Опыт использования информационной системы «ЦРА» в области взаимодействия абонента и ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» и анализ ее развития
Конференция: CVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Технические науки
CVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Опыт использования информационной системы «ЦРА» в области взаимодействия абонента и ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» и анализ ее развития
Аннотация. В данной статье представлена краткая характеристика Информационной Системы Центра по работе с абонентами ГУП «Водоканал Санкт – Петербурга», (далее ИС ЦРА) используемой для обеспечения подразделений ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» (далее – Предприятие) актуальной, достоверной и комплексной информации об абонентах Предприятия.
В данной системе существуют разделы – подсистемы: подготовка разрешительной документации и заключение договоров, автоматизированная система расчётов, хранилище данных, интернет сайт, анализ дебиторской задолженности.
Ключевые слова: информационная система, водоснабжение, водоотведение, абоненты, информационная система, информатизация предприятия.
Введение
Государственное унитарное предприятие «Водоканал Санкт-Петербурга» уже более 165 лет обеспечивает водоснабжение и водоотведение города. Сегодня абонентами Водоканала являются более 5 миллионов жителей Санкт-Петербурга и десятки тысяч предприятий и организаций [1].
Сложность пространсвенной и функциональной организации, многозадачность функционирования и непосредственное использование в своей деятельности природных ресурсов, обладающих высокой динамичностью изменения своих характеристик, позволяет рассматривать предприятие как специфический сложный природно-техногенный комплекс, эффективность упраления которого требует испольяование современных информационных технологий [2]-[3].
1. Внедрение ИС
Внедрение информационной системы на предприятия, как и любое серьезное преобразование, является сложным и зачастую болезненным процессом. Как показывает опыт, одной из причин неудачи внедрения ИС на предприятии является не столько неверно выбранная ИТ, сколько неадекватное управление предприятием. Внедрение ИС зачастую сопровождается ломкой существующих на предприятии производственных и управленческих процессов. Приходиться подстраивать их под существующие рамки логики системы. Даже при том, что система может являться достаточно гибкой, этого не избежать. Это может происходить и оттого, что перед внедрением достаточно формально были описаны проистекающие в организации внутренние процессы. [4].
К настоящему моменту времени, в соответствии с естественным развитием информационных систем (ИС) на предприятиях и в организациях, в основном решаются задачи формирования базы данных. Обычно этому предшествует сбор актуальной информации по нужной тематике. Затем эта информация анализируется и структурируется согласно выбранным критериями.
Следующий этап - интеграция с существующими атрибутивными базами данных и построения на их основе информационно-справочных систем (ИСС). ИС этого класса позволяют вводить, редактировать (исправлять или заменять), а также просматривать всю интересующую пользователя и атрибутивную информацию по предприятию [5].
2. Информационная система «ЦРА»
В 2009 году ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» приступило к оптимизации работы с абонентами. Первым этапом опимизациибыло решено начать опытную эксплуатацию информационной системы, которую планировалось использовать при работе с абонентами (заказчиками).
Вторым этапом внедрения ЕИС ЦРА в 2010 году было создание и введение в промышленную эксплуатацию подсистемы — «Центр по работе с абонентами» (ИС ЦРА). Подсистема поддерживает единую базу данных по клиентам и их обращениям, разрешительной документации, договорам с клиентами, показаниям приборов учета, начислениям, выставлениям, платежам, дебиторской задолженности. Это позволяет:
• проводить анализ заинтересованности потенциальных абонентов в услугах предприятия;
• контролировать процесс выдачи разрешительной документации и заклю - чения договоров;
• предоставить абоненту возможность получения разрешительной доку - ментации через Интернет, используя «Личный кабинет»;
• планировать объемы предоставления услуг водоснабжения/водоотведения;
• обеспечить своевременный и достоверный учет и формирование отчетности;
• повысить собираемость доходов.
Для перевода системы в промышленную эксплуатацию построено два центра обработки данных, на базе которых запущен отказоустойчивый кластер.
На сегодняшний день единая информационная система ЦРА является основным инструментом работы предприятия по взаимодействию с абонентами.
Внедрение новой информационной системы позволило сократить срок подготовки проектов договоров на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ. Срок подготовки и подписания проектов договоров Водоканала не должен превышать 10 рабочих дней с момента получения от абонентов заявлений на их заключение и необходимых для этого докментов [1].
Последние два года ИС ЦРА интегрируется с геоинформационной системой предприятия «Балтика». Структура ИС «Балтика» включает технические средства, программное обеспечение, картографическую и атрибутивную базы данных Предприятия и каналы информационного обмена. По сути, интеграция двух ИС является инструментом для отображения и использования информации названных баз данных и организации информационного обмена, позволяющим выполнять анализ и моделирование текущей ситуации и составление перспективного плана-прогноза будущих работ.
Информационная система ЦРА состоит из шести взаимосвязанных блоков: договорная подсистема, автоматизированная система расчетов, хранилище, WEB сайт, планирование, работа с дебиторсккой задолжностью. Ниже буде приведено краткое описание этих блоков.
Договорная подсистема имеет в себе сложную структуру информации об бонентах и объктах недвижимости. Данный раздел предназначен для процесса подготовки разрешительной документации, формирования актов разграничения эксплуатационной ответственности, ведения балансов водопотребления и водоотведения, саздания архивов, учета и оценки воздействия на экологию, подготовки документов для заключения договоров и непосредственно формирование договоров и дополнительных соглашений.
