой линии технической поддержки |
10% |
При расстановке веса показателя важно соблюдать следующие принципы:
- у более важных показателей KPI больше вес;
- вес KPI не должен быть меньше 5%, но и не больше 50%;
- общая сумма весов всех KPI должна быть 100%;
- вес показателя определяется в зависимости от поставленной цели.
- для достижения поставленной цели рекомендуется корректировать целевое значение и значение веса.
Вычисления индекса KPI на основании целевого в фактического значений представлены в таблице 2.
Индекс KPI = Вес*Факт/Цель
Таблица 2.
Подсчет индекса KPI для выбранных показателей
KPI |
Вес |
Целевое значение |
Фактическое значение |
Индекс KPI |
к.1 |
0.25 |
25% |
21% |
0.21 |
к.2 |
0.35 |
35% |
25% |
0.25 |
к.3 |
0.3 |
30% |
28% |
0.28 |
к.4 |
0.1 |
10% |
9% |
0.09 |
|
1 |
Коэффициент результативности |
0.83 |
Если коэффициент результативности больше единицы – процесс работает эффективно.
Если коэффициент результативности принимает значение меньше единицы – необходимо предпринимать действия для оптимизации процесса.
Так, например, показатель к.2 (количество повторно открытых заявок) ниже целевого значения.
Данный показатель имеет наибольший вес и отражает качество предоставляемой услуги и говорит о том, что работа по задаче часто выполнена не полностью, результат не устраивает заказчика.
Благодаря подсчету индекса KPI, можно отследить направление, в котором в процессе деятельности наблюдается просадка и, исходя из результатов, производить корректировку показателей, методов и алгоритмов устранения инцидентов.