Оценка синдрома эмоционального выгорания и уровня депрессии у студентов-медиков, работающих в период пандемии COVID-19 в медицинских учреждениях
Конференция: CVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Медицина и фармацевтика
CVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Оценка синдрома эмоционального выгорания и уровня депрессии у студентов-медиков, работающих в период пандемии COVID-19 в медицинских учреждениях
Аннотация. В данной статье проводится анализ развития синдрома эмоционального выгорания и уровня депрессии у студентов-медиков, работающих в период пандемии COVID-19.
Ключевые слова: эмоциональное выгорание, депрессия, COVID-19
Введение. Проблема коронавирусной инфекции, которой Всемирной организацией здравоохранения присвоено официальное название COVID-19 (Coronavirus disease 2019), затронула все страны и все население планеты, однако главный удар в этой тяжелой ситуации принимают на себя медицинские учреждения и работающий в них персонал.
Актуальность. В связи со сложившейся ситуацией пандемии COVID-19 в 2020 году многие студенты медицинских вузов были привлечены к работе с пациентами, болеющими коронавирусной инфекцией, при этом они продолжают обучение. Возросшая нагрузка в учебной и профессиональной деятельности на этих студентов отразилась на их психическом и физическом состоянии.
Цель – исследовать синдром эмоционального выгорания и уровень депрессии студентов-медиков Кировского государственного медицинского университета (Кировского ГМУ), работающих в период пандемии COVID-19 в медицинских учреждениях города Кирова.
Задачи:
- Исследовать эмоциональное выгорание у студентов-медиков, работающих в период пандемии COVID-19 в медицинских учреждениях города Кирова.
- Оценить уровень депрессии у студентов-медиков.
- Разработать план рекомендаций.
Материалы и методы. Обследовано 86 студентов Кировского ГМУ (средний возраст 22±1,8 лет), из них 56 чел. (65,1%) студентов лечебного факультета и 30 чел. (34,9%) – педиатрического; девушек – 64 чел. (74,4%) и юношей – 22 чел. (25,6%).
Среди респондентов проживали самостоятельно 64 чел. (74,4%), состояли в браке – 14 чел. (16,3%), жили с родителями – 8 чел. (9,3%).
Были трудоустроены в медицинские учреждения города Кирова с 4 курса – 28 чел. (32,6%); с 5 курса – 23 чел. (26,7%), начали работать в период пандемии с весны 2020 г. – 24 чел. (27,9%), остальные 11 чел. (12,8%) совмещали обучение с работой с первых курсов.
Работали в стационаре инфекционного госпиталя 58 чел. (67,4%), на станции скорой медицинской помощи – 18 чел. (20,9%), в городских поликлиниках – 10 чел. (11,6%), из них выполняли суточные дежурства 67 чел. (77,9%). Были привлечены к оказанию специализированной помощи пациентам с коронавирусной инфекцией – 62 чел. (72,1%).
Использовались методы экспериментально-психологической диагностики (тест «Синдром эмоционального выгорания (СЭВ)» К. Маслача и С. Джексона; тест «Шкала самооценки депрессии» В. Зунге, адаптированный Н.Е. Водопьяновой), для получения дополнительной информации о социальном статусе и психологическом состоянии респондентов был проведен опрос авторской анкетой. Статистическая обработка результатов проводилась методом описательной статистики, с использованием программы Excel 16.
Результаты исследования.
По результатам опроса было отмечено, что у 58,1% респондентов появилось больше возможности совершенствовать практические навыки, работая в медицинских организациях при дистанционной форме обучения. Большинство студентов (55,8%) ответили, что осуществляли профессиональные обязанности с искренним желанием помочь пациентам с коронавирусной инфекцией, а также было отмечено, что дополнительный заработок помог улучшить материальное положение у 53,5%.
У 43,0% студентов за шесть месяцев работы и учебы в период пандемии не было отмечено каких-либо затруднений в усвоении учебной программы, трудности с учебным процессом были отмечены у 38,4%, появление интереса к совершенствованию своих медицинских знаний и самообучению был отмечен у 18,6%.
Большинство респондентов (53,5%) отметили, что повышенная занятость на работе значительно ограничила возможность встреч с родственниками и они стали больше переживать за здоровье родных.
Субъективная оценка самочувствия респондентов выявила, что у 50% опрошенных ухудшилось психологическое состояние, снизилась физическая выносливость – 32,6% и работоспособность – 12,8%.
Оценивая свое психоэмоциональное состояние, отметили появление быстрой утомляемости 80,3% студентов, раздражительности – 39,5%, тревожности – 37,2%, нарушения сна – 32,6%, плаксивости – 11,6%.
По результатам исследования синдром эмоционального выгорания был выявлен у 33,7% респондентов, при этом высокие показатели СЭВ отмечены у 5,8%. При анализе проявлений СЭВ высокое психоэмоциональное истощение обнаружено у 25,6%, деперсонализация – 5,8%, редукция личных достижений – 2,3%.
Депрессия выявлена у 13,9% (легкий уровень – 11,6%, средний – 2,3%).
Выводы.
Таким образом, исследование показало, что у большей части студентов, работающих в медицинских учреждениях в период пандемии COVID-19, выявлено физическое и психическое утомление, сопровождающиеся эмоциональными нарушениями (раздражительность, плаксивость, тревожность). У одной трети респондентов были выявлены признаки СЭВ, в большинстве случаев (76%) это были проявления психоэмоционального истощения, у части опрошенных были выявлены признаки деперсонализации (17%) и редукцией личных достижений (7%), что свидетельствует об истощении личностных и профессиональных ресурсов на фоне повышенных нагрузок.
В связи с этим, необходимо своевременно диагностировать первые признаки СЭВ у студентов-медиков, работающих в период пандемии COVID-19, и проводить медико-психологические реабилитационные мероприятия, которые включают профилактику СЭВ (рациональный режим труда, разнообразный досуг (активный, творческий, семейный и др.), регулярные прогулки, полноценный сон, регулярный прием пищи, витаминотерапия, профилактика инфекций) и при необходимости психотерапевтическую помощь.