Атрибутное описание клиентов зависит от типа клиента. Система определяет три типа лиц: юридические лица, физические лица, предприниматели без образования юридического лица. Обязательными атрибутами клиента являются: полное и кракое наименование, организационно - правовая форма, тип клиента, признак финансирования, расчетный счет и юридический адрес клиента. Также все данные физического лица.
Автоматизированная система расчетов состоит из модулей, позволяющих вести упорядоченный учет всех взаиморасчетов пары абонент-предприятие. В даном разделе системы реализуются следующие процессы: ведение справочника тарифов и тарификации, прием и запись показаний приборов учета, формирование начислений формирование выставляемых документов, печать выставляемых документов, бработка оплат и квитовка, обработка возвратов банка, повторы и перевыставления, обработка отзывов платежных поручений из банка, работа с дебиторской задолженностью, предоставление пользователям справочной информации по расчетам, формирование периодических отчетных документов, протоколов и сводок.
Назначение подсистемы – вести справочник тарифов, применяемых к расчетам за услуги ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» с полной историей их изменения и обеспечивать тарификацию автоматических и ручных начислений. Система позволяет: поддерживать любое количество тарифных планов («групп водопотребления»), вести основные и «производные» тарифные планы, образующиеся из основных через коэффициенты, оперативно вносить данные об изменении тарифов вместе с информацией о нормативных документах, на основе которых производится изменение тарифов, тарифицировать начисления с учетом возможного изменения тарифов в периоде начисления.
Хранилище данных предназначено для хранения и последующего анализа различных данных, относящихся к основной деятельности предприятия.
Хранилище данных - реляционная база данных, спроектированная для запросов и анализа. Как правило, оно содержит "исторические" данные, собранные из разных источников. Специальные принципы проектирования систем такого типа позволяет достичь высокой производительности именно запросов аналитического характера и достаточно просто консолидировать данные из разных источников. Хранилище данных практически всегда имеет средства загрузки больших массивов внешних данных и средства оперативного анализа.
Интернет-сайт Центра по Работе с Абонентами ГУП «Водоканал СанктПетербурга» является представительством в сети Интернет ЦРА ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», далее Сайт. Сайт предназначен для обеспечения существующих и потенциальных клиентов актуальной информацией, относящейся к основной деятельности ЦРА. Помимо этого, для сотрудников и абонентов, имеющих соответствующие права, обеспечивается доступ к информации из базы данных (например, текущее состояние расчетов, задолженность, история плательщика и др.)
Система "Планирование" предназначена для создания, расчета, анализа и редактирования планов выставлений и поступлений с различными исходными параметрами, а также сравнения плановых и фактических выставлений и поступлений. Планы рассчитываются для каждого основного плательщика на любой период времени. Доступ пользователя к системе осуществляется через web-броузер и, если необходим более глубокий анализ данных, через Oracle Discoverer. Все исходные и рассчитанные данные хранятся в базе данных Oracle. Обеспечивает выполнение следующих функций: расчет планов, план выставлений, план поступлений, отчеты, настройка системы, пользователи системы, анализ планов.
Система анализа дебиторской задолженности предприятия предназначена для анализа выгруженных из существующей системы расчетов MSM данных следующего состава:
1. Информация о плательщиках;
2. Данные о выставленных счетах (платежных требованиях);
3. Данные о поступивших полных и частичных оплатах выставленных счетов. [6].
Заключение Абонентами Водоканала являются более 5 миллионов жителей Санкт-Петербурга и десятки тысяч предприятий и организаций. Внедрение информационной системы на предприятия, как и любое серьезное преобразование, является сложным и зачастую болезненным процессом. К настоящему моменту времени, в соответствии с естественным развитием информационных систем на предприятиях и в организациях, в основном решаются задачи формирования базы данных. Обычно этому предшествует сбор актуальной информации по нужной тематике. Затем эта информация анализируется и структурируется согласно выбранным критериями. Следующий этап - интеграция с существующими атрибутивными базами данных и построения на их основе информационно-справочных систем.
В 2010 году было создание и введение в промышленную эксплуатацию подсистемы — «Центр по работе с абонентами». Подсистема поддерживает единую базу данных по клиентам и их обращениям, разрешительной документации, договорам с клиентами, показаниям приборов учета, начислениям, выставлениям, платежам, дебиторской задолженности. Это позволяет:
• проводить анализ заинтересованности потенциальных абонентов в услугах предприятия;
• контролировать процесс выдачи разрешительной документации и заклю - чения договоров;
• предоставить абоненту возможность получения разрешительной доку - ментации через Интернет, используя «Личный кабинет»;
• планировать объемы предоставления услуг водоснабжения/вод
• обеспечить своевременный и достоверный учет и формирование отчетности;
• повысить собираемость доходов.
Информационная система ЦРА состоит из шести взаимосвязанных блоков: договорная подсистема, автоматизированная система расчетов, хранилище, WEB сайт, планирование, работа с дебиторсккой задолжностью.
В процессе работы с ИС «ЦРА» выявлены некоторые недостатки, такие как несвоевременное обновление информации об объектах, несовершенна работа по синхронизации данной программы с другими внутренними информационными системами Предприятия, работы по развизтию информационных систем и программ ведутся специальным подразделением ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» по сей день. В связи с этим необходимо усовершенствовать ИС «ЦРА» в направлении синхронизации с существующими и разрабатываемыми соответствующими базами данных, синхронизации данных при занесении и корректировке информации по абонентам и объектам, сисемы начисений и учета дебиторской задолжности